Комментарий | 0

Эпитемизм как современное искусство

 

 

Эпитемизм[1] – созидающее мировосприятие и миропонимание. В более узком значении это термин из области культурологии, визуального искусства и литературы. Эпитемный подход (epithemism) – теория и творческий метод взаимонаправленного действия, совокупность составляющих, необходимых для создания художником произведения искусства, а в дальнейшем образующих ключ для его понимания зрителем или читателем.

В число основополагающих элементов эпитемного подхода в искусстве входят два ключевых представления. Реальность (действительность) – пространство, в котором возможна физическая смерть наблюдателя. Ментальная реальность – то, что исчезает вместе с наблюдателем.

Эпитемизм – составное слово. Суффикс «изм» образует существительное, которое описывает теорию или художественное движение. «Эпи» – первая часть составного слова, означающая расположение поверх, выше, возле чего-нибудь, следование за чем-нибудь. «Тема» – существующее или возможное, то, что мы в данное время рассматриваем. Кроме того, понятие «эпитема» мы также наделили значениями «меж» и «сквозь».

Культурологический термин эпитема[2] – описывает ментальные пересечения изотем ( об этом понятии см. ниже), отражающих существующие и возможные связи между понятиями, терминами, изотемами, явлениями науки, техники, искусства, политики, бизнеса и т. д. Простейшее графическое отображение эпитемы – это две пересекающиеся изотемы, две пересекающиеся линии, отражающие связи между между понятиями, терминами, явлениями двух изотем, причём понятие «изотема», изначально призванное описывать пересечение исследовательских тем в области гуманитарных наук, характеризует существующие и возможные связи и в других сферах человеческой деятельности. Простейшее графическое отображение изотемы – две точки и линия между ними, то есть два понятия, термина, явления и связь между ними.   

В 2013 году в тексте «От изотемной концептологии к эпитемной антропологии», опубликованном в литературно-философском журнале «Топос», были сформулированы и представлены читающей публике   основания для констатации   существования эпитемных взаимодействий в области  современного искусства и культурологии. Со временем, с опорой на накопленный опыт, они были дополнены и доформулированы следующим образом:

1. Мы исходим из того, что физический мир (материальный) качественный       результат соотношений физических постоянных, ментальный –  качественный результат соотношений постоянных ментального мира, то есть, соотношений констант культуры. Мир человека и сам человек – качественный результат соотношений констант физического мира и констант культуры

2. Художественные произведения, в частности произведения визуального искусства и литературные произведения, рассматриваются не только как носители «изотем» – воображаемых линий, отражающих существующие связи между понятиями, терминами из различных областей гуманитарной науки, но и как носители «эпитем» – ментальных пересечений изотем, отражающих существующие и возможные связи между понятиями, терминами, изотемами, явлениями науки, техники, искусства, бизнеса, политики. Изотема – частный случай эпитемы.

Культура – контекстное существование эпитем.

3. Любое произведение визуального искусства, литературы воспринимается и прочитывается, сознательно или бессознательно, как сложно организованный знак или как система знаков. Принадлежность к тому или иному виду искусства, течению, жанру, стилистике предопределяет соотношение между составляющими знака по Фреге – предмета, изображения-имени и его смысла, интенсивность их взаимодействия, взаимонаправленные связи между ними. Простейший знак и идеальные связи между тремя его составляющими принято изображать в виде равностороннего треугольника. На деле любой знак имеет свои особенности, позволяющие отличать его от других. Соответственно и стороны треугольника (связи) могут быть различными по величине, а в ряде случаев даже отсутствовать. Не менее важен «масштаб» действительных и ментальных пространств, реальные и ментальные «расстояния» до знаков.  

4.Эпитемные связи не только выявляются и описываются, но и моделируются. Модель для выявления существующих и возможных эпитемных связей субъективна. Вместе с тем, при определенных установках, она может быть и прогностической. Эпитемные связи и их носители в своём большинстве могут быть визуализированы.  

5.Открытые интерактивные междисциплинарные системы хранят, воспроизводят, передают не только информацию, но и эмоции. Части целого, взаимосвязанные ранее не существовавшими связями, – генерируют новые качества целого.

6.Степень воздействия произведения искусства на зрителя (читателя) в немалой степени зависит от качества и широты восприятия им эпитемных связей значимых для культуры в целом. Визуальная составляющая произведения искусства при необходимости способна и должна существовать самостоятельно, быть самоценной даже при отсутствии разъясняющих или комментирующих текстов. Произведение искусства воспринимается зрителем в целостной полноте, одномоментно, либо эмоциональному отклику предшествует фаза осмысления и анализа.

Более широкое понимание «текста», его визуальной составляющей даёт возможность при рассмотрении особенностей эпитемного художественного текста опереться как  на связку читатель-зритель, так и на связку зритель-читатель. 

Произведение искусства взаимодействует с читателем или зрителем, образуя существующий здесь и сейчас комплекс эпитем. При этом читатель или зритель – необходимая и органическая составляющая эпитем.  Субъекты миропонимания воспринимают и преобразуют не внешний мир, а ментальную модель мироустройства, его часть или элементы, предложенные автором того или иного художественного произведения, которое зритель созерцает или читатель считывает. 

Читатель как зритель или зритель как читатель в одних случаях взаимно и попеременно демонстрируют подчиненную роль, в других могут усиливать и обогащать ту или иную сторону субъекта, в зависимости от того, какая из составляющих в существующих обстоятельствах является ведущей, какая в буквальном смысле точка зрения преобладает.  

Если воспользоваться терминами «интертекстуальность», «интертекст», «Idem-forma» как инструментами при анализе художественного текста, то в результате появится литературоведческая статья. Аналогичное приложение  к анализу этого же текста терминов «эпитема», «эпитемизм» приведёт к созданию нового художественного произведения либо культурологического текста.    

При созерцании картины на холсте или цифрового произведения искусства на экране отсутствуют ограничения, обусловленные глубиной, масштабом, краями. Всякого рода ограничения преодолеваются, при этом ничего не разрушается и не поглощается, поскольку понятий «вне её», «за её пределами» для ментальной составляющей картины не существует, как не существует для нее и иного, чужеродного пространства и времени.

Как только картина представлена публике, то, что заложено в неё автором, становится не отделимым от зрительских представлений. Ментальная составляющая картины – это, как правило, авторский замысел, в той степени, в которой он реализован и считывается зрителем, а также собственные, практически ничем не ограниченные ментальные представления зрителя, вытекающие из модели мироустройства, существующей в его сознании на момент созерцания.

В момент созерцания зритель находится одновременно и внутри картины, и вне её – в неделимом состоянии, в неделимом пространстве, в процессе очередного обновления своего варианта мироустройства. При этом существует только он – единственный и неповторимый наблюдатель. В момент созерцания то, что считывается с картины, и то, что уже существует в сознании зрителя, содержательно может не совпадать, но всё это ментально реально и в результате очередного неизбежного обновления миропонимания вписывается в обновлённую, непротиворечивую модель мироздания, заполняющую собой всё мыслимое зрителем пространство. Равнозначный по сути, хотя и более протяжённый во времени процесс восприятия, имеет место  и при чтении литературного художественного произведения.

Интеллектуальные усилия читателя или зрителя являются необходимым условием для возникновения многоуровневых эпитемных связей способных активно формировать различные варианты внешне-внутреннего мира человека. А также порождать нечто большее, чем исходные предпосылки и смыслы.

Эпитемное поле деятельности формирует не главенствующая идея или концепция, вокруг которой группируются или объединяются, – что, как правило, и происходит, – художники или литераторы. Идеи в области искусства, какими бы передовыми и продуктивными они не были, за относительно небольшие промежутки времени достигают пика применимости, после чего неизбежно следует спад и отрицание. Гораздо эффективней иной подход: взаимный обмен идеями между самостоятельно мыслящими творческими индивидуальностями, которые  свободны в своих действиях и не связаны никакими обязательствами. Их усилиями формируется и поддерживается живая, постоянно обновляемая творческая среда. Идеи отмирают – среда неуничтожима.

Эпитемизм стремится к сопряжению знаний о различных сторонах процессов мировосприятия с творческими поисками субъектов миропонимания.

08-05-2024 г.   

 

[1] Впервые понятие «эпитемизм», обобщающее определённое мировосприятие и миропонимание, было употреблено   в 2014 году в моей статье «Один ответ на три вопроса», опубликованной в журнале «Топос».

[2] В биологии и медицине термин «эпитема» имеет другие значения, отличные от значения термина, принадлежащего культурологии.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка