Комментарий | 0

Тезисы (от изотемной концептологии к эпитемной антропологии)

  1. Мы исходим из того, что физический мир – качество, результат соотношений физических постоянных, ментальный – качество, результат соотношений постоянных ментального мира – соотношений констант культуры. Человек, наблюдатель – объединяющее начало двух миров; мир человека и сам человек – качественный результат соотношений констант физического мира и констант культуры. Константы, соотношения констант физического мира существовали и до появления наблюдателя, человек лишь осознал и частично выявил их.   
  2.    Другими словами, при исчезновении человека прекрасное «растворяется» в объективно существовавшей и до появления наблюдателя Вселенной. Для человека наблюдающего и мыслящего, а иным он и быть не может, на наш взгляд, существует однозначное соответствие:  гибнет наш мир – гибнет красота, и наоборот. Эволюционно-материальные, физические факторы, сформировавшие тело человека, – свет, земное тяготение, потребность восполнять энергию – являются оптимальными и целесообразными. Таким же оптимальным и важным для выживания, несмотря на кажущуюся бесполезность, является и прекрасное: прекрасное неотделимо от человека. Речь идет не только об эстетических, но и этических ориентирах.
  3.    Части целого, взаимосвязанные ранее не существовавшими связями, – генерируют новые качества целого.
  4.    Обобщая существующие результативные попытки приложения естественнонаучных знаний, методологий естественных наук в изучении произведений искусства и создании художественных произведений, мы  наблюдаем, что при различных подходах – симметрологическом, эстетическом , информационном, синергетическом и т.д.  – в объединяющей их основе, обнаруживаются две характерные составляющие – все углубляющееся восприятие, понимание и анализ художественных моделей мира по линии развития взаимодействия знаков и различных знаковых систем и взаимопроникновение контекстов в поле взаимодействующих констант культуры (науки и искусства). Открытые интерактивные междисциплинарные системы - научные гипотезы, художественные произведения, - созданные и существующие в междисциплинарной области, хранят, воспроизводят, передают не только информацию, но и эмоции.
  5.    В частном случае, любое  произведение изобразительного искусства, литературы воспринимается и прочитывается, сознательно или бессознательно,  как сложно организованный знак или как система знаков. В основе принадлежность к тому или иному виду искусства, течению, жанру, стилистике предопределяет  соотношение, интенсивность, направленность прямых и обратных связей между составляющими знака по Фреге – предмета, изображения (имени) и его смысла. Графически простейший знак и идеальные связи между тремя его составляющими принято изображать в виде равностороннего треугольника. На деле любой знак имеет свои особенности позволяющие отличать его от других. Соответственно и стороны треугольника (связи) могут быть различными по величине,  и в ряде случаев даже отсутствовать.
  6.     Картины, литературное произведения рассматриваются не только как носители «изотем» (термин Ю.С.Степанова) – воображаемых линий, отражающих существующие связи между понятиями, терминами из различных областей гуманитарной науки (изотема тот же концепт), но и как носители «эпитем»  (термин Н.И.Грицанчука) – ментальных точек пересечения изотем, отражающих существующие и возможные связи между понятиями, терминами, концептами науки, техники, искусства, бизнеса, политики. Одно из возможных определений культуры – интертекстуальное, контекстное существованиеэпитем. В семиотико-культурологическом значении необходимость возникновения и область приложения термина «эпитема» обоснована автором в статье «Наука. Культура. Опыт моделирования».
  7.    Важные качества части носителей эпитемных связей – самоорганизация, самоподобие. Эпитемные связи не только выявляются и описываются, но и моделируются. Модель по выявлению существующих и возможных эпитемных связей субъективна. Вместе с тем, при определенных установках, она может быть и прогностической.  Эпитемные связи и их носители в своем большинстве визуализируются. 
  8.     Не менее важен «масштаб» действительных и ментальных пространств, действительные и реальные «расстояния» до знаков. Действительность – пространство, в котором возможна реальная смерть наблюдателя. Ментальная  реальность – то, что в случае смерти наблюдателя исчезает вместе с ним.
  9.    Степень воздействия произведения искусства на зрителя (читателя), в немалой степени зависит от качества и широты восприятия им эпитемных связей, значимых для культуры в целом. Визуальная составляющая произведения искусства при необходимости способна и должна существовать самостоятельно, быть самоценной даже при отсутствии разъясняющих или комментирующих текстов. Произведение искусства воспринимается зрителем в целостной полноте, одномоментно, либо эмоциональному отклику предшествует фаза осмысления и анализа.
  10.   Предмет нашего рассмотрения мыслящие, читающие, воспринимающие, творящие  наблюдатели, а также знаки, понятия, термины, концепты, эпитемы, их взаимодействие и взаимовлияние.
  11.    Наш подход применим как в литературе, так и в области изобразительного искусства.  

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка