Книга 2. «Рок в Сибири или Повстанческая Армия им. Чака Берри»
Глава 20 (часть 1)
Сибирские пророчества, или аятоллы рок-н-рола
«Ибо там, где самовластно царит демон, создаётся особенный пламенно-возвышенный
тип искусства: опьянённое искусство, экзальтированное, лихорадочное,
избыточное творчество, судорожные полёты духа, спазмы и взрывы,
вакханалия и самозабвение, «мания» греков, священное, пророческое,
пифическое исступление. Чрезмерность и преувеличенность всегда
служат первым, непреложным признаком этого искусства.»
Стефан Цвейг
1
Речь пойдет о тех предвидениях и прозрениях, что случились в процессе
творческих мозговых штурмов в среде рок-авторов сибирской волны
отечественного рок-н-ролла. А что у других, у «не сибирских»,
не случалось в творчестве такого? У Макаревича, у Гребня, у Шевчука?
Не-а! Во всяком случае, ничего серьёзного и достойного внимания.
Умные тексты, оригинальная поэтическая философия, точные определения
и проникновение в суть вещей и явлений – все это было в русском
роке. Прозрений и «провидчества» у знаменитых рокеров европейской
части России не было, ни малейших.
В этом еще одна из основных особенностей рока сибирской волны.
Поэзия «ГО», Янки, ИПВ, «Культрева», и некоторых, идейно связанных
с ними авторов (Влад. Богомякова, например) – это поэтическая
эстафета, факел «поэтического провидчества», подхваченный ими
от поэтов-провидцев XIX века. Таких как Пушкин, Лермонтов, Тютчев,
Блок, Гумилев и поэтов «серебряного века». В основе рок-музыкального
творчества сибирских музыкантов этой плеяды лежит метод поэтической,
«ассоциативно-интеллектуальной охоты» за осколками Истины. Пусть
иногда на этом пути сибирских рокенрольщиков поджидали тягостные
неудачи и громкие провалы. Ценность подобных попыток «прорваться
за горизонт» общечеловеческой ограниченности еще будет оценена.
В этом я убежден. Ибо сама поставленная таковая задача, беспрецедентна
по своей смелости и грандиозна по степени риска.
Поиск Истины не новое занятие. Истина же – такая непостижимая
штука, что способна самореализовываться, открываться и являться.
Она далеко непассивна! Дух дышит, где хочет. Но кто может знать,
на кого падет его выбор?
О, Истина – это сейф, при попытке вскрыть который, были смертельно
опалены многие и многие смельчаки. Но от этого меньше их не становится.
И сколько человеческая история знает самозванцев, мнивших себя
ее глашатаями!
Однако: «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков,
пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывая мечты сердца
своего, а не от уст Господних… Я не посылал пророков сих, а они
сами побежали: я не говорил им, а они пророчествовали…» (Иер 23;
16, 21)
Что же отсюда следует? Следует то, что смелость может обернуться
наглостью, а дерзновение – дерзостью беззакония, если стремящийся
к Истине, станет проповедовать ложь собственного воспаленного
воображения.
Примеров тому предостаточно. Вот данные, приведенные в 20-м томе
«Энциклопедия Американа» и данные, указанные в 8-м томе «Новой
Британской энциклопедии», свидетельствуют, что большинство предсказаний
знаменитого Нострадамуса, оказались неверны. «Вот я – на пророков,
которые действуют своим языком, а говорят «Он сказал». Вот я –
на пророков ложных снов…» (Иер. 23; 31, 32)
2
Попытаюсь на примере конкретных песен рок-авторов сибирской волны
показать, в чем состоят предвидения и о чем «пророчествуют» наши
рок-легенды из своих сибирских палестин.
Для начала возьмем песню Дягилевой Яны Станиславовны под названием
«Придет вода». Не знаю, как кто понимает ее содержание, а мне
видится следующее. Во-первых, я склонен усматривать тут намек
на грядущие затопления огромных территорий Западной Европы. Да
что там – намёк! Прямое указание! В исторический период воцарения
над западной цивилизацией всемирного царя (в православной и библейской
эсхатологии, оный именуется Антихристом) практически, вся Европа
будет покрыта водой.
Впрочем это только одна из смысловых сторон. Вода, или «воды»
имеют более широкий философско-теологический смысл. «Объяли меня
воды до души моей», воздыхает святой царь Давид в одном из псалмов
Псалтири. «Спаси меня Боже; ибо воды дошли до души моей, вошел
во глубину вод, быстрое течение увлекает меня…» (Пс. 68; 2, 3)
Шумят, шумят воды сибирской реки, сомкнувшиеся над яниной головой.
И тут приходит на ум, что самые ценные из ее пророчеств, это пророчества
о самой себе. Предчувствие собственного, запрограммированного
Судьбой, личного Апокалипсиса. Иногда, понять себя, почувствовать
нить собственной Судьбы, выше и ценнее пророчеств о судьбах всего
мира. В этом-то, уж точно, нет беззакония. С Судьбой не поспоришь,
не побегаешь наперегонки. Таково народное мнение. Верно ли оно?
Как там у Пастернака?
«За поворотом, в глубине лесного лога Готово будущее мне, верней залога. Его уже не втянешь в спор, И не заластишь. Оно распахнуто как бор, все вширь, все настежь...»
Но вот вопрос. А так ли все фатально? Не накликала ли трагедию
там, где все могло сложиться иначе? Вопрос! Это такой вопрос,
за решение которого можно было бы много дать.
«Ах, знал бы я, что так бывает Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью убивают Нахлынут горлом, и убьют…» (все тот же, Борис Пастернак)
Впрочем, есть у Янки и непосредственные, отчетливые описания ближайшего
будущего, ожидающего нас «за поворотом». «Деклассированным элементам»,
«Особый резон», и еще, многие другие. О чем это? Что за новые
чекисты, человеки с ружьем и маузером, маячат там, за темной пеленой
«янкиного Апокалипсиса»? Может пустое все? Страхи? Да нет, вряд
ли. Еще грядет диктатура поголовного либерализма и свободы, когда
провозгласят «Мир и безопасность». Грядет диктатура, доселе еще
неслыханная, при которой в доказательство лояльности станут требовать
не слова, а САМУ ДУШУ.
Хотите знать, о чём я жалею больше всего, когда вспоминаю о Янке
Дягилевой? Нет, не о том, что не спал с ней и не «трахался», наподобие
Летова, не флиртовал с ней, наподобие Шапы, и не был в романтических
отношениях, наподобие Богомякова. Я жалею только о том, что тогда,
в рамках проекта «Великие Октябри», нам не удалось записать у
Женьки Шабалова всех её песен. И теперь большинство её электричества
существует только в гробовом, поносном и инферно-дебильном саунде
производства студии Егора Летова. И мне теперь приходится, купив
диск Янки, переписывать на аудиокассету только её акустические
песни. Их я могу слушать. Их мне очень хочется слушать! Они так
аутентичны самой янкиной душе. Но когда вслед за акустической
песней начинает звучать летовский грохот и «индастриал», я стремглав
кидаюсь к CD-проигрывателю, чтобы выключить, скорее выключить
всю эту летовскую концептуально-постмодернистскую, грохочущую
поебень! Господи! Как жалко-то! Ведь, ничего уже не воротишь!
Дать бы тебе пиздюлей, Игорь Фёдорович, как тогда, в Киеве! Да
руки марать не охота. Грехов-то и так на 9 кругов Ада. Куда уж
еще-то?! Да и бестолку это теперь.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы