Комментарий |

КИНО. Взять высокую ноту

Кира Муратова, «Настройщик», 2005 г.

В главных ролях: Георгий Делиев, Рената Литвинова, Алла Демидова,
Нина Русланова

Фильм Киры Муратовой «Настройщик» - место встречи двух человеческих
измерений. Сюжет фильма рождается в точке их пересечения.
История двух, облапошенных молодым нахалом, престарелых подруг
могла бы показаться грустной и испортить настроение, но
этого не происходит. Всё дело в подругах. Есть огнеупорные
материалы, которые не поддаются пламени, не потому что не
подвержены разрушению, а потому что температура их возгорания
должна быть очень высока. Каков рецепт этой прочности? Из чего
она складывается, чем испытывается?

Главная роль досталась Георгию Делиеву – в недавнем прошлом
известному шоумену и клоуну. Лидер «Масок» не впервые выступает в
амплуа киногероя и на этот раз оказывается столь органичен,
что не сразу даже удается узнать его столь хорошо знакомое
всем лицо. Естественность игры не вызывает никаких подозрений –
лишь изредка комические черты прежних, механически
игрушечных делиевских персонажей проскальзывают в облике
обаятельного афериста. Впрочем, они только придают утончённую
рельефность его сомнительному герою.

Жизненное пространство главного героя, недоучившегося студента
консерватории Андрея, – захламлённый чердак старого дома. Чердак
этот, однако, не убежище бомжа, а своеобразная «студия», в
которой есть всё, что нужно для жизни, даже женщина – ломкая,
манерная блондинка Лина (Рената Литвинова). Подруга
настройщика вроде бы совершенно не приспособлена к самостоятельной
жизни, однако она не чужда авантюризма, как и её любовник.
Лина легко относится к жизни: «Я ещё немного поживу с тобой»,
– и именно она подталкивает Андрея к преступлению.

С хаосом чердака маргиналы-любовники расстаются только из-за
необходимости выжить или развлечься: поход в мир людей для них –
это прежде всего поиск средств к существованию, ведь
обстановка чердака складывается из выброшенного ненужного старья, а
Лина не готова довольствоваться малым. Однако при всей своей
эстетической выразительности героиня Литвиновой – персонаж
довольно условный, функциональный: смутная мотивация
настройщика. Существует ли она на самом деле? Решает зритель…

Способ выживания героя – афёра. Его профессиональный метод –
настройка нужного человека на нужную тему. Неслучайно он
профессиональный настройщик музыкальных инструментов. Инструмент
оказался расстроен у одинокой вдовы известного пианиста Анны
Сергеевны (Алла Демидова), чья неспешная одинокая и обеспеченная
старость напоминает пьесу, исполняемую в одном темпе и
одной тональности: прогулка с собачкой, музицирование, гости по
выходным и вечера с подругой Любой (Нина Русланова). Вдова
живёт в комфортабельном доме, в изобилии украшенном редкими
антикварными вещицами. Слабое место Анны Сергеевны – у неё
нет детей, не занятно главное пространство в душе. Андрей
нацеливается на него и убедительно использует всю бездну доверия
бездетной вдовы, которой не хватает разнообразия в общении
и объекта для материнской опеки. Привычная статичность и
холодность многочисленных образов, сыгранных Аллой Демидовой,
неожиданно растапливается в Анне Сергеевне эмоциональной
живостью и теплотой, и это не смотря на то, что первое
знакомство со степенной вдовой оставляет металлический привкус
снобизма. Актрисе удалось сделать свою героиню человечной, уютной
и тёплой. Душа Анны Сергеевны широко распахнута Аллой
Демидовой для таинства духовных испытаний.

У её закадычной подруги Любы такая же обеспеченная и неспешная
старость, но тональность поисков несколько иная – она жаждет
любви и хочет замуж, а посему регулярно становится объектом
внимания брачных аферистов. Нине Руслановой досталась
хар<I>а</I>ктерная роль грубоватой «женщины из народа». Отметим, что
драматичность переживаний обманутой женихами Любы сыграна
Руслановой выразительно и объёмно, но причуды и странности
героини не добавляют персонажу цельности. Драматичность
Руслановой полновеснее её комизма.

Неразборчивость подруг выглядит наивным простодушием на грани
глупости, однако они состоятельны не только материально. Они не
озабочены поиском денег, но пребывают в поиске человеческого
тепла и внимания, а кроме того готовы сами делиться этой
ценностью. В конце концов, Анна Сергеевна поручает Андрею
требующую исключительного доверия операцию – переписать номера
облигаций, чем и помогает ему окончательно обмануть себя.

Настройщику удаётся обхитрить обеих подруг. Дамы отдают ему свои
деньги в обмен на обещание баснословного приза во время
розыгрыша облигаций. Но «розыгрыш» происходит лишь в квартире
хозяйки да ещё в общественном туалете, в который вместо банка
звонят по телефону обманутые женщины, чтобы справится о
выигрыше.

Когда обман раскрыт, дамы не бросаются на поиск афериста. Главная
жертва «розыгрыша» Анна Сергеевна видит причину случившегося в
собственной недальновидности, а не в подлости главного
героя. Она винит только себя: не стоило искушать Андрея –
провоцировать его на преступление! Ведь устоять перед соблазном
нуждающемуся молодому человеку так трудно...

В итоге каждый получает своё: настройщик – деньги и возможность «еще
немного пожить» с Линой, а подруги – душевную встряску,
которая не озлобляет их, а напротив – становится поводом для
проявления лучших качеств. Андрей прощён, женщины получили
урок самодисциплины. Инструмент настроен на высокую
тональность. Душа стала невесомее. Занавес.

Авторское эстетическое пространство «Настройщика» легко узнаваемо. В
фильме рассыпаны типичные муратовские персонажи, архангелы
режиссерского стиля. Они – своего рода швы, скрепляющие
реальность искусства и реальность обыденности в единое полотно
фильма. Эти типичные персонажи – вычурные, манерные и
неестественно разговаривающие продавцы и продавщицы – фирменный
знак мастера, клеймо на полотне живописца. Что добавляют
«короткие встречи» с ними на весы смысла? Во всяком случае, на
чашу эстетики падают две звонкие золотые монеты с профилем
автора.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка