Твердеет день посмертной маской
Николай Грицанчук (08/06/2023)
(многоуровневый эпитемный поэтический словесный текст)
От автора
Вашему вниманию представлен один из множества возможных вариантов прочтения объёмного художественного, в данном случае эпитемного, поэтического текста в виде более привычной для восприятия и чтения плоскостной, линейной последовательности, то есть текста, который читается сверху вниз.
Многомерный, эпитемный многоуровневый словесный поэтический текст отчасти напоминает изомер (изомеры — вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и свойства в зависимости от положения). В нём так же, как в изомере, в зависимости от изменений пространственного положения стиха, четверостишия, стихотворения внутри текста меняется очередность прочтения стихотворений, их смыслы, характер эмоций.
В данном конкретном случае структуру словесной конструкции формируют эпитемные связи на уровне стихотворений, стихов, четверостиший.
Техники сложения поэтических текстов, даже в пределах одного эпитемного многоуровневого текста, могут быть различными. Таким образом, внутри многоуровневого, эпитемного текста могут быть стихотворения, написанные с применением различных стихотворных техник.
Кроме разъяснения «От автора , всё остальное составляет один эпитемный многоуровневый художественный поэтический текст. Любой читатель, исходя из своих ментальных предпочтений и творческих возможностей, может продолжить структурно изменять стихотворение, извлекая новые смыслы и эмоционально их окрашивать.
Такие формы, как, например, венок сонетов, стихотворный цикл, далеки от эпитемного многоуровневого текста, поскольку их структура, внутритекстовые связи принципиально иные.
1
Растаял снег, как гнев остывший,
Вновь восклицают самокаты.
Тепло живительной прививкой
Сухие фантики крылатит.
Стремятся звуки, словно пчёлы,
Не в улей – в сотовую вышку,
И телефонов бродят толпы,
Воспламеняя страсти вспышкой.
Видны на ощупь перемены
На хлебной корке старой липы.
По сторонам, подобно генам,
Бульвар смонтирован из клипов.
Всё, что снаружи, беспредельно.
На перекрёстках громче бубны.
Живые корни в подземельях,
Как рельсы в тексте душегуба.
Без страха жить в иных глубинах
ИИ играет в человека.
Программный код пронзят морщины –
Не ночь, не улица с аптекой.
2
Весна. И трепетные крики
Вплетают чайки в свежий ветер.
Над прошлогодним полем битвы
Флаг реет крокусом трехцветным.
Всё было, не было – сольются,
Деревья дышат полной грудью.
Вот-вот в тиши цвета салюта
Парк выбросит из всех орудий.
Огонь и блеск в зрачках зарыты,
Гром будут рвать немые звуки.
Остынет вечером убитый,
Цвет, словно кровь, согреет руки.
3
Мазок нанёс неандерталец –
Зачин вечернего узора.
Растут домов инициалы,
Сверкают пятки светофоров.
Беззвучно пишут тексты ветви,
Тьма превращается в монахов.
Живое небо мягко светит
Луной, окрашенной на пасху.
В жилье подсвеченные лица
Увлечены всемирной сетью.
И, словно сказочные принцы,
Все претендуют на планету.
Пластичный мозг подобен зыби –
Рождает грёзы, злата груды.
Порой не в силах сделать выбор,
Реально мечется рассудок.
Царевна спит в открытом склепе.
Бледнеет ночь, уходят страсти.
Пусты экраны, окна слепнут,
Твердеет день посмертной маской.
4
Полёт шаров, воздушных змеев
В стеклянной полусфере лупы,
Что увеличено больнее
Заиндевелыми нащупать.
Гигантом мелкая ошибка
В непредсказуемость уносит,
Где от простейшего ушиба
Меняет лик враждебный космос.
Внутри, снаружи оболочка,
Неустранима сердцевина.
Без правил снова жизнь клокочет,
Плетя кривые серпантина.
Весомым звуком эхо режет
Бисквит заоблачного кашля,
Вершина в белом, как подснежник,
Вином напитывается пашня.
Нельзя, как в полдень, тенью выбыть,
Не станет месяцем лунатик.
Шары икры гигантской рыбы
Напоминают циферблаты.
5
Тепло ушло и, кажется, навечно.
Как холодно в начале мая,
Так, словно мастер дел заплечных
Ломает жизнь за дверью рая.
Не четвертован, не обуздан,
День тянется бессмертно долго.
В пронзительной зелёной стуже
Взлететь стремятся листьев толпы.
Погодный сдвиг простуду вбухал,
Спирали клумб – следы воронок.
Сырую землю полнят слухи
Под барабаны перепонок.
В дыму рассеялось былое,
Цвести всему настало время.
И сбор красот идёт без сбоев
По прошлогодней рваной схеме.
Похож морщинистый шиповник
На заживающие раны.
В пакете вновь исходят кровью
Битком набитые тюльпаны.
6
Миры превращены в записки
И в бездну вброшены охапкой.
Их текст заумен и неистов
И может быть последней каплей.
Есть подозренье на подделку,
Но выбор сделан, в тьме кромешной
В начале года вместо ели
Звезда сияет на черешне.
Летим сквозь время осевое,
За нами шлейф смертельных споров.
Лучится дуло мировое –
Вопрос в зрачке округлой формой.
7
Провидцы, колдуны и божьи люди
Через мосты, нейтральные площадки,
Продляя жизнь, обмениваются чудом,
Со смыслами других играя в прятки.
Им в помощь храм и заросли сирени,
И памятные доски с адресами.
Ушедших лиц заоблачные тени
Искусство превозносят соловьями.
8
Летим сквозь время осевое,
Через мосты, нейтральные площадки,
Лучится дуло мировое –
Со смыслами играя в прятки.
Пластичный мозг подобен зыби:
Провидцы, колдуны и божьи люди
Порой не в силах сделать выбор,
На слух обмениваются чудом.
Им в помощь храм и заросли сирени,
Порой палач, порой заступник.
Ушедших лиц заоблачные тени
На перекрёстке встретят бубны.
9
Всё, что снаружи, беспредельно.
Весна. И трепетные крики,
Живые корни подземелий
Вплетают чайки в свежий ветер.
Миры превращены в записки,
Бледнеет ночь, уходят страсти.
Их текст заумен и неистов,
Твердеет день посмертной маской.
Огонь и блеск в зрачках зарыты,
И в бездну вброшены охапкой.
Остынет вечером убитый –
Он может быть последней каплей.
10
Не четвертован, не обуздан
Зачин вечернего узора.
В пронзительной зелёной стуже
Сверкают пятки светофора.
Беззвучно пишут тексты ветви,
Погодный сдвиг простуду вбухал,
Живое небо мягко светит,
Сырую землю полнят слухи.
В жилье подсвеченные лица
В непредсказуемость уносит,
И, словно сказочные принцы,
Меняет лик враждебный космос.
11
Похож морщинистый шиповник
На заживающие раны.
В пакете вновь исходят кровью
Битком набитые тюльпаны.
Стремятся звуки, словно пчёлы,
Не в улей – в сотовую вышку,
И телефонов бродят толпы,
Воспламеняя страсти вспышкой.
Нельзя, как в полдень, тенью выбыть,
Не станет месяцем лунатик.
Шары икры гигантской рыбы
Напоминают циферблаты.
Беззвучно пишут тексты ветви,
Тьма превращается в монахов.
Живое небо мягко светит
Луной, окрашенной на пасху.
12
Гигантом мелкая ошибка
В непредсказуемость уносит,
Где от простейшего ушиба
Меняет лик враждебный космос.
Миры превращены в записки
И в бездну вброшены охапкой.
Их текст заумен и неистов
И может быть последней каплей.
Погодный сдвиг простуду вбухал,
Спирали клумб – следы воронок.
Сырую землю полнят слухи
Под барабаны перепонок.
Тепло ушло и, кажется, навечно.
Как холодно в начале мая,
Так, словно мастер дел заплечных
Ломает жизнь за дверью рая.
Последние публикации:
Арт-рынок России. Столичный сегмент –
(24/10/2024)
Эпитемизм как современное искусство –
(14/10/2024)
Морозный хруст кленовых чипсов –
(14/08/2024)
Проект «Непросчитанные эмоции». Теоретическая основа проекта –
(08/08/2024)
Мобильные состояния –
(26/02/2024)
Цветных карандашей затылки –
(10/04/2023)
Волшебная поляна (Из сборника «Тень тени») –
(15/03/2023)
Пломбир ванильного жасмина –
(13/01/2023)
Эпитемизм – что это такое? –
(17/11/2022)
Неопознанное –
(25/10/2022)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы