Комментарий |

Сглазить Америку…

\Андрей Жвалевский. Мастер сглаза: Роман. – М: Время, 2005\

Пожелаешь жизнь – будет смерть; пожелаешь добро – станет зло. Сглаз
называется. Такая вот способность обнаруживается у героя
книги Андрея Жвалевского (род. в 1967). «Мастер сглаза» его
первый роман. До этого написал в соавторстве серию книг-пародий
на произведения Джоан Роулинг – «Порри Гаттер и его
друзья».

От твоей любви людям плохо. «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Все, кого
он любил, умирали. Чем сильнее была любовь, тем мучительнее
смерть. Но герой Т.Манна такую способность получил в обмен
на свою душу, как дополнение к творческому дару
(привязанности мешают творчеству, – съехидничал дьявол). Что же касается
героя Жвалевского, его душа никому не нужна, нужны его
способности. Тайному и древнему обществу, чья задача
останавливать людей, способных изменить ход истории. Историю творят
герои-одиночки – сообщают нам в книге. Мысль далеко не новая,
если бы в романе не делалось допущение, что эти одиночки:
Александр Македонский, Наполеон, Тимур и т.п., добивались
великой цели не благодаря уму, воле, тяжкому труду, а
способностью силой своего желания изменять законы природы. Что
пожелаешь, то и сбудется. Так Александр Македонский из
провинциального царька стал владыкой мира, а Наполеон из захудалого
офицера – императором. Одной силой желания.

Когда-то эти люди, «избранные» – называют их в книге, привели мир к
глобальной катастрофе. «Они играли с миром, как с игрушкой,
и однажды ткань мира не выдержала – и тогда погибли многие,
даже сама твердь земная…». С тех пор и было создано тайное
общество, чтобы вовремя останавливать «избранных», пока они
не привели мир к новому катаклизму. Мастер сглаза – его имя
Андрей, тезка автора – для этого и нужен. Он должен сглазить
героев-одиночек, свести на нет их желания. Никто не
спрашивает его согласия, Андрею просто объявляют, что он должен
делать. Ему «до тошноты не хотелось заниматься спасением мира от
вселенского Зла». Но наш герой почему-то послушно выполняет
все, что ему говорят. Он ничего не может им
противопоставить. Своего, того, что создается внутренней духовной работой,
у него нет. Чужая большая цель целиком заполняет его душу.
Недаром, сама по себе, его душа, никому не нужна. Она –
пуста.

А дальше сверхспособностями нашего героя заинтересовались
спецслужбы. Ястребы советских времен, окопавшиеся в недрах
госбезопасности, решили с его помощью сглазить Америку. Накачали
«мастера» наркотиками и заставили пожелать ей добра и
благополучия. Изо всех сил. Результат налицо: 11 сентября. Рухнувшие
небоскребы, протараненный Пентагон, – это все наш мастер
сглаза.

Автор политкорректно противопоставляет плохим спецслужбистам
хороших, которые борются с террористами, спасают терпящие бедствие
самолеты. «Хорошие» предлагают Андрею сотрудничество. Наш
герой перекладывает решение на руководителя тайного общества,
а сам, вдруг, решается на самостоятельные действия. «…пора
самому за ум браться, – думает он. – И не заниматься
спасением мира неизвестно от кого, а просто помогать людям жить».
Сделать что-то хорошее для них. Но придумать он ничего не
может – его душа пуста. Все на что способен: опять обратиться к
мнению других. «Пикник на обочине» братьев Стругацких. –
«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным».
Что он и пытается сделать. Эксперимент закончился плачевно.

В конце романа герой утрачивает свои сверхспособности, зато обретает
ясный аналитический ум, и способность управлять желаниями.
Вот только мы так и не узнаем, изменился ли он как человек,
стал ли мудрее, добрее? И как с его душой: она так же пуста,
как в начале книги, или уже представляет какой-то интерес
для дьявола?

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка