Поэзия
Дожди. Куплеты. Ласточки. Зима.
— Евгений Попов
(28/11/2025)
Я в чью-то форточку кинул строчку, \ Оттуда выскочил рыжий кот. \ Рот разинул, споткнулся о кочку \ Прохожий. И зазвучал аккорд. \\ Потом в аккорд залетает ветер \ И птичья стая, и детский крик. \ И шепчет туча: «Забудьте о лете!», \ И затушёвывает солнечный блик. \\ Прохожий смылся куда-то, зевая, \ К окнам медленный снег приник. \ Он долго парил, не уставая. \ Солнце! Зимы заиграл цветник!
Здесь без меня уже не будет той красы...
— Игорь Трофимов
(27/11/2025)
мне столько ещё надо рассказать \ того, чего ещё я не придумал – \ я словно настороженная пума \ крадущаяся в ваших головах...
Отклики на книгу поэта и православного священника СЕРГЕЯ КРУГЛОВА «Записки почерком Times New Roman» (окончание)
— Владимир Буев
(26/11/2025)
«Как хорошо, о Боже! Только бы \ Не стало лучше, чем в текущий день» \ — такие отче услыхал мольбы. \ Но комментариев не дал — кремень.
"...нас ведёт то ли Бог то ли баг то ли бакс..."
— Павел Васкан
(25/11/2025)
Всё это так трогательно: \ взводить курком клёкот строчек – \ протяжный, пропахший кофе \ и пугливостью города, \ вжавшегося в тягучий вечер \ ещё одного не отданного пока что лета; \\ заботливо их чистить, сдирать коррозию\бесчисленных лакун и поправок, \ пытаться свернуться и сиять в каждой букве, \ комкая дни, \ черновики, \\ или просто – не пугать жизни, \ притаившейся за углом разнежившейся кошкой \ (или Бог ещё знает кем разнежившимся).
Отклики на книгу поэта и православного священника СЕРГЕЯ КРУГЛОВА «Записки почерком Times New Roman»
— Владимир Буев
(21/11/2025)
...батюшка отмашку дал, публично благословил. А в запрещённом фейсбуке, когда я выкладывал туда свои рифмованные «аллюзии» и «мотивы», он по ходу дела эти публикации лайкал. Значит, не грех.
Поехали! Вот что получилось.
…Все рифмы, само собой, посвящаются красноярской студенческой юности и персонально Сергею Круглову.
Поехали! Вот что получилось.
…Все рифмы, само собой, посвящаются красноярской студенческой юности и персонально Сергею Круглову.
Черверостишные хроники (42)
— Мих. Ковсан
(20/11/2025)
Голая правда, правдивая голость, \ Новая старость, старая новость — \ Мысли скольжение, слов сочетанье, \ Смыслов сложение и вычитанье.
Август фон Платен. Сонеты
— Игорь Белавин
(18/11/2025)
Быть инструментом – вот судьба поэта; \ Из тысячи печалей высекает \ Мир искру гения; творенье оживает, \ Когда творец, став жертвой, сжит со света. \\ Завидовать сей жизни так нелепо... \ Что в ней хорошего? Счастливцем кличут \ На алтаре ль тельца? Не верьте слепо, \\ Когда певца сверх меры возвеличат: \ Он знал все яды, ведал тайны склепа, \ И лишь покоя не имел в наличье.
Проза
Одна строчка и секреты мира
— Юрий Тубольцев
(26/11/2025)
Молодой писатель, Максим, прочитав Достоевского, «Преступление и наказание», подражая Раскольникову, написал первую строчку своего будущего романа: "Я убил человека". Но у него был склероз и ему показалось, что он написал весь роман. Максим отвез рукопись в редакцию. Редактор обнаружил в романе «тайные масонские символы» и обратился в органы. Органы решили узнать, откуда в романе Максима тайные масонские символы. Но как органы могли найти в недописанном романе тайные масонские символы, если там всего одна строчка?
ЗАКОН СУРОВ, НО ЗАКОН. Дела № Х. Дело № 81/Б
— Наталья Симон
(25/11/2025)
О человеке, который хотел быть свободным, но оказался любим.
Параллельная пластика сна
— Александр Балтин
(24/11/2025)
Вот же она: вымпелы эмоций играют на щеках, улыбка серо-зелёных глаз слоится по земному, узкие кроссовки, старые джинсы, лёгкая блузка…
Онтологические прогулки
Ощущения как непреодолимая граница между живым и неодушевленным
— Юрий Низовцев
(01/12/2025)
Ощущения есть единственное основание для человеческого ума, указывая на вторичность мышления. Подтверждением первичности ощущений, а не разума, является безжизненность искусственного интеллекта, который, обрабатывая информацию подобно мозгу человека, кажется мыслящим существом, но на самом деле этот бесчувственный предмет, не заинтересован в собственном существовании, а всего лишь функционирует в соответствии с приданным ему программным обеспечением до момента отключения внешним пользователем.
Детерминизм и «Тьма»
— Магомед Абакаров
(27/11/2025)
Возможно, наша свобода не в обстоятельствах, а в попытке найти в них свой смысл. Подобно Йонасу Канвальду, который не останавливался в попытках разорвать петлю, хотя исход казался предрешённым. Мы не знаем наверняка, есть ли у нас свобода, но знаем, что можем бороться за неё.
Литературная критика
Последний день поэта. «В область свободную влажного Бога». Евгений Баратынский
— Наталия Кравченко
(01/12/2025)
Никогда ещё прежде у Баратынского сама музыка стиха не звучала так мажорно, открыто, светло, как здесь. Всё в этом стихотворении было необычно для поэта: и восхищение одним из достижений «железного века» – пароходом, и короткие, отрывистые фразы, придающие стиху напряжённость и динамичность, и какая-то безоблачная ясность и непосредственность чувства. Это опыт абсолютно новой поэзии Баратынского и, казалось, за этим брезжит новая страница его жизни.
Физика любви или аннигиляция диалектической пары: физик-лирик
— Михаил Стригин
(28/11/2025)
Игорю Метельскому удаётся уникальный множественный синтез. Он смог получить поэтические строфы, не зарегистрированные доселе и не отмеченные ни в одной поэтической таблице Менделеева. Игорь смог поженить физику и лирику. Тексты настолько плотны, что, видимо, поэзия конденсируется в физику, но при этом легки, как будто физика испарилась, превратившись в пар лирики.
Последний день поэта. В бесчасьи. На черте. Константин Бальмонт
— Наталия Кравченко
(24/11/2025)
От былой восторженности, экзальтированности не осталось и следа. «Хоть умереть бы!» – пишет он в письме другу. И трудно поверить, что это признание принадлежит тому же Бальмонту, который «в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце».
Ротация в литературе продолжается
— Александр Андрюшкин
(20/11/2025)
Прозу Игоря Михайлова и Анастасии Писаревой я разобрал как примеры показательные. В прошедшие десятилетия они писали так, как если бы в культуре не было западного диктата. И встречали приговор: «Значит, непрофессионалы. Пишут без расчёта на публикацию». Похожим образом пожимали плечами в адрес Филиппова, Лагутина, Долгарёвой… «Ну да, сумел (сумела) выпустить книжку-другую, но никогда не попадёт в мейнстрим». И вдруг мейнстрим сам пришёл в гости! Значит, необязательно было соответствовать стандартам Запада; оказалось, что русское самостояние – нечто большее, чем комплекс неполноценности!
Искусство
Глухой черный Сезанна и русское искусство: импрессионизм, модернизм, европейское искусство начала XX века
— Нина Щербак
(19/11/2025)
О взаимовлиянии европейской и русской живописи в XX веке.
Жизнь как есть
Летопись уходящего лета (40)
— Виктор Райков
(01/12/2025)
Человечество – как недалёкий дачник: личный участок выхаживает до блеска, а отбросы – через забор. Оттого всемирная свалка станет новой обширной экологической нишей с прогрессирующим биоценозом. В этих условиях ранимой и обидчивой природе сподручнее сотворять не миниатюрных львов и волков, а гигантских комаров, крыс, хищных крабов и стаи воронья с бронебойными клювами и когтями-лезвиями. Почитайте про всё это в книге «Эволюция будущего» мыслящего американца Питера Уорда – а я вернусь доживать в своём пока ещё терпимом настоящем.
Летопись уходящего лета (39)
— Виктор Райков
(24/11/2025)
От Нади сохранилась её фотография – с той поры, когда наш класс дежурил на Мемориале Славы. Моя зазнобушка медленно идёт по аллее с памятными плитами по бокам, золотыми надписями на них и цветами. На ней форменная курточка с блестящими пуговицами и комсомольским значком; на волосах беретик чуть набекрень; на ногах белые гольфы, чёрные лакированные туфельки и юбка того же цвета, значительно выше колен. Позади неё Вечный Огонь и обелиск, за ними парапет над высоким обрывом. А дальше видна тускло-серая плоскость, резко отделённая от светлого пространства вверху – это конечно лиман. Будто по сговору уместились тут и щемящее для меня человеческое, и такое же потустороннее.
Лаборатория слова
На стороне человека - творца
— Екатерина Зыкова
(18/11/2025)
Темы нынешней встречи: Большие языковые модели. Нейросети – что с ними происходит в мире? Нейросети и литература. Нейросеть как писатель и как читатель.
