Искусство:
Ирина Димура —
Ад декоративных. «Упакованные грёзы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева»
— Охарактеризовать дух Interbellum,а как в искусстве, так и в литературе, выявить хрупкое равновесие его тенденций и противоречий в образе жизни и психологии, поставить под сомнение в его противоречиях призыв к новому порядку — амбиции настоящей работы. Конечно, в ней предсознательные импульсы, лежащие в основе очарованности историей.
(04/07/2025)
Жизнь как есть:
Виктор Райков —
Летопись уходящего лета (19)
— Затхей был большая голова. С его нажитыми капиталами и сотнями гектар лозы, от городка до самого моря, это надо же было так приглянуться новой власти, чтобы выдвинула она его в Почётные Консультанты по виноградарству! Из подхалимов, угодников он точно не был – и кто знает, что творилось в нём, когда со многим из нажитого пришлось, скрежеща зубами, расстаться. Кто он точно был, так это настоящий хозяин, не чета моему деду. Слыхал я от свидетелей той поры, как осенью в уборочную пору каждое утро запрягал он в бричку своего Орлика и объезжал владения – следил за рабочими, чтоб не осталось даже единой ягодки ни на кустах, ни на земле. «А приехавши в город и отдохнувши, – прибавляли свидетели, многозначительно щурясь, – ходил он в гости кое к кому...
(03/07/2025)
Искусство:
Нина Щербак —
Художественная выставка «35 лет коллекции музея». Музей современных искусств имени Сергея Дягилева, СПбГУ
— "На выставке представлены вещи, которые охватывают разные периоды развития. Самая ранняя работа – ей более 60 лет. При таком диапазоне, – здесь есть даже немного цифрового искусства, – сюда приходит настоящая петербургская публика". Екатерина Денисова-Станюкович
(03/07/2025)
Онтологические прогулки:
Юрий Низовцев —
О проявлении личности в массах
— Личность, присущая человеку, отнюдь не одинока. Она сочетается в нем с индивидуальностью. Но, в свою очередь, и обе они являются лишь внешним проявлением двойственности человеческого сознания, вследствие чего это существо способно с необыкновенной для природы скоростью менять и собственную личность, и себя в целом, то надевая личину благообразия, то сбросив ее, оказываясь фантастически жестоким и безжалостным, сокрушая всё вокруг ради решения неблаговидных задач или достижения химеричных целей.
(01/07/2025)
Жизнь как есть:
Наталия Кравченко —
Рассказы "Сластёна Дольский" и "Образ счастья"
— Счастье – это не что-то из ряда вон выдающееся. Это то, что ты любишь, чем живёшь, чем дышишь, не замечаемое тобой, как воздух. До тех пор, пока не почувствуешь его нехватку и не начнёшь судорожно ловить губами памяти.
(01/07/2025)
Поэзия:
Мих. Ковсан —
Четверостишные хроники (37)
— Сливки общества прокисли, \ С ними все благие мысли, \ Пить нельзя и жалко вылить, \ Ох, дилемму не осилить.
(01/07/2025)
Искусство:
Ирина Димура —
«Наш авангард». О выставке в Русском музее Санкт-Петербурга
— Эрос и Танатос в чистом виде: взрывные композиции, экспериментирование с формой и цветом, и… самим собой... Космическая философия, смешанная с восточными учениями, поиски идентичности в этнике и космополитизме. Искусство становится орудием пролетариата. Как булыжник. Как черный квадрат. (...) Смотреть обязательно. Да, тяжело. Требуется продышаться. И снова вступать в кипящую лаву противоречий.
(30/06/2025)
Поэзия:
Наталья Перстнева —
Длиннее на 1440 минут
— В долгие дни черноморского лета, \ В мягкой тени благодатного сада, \ Как бы читали великих поэтов! \ Как бы хранили невинную радость! \\ Как бы легко пропускалась сатира, \ Были понятны и люди, и звери, \ Как бы звучала вся музыка мира! \ Если бы смерть не стояла под дверью. \\ (...) Как искрометно бы строились планы, \ Как презиралась бы сверхосторожность \ И не имели значения раны! \ Если бы смерть не смеялась в прихожей.
(30/06/2025)

Поэзия

Памяти поэта Олега Вулфа — Эдуард Хвиловский (25/06/2025)
Ты бывал-ночевал \ на игольчатых северных койках, \ на Саянских вершинах \ и в жижах синюшных болот, \ буревал-горевал \ на развалах и замковых стройках, \ пировал-ликовал, \ набивая печалями рот. \ Я дарю тебе флаг \ и погон золотые полоски, \ золотое перо \ и расцвеченный кабриолет. \ Не сдаются «Варяг» \ и твои золотые наброски, \ как и всё что вокруг \ тебя есть и чего уже нет.
Неразделимое — Владислав Шуршалов (23/06/2025)
И друг — не друг, и враг — не враг. \ Мой новый бог из старых саг. \ А завтра что, Авессалом? \ Кто под крестом, кто под стволом? \\ И дух — не дух, и плоть — трава. \ Цветут акаций острова. \ Не оборвать, не растолочь. \Узор огней венчает ночь. \\ И жизнь — не жизнь, и смерть — не смерть. \ Всё кверх ногами сочесть. \ Персты проворны и грубы — \ Прядите, мойры, нить судьбы.
О красоте и любовании ею (3) — Андрей Голов (19/06/2025)
...Млеющие цветы \ Галантного сорта и мутантного колорита \ Жмутся к дому негромкой экзегетикой красоты, \ Искоса роняя в ржавое корыто \ Достоевскую формулу. А возле окна, \ По ту сторону от непосаженных вязов \ Небритоскуло читает грушенькины письмена \ До второго Спаса римлянин Карамазов. \ А сынок его младший - благой тезоименит \ Втораго из ангельских тезок Божия человека - \ На пороге Runet’a грызет и грызет гранит \ Святоотеческой хрии. Закат-калека, \ Туче отдавши половину своих лучей, \ На другой ковыляет к западным экуменистам.
Четверостишные хроники (36) — Мих. Ковсан (18/06/2025)
Прекрасна жизнь страшна, осмысленно нелепа, \ Медлительно она стремительно бежит \ Неведомо куда, в пространстве рубежи \ Обозначая зорко слишком слепо.
Стихи о Владимире Николаевиче Попове — Владимир Мялин (17/06/2025)
Ушёл мой учитель недавний, \ В томилинский край, где домишки \ Похожи на бабок в платочках, \ А сосны на рыжих ногах – \ На гурий веснушчатотелых…
Так вынянчил в порыве зим — Светлана Леонтьева (16/06/2025)
Я только первую страницу прочитала \ и то до середины. Двести пять \ имён. В какую мы беду, моя держава, \ упали бездну? \ Это чтоб читать? Олег, Иван, Андрей, Никита, Слава, \ Бабанин, Василенко, Иванов? \ Они украинцы. Сегодня обменяли \ их на таких же русских пацанов. \ О чём я говорю? И говорю ли? \ О чём вы все мне говорите враз? \ Война гражданская, летят в друг друга пули, \ братоубийственная, братушки, у нас! \ Но не об этом, а о том: внушаем, \ о как безумно отравляем человек! \ Скажи ему: там древние мокшане, \ совки, эрзя, древлянин, печенег! \ Убей, убей! И он пошёл сражаться! \\ Безумец! Это – искорка твоя. \ Вглядись в лицо, в глаза родного братца, \ кого убил? \ Убил себя!

Проза

Намёки — Евгений Попов (27/06/2025)
Одна злободневочка мечтала произвести фурор. И столько она нафурорила, столько назлободневила, что образовалось, наконец, ответное показательное информационное облако плазмы, вызвавшее критическую массу кривотолков.
Закон суров, но закон. Дела № Х — Наталья Симон (26/06/2025)
Кто виноват, если грабит каждый — понемногу? Суд над выживанием в разрушенном мире, где мародёрство стало не преступлением, а привычкой.
НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ. Не признавайтесь в любви никогда. Родство — Наталия Кравченко (19/06/2025)
Что изменится оттого, что произнесёшь это слово? Люблю. Как будто дверца захлопнется. Это же просто звук, ничего больше. Важна суть, а не оболочка. Мне никогда не нужны были слова. Что они могут добавить к тому, что уже есть? ЭТО в воздухе стоит, я это кожей чувствую – любовь. Вот он просто посмотрит, что-то незначащее спросит, а я уже чувствую. Или не чувствую, сколько бы он соловьем ни разливался. Зачем все эти знаки – цветы, подарки, нежности, если нет главного? А если оно есть, то всё это само собой появится, автоматически: и слова из груди вырвутся, и последний грош на подарок потратишь, потому что хочется радости другого, как своей.

Онтологические прогулки

«Квантовый скачок». Опыт о творческих состояниях (окончание) — Елена Янушевская (25/06/2025)
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
«Квантовый скачок». Опыт о творческих состояниях — Елена Янушевская (24/06/2025)
Какой значимый вывод мы можем, по сути, сделать из того факта, что способность мыслить возможное – эволюционный инструмент выживания?
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
Возможно ли информационное общество? — Юрий Низовцев (17/06/2025)
В настоящее время, в связи с крушением капитализма, фактически начался переход к информационному обществу совершенно негодными средствами, да и само это предполагаемое общество оказывается лишенным развития, то есть бессмысленным и недееспособным. Однако понимание этого факта ныне отсутствует. Статья о том, что может реально произойти в эту переломную эпоху.

Литературная критика

О книге Сергея Фирсова «Троцкий. К истории мифа» — Нина Щербак (16/06/2025)
«Много лет назад», - пишет С.Л. Фирсов, - «занимаясь исследованием фольклора в Ветхом Завете, выдающийся британский ученый Джеймс Джордж Фрэзер заметил, «что каждый человек, выдвинувшийся на шумной арене истории, подобен арлекину, чей сшитый из разных лоскутов материи костюм меняет свой цвет в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят. Но беспристрастный историк должен видеть арлекинов со всех сторон и изображать их во всем многоцветье их одеяний».

Искусство

(Нео)архаика. Живопись Яны Богдановой — Сергей Иванников (23/06/2025)
Реалистический тип эстетического созерцания создаёт окна в пространстве обыденности, глядя в которые мы можем видеть то, что к обыденному существованию не относится. Но сама обыденность при этом стремится к самосохранению. (Нео)архаическое искусство создаёт и транслирует потоки ощущений, в моменты погружения в которые обыденное исчезает.

Жизнь как есть

Летопись уходящего лета (18) — Виктор Райков (26/06/2025)
А дома у нас разгулялась в полудни теплынь. Приехал в отпуск, брожу по двору, ещё неостывшему саду, потом иду на берег лимана – и будто сразу начинаю прощаться, толком не поздоровавшись. Лето теперь минутный сон, а пробуждение – тихий звон утренних заморозков. Он благовестит к огромному чуду – каждому часу нашей жизни. Но как научиться их проживать не так же, как раньше – не замечая? Ещё недавно ничуть не страшился пустот в своём бытии, а теперь начинаю дрожать над всяким копеечным мигом. Но только быстрей оттого сливаются в струйки они и журча утекают сквозь пальцы.
Летопись уходящего лета (17) — Виктор Райков (23/06/2025)
Счастливое бытие не бывает однородным и длящимся, ибо станет тогда незаметным. Оно распадается на струйки, созвучия разных тональностей – чтобы одни попеременно оттеняли другие и мешались с обрывками мыслей, немыми вопросами, видами на кого-то, печалью о ком-то...
Летопись уходящего лета (16) — Виктор Райков (18/06/2025)
Через много лет видишь это всё как бы в перекрестье двух прожекторов. Один свет беспощадно яркий, как божий перст. Другой тусклый, мудрый, примиряющий. Наши память и совесть стареют вместе с нами – и под закат им не в силах уже раскалять нас докрасна, а разве что мелко покалывать. Чем сильнее обжигает первый свет, тем упорней второй его смягчает – словно бы к очевидному «ничего уже не вернёшь» пристраивается вовсе не очевидное «а разве могло быть иначе?»

Лаборатория слова

«И сладок нам лишь узнаванья миг…» — Наталья Ганькина (27/06/2025)
…мы попытались разгадать тайны стихотворения Мандельштама, раскрыть свой «веер» смыслов. Космос культуры бесконечен. По словам С.М. Марголиной, поэт использует «прием ассимиляции чужих текстов для реконструкции собственной семантической реальности».
Футуристы. Взгляд из ХХI века — Геннадий Муриков (26/06/2025)
«Современное искусство не является более копией реальных предметов, оно поставило себя в иную плоскость, оно решительно перевернуло то понятие об Искусстве, которое существовало до сих пор». Ольга Розанова
Поделись
X
Загрузка