Комментарий |

Мифологема царской власти

Мифологема царя занимает принципиальное место в глубинных структурах
индивидуального и коллективного сознания, преломляя и
соединяя в себе архетипы божества и отца, героя и мудреца, судьи
и тирана, жреца и жертвы. Также можно говорить о
философском и религиозном содержании царской идеи. Царь символизирует
наличие иерархии в бытии и зримое присутствие в мире
невидимого божества.

Высший статус героя и жреца заключается в божественном происхождении
и царском достоинстве. А высокая цена жертвы определяется
безгрешностью, невинностью, невиновностью в том зле, за
которое она расплачивается. Жертва будет иметь высшую ценность,
если она уникальна, незаменима, неповторима. У любого народа
самый высокий общественный и сакральный статус имеет царь. И
только царь будет самой дорогой жертвой.

В фигуре царя слито социальное и космическое, земное и сакральное.
Царь является точкой опоры, поддерживающей равновесие мира.
Бытие-с-царем радикально отличается от бытия-без-царя. Царь
– это динамический центр мира, от которого во все стороны
расходятся силовые линии. Самодержец держит свой народ своей
сакральной силой, удерживает страну от хаоса. Царь воплощает
жизнь, плодородие, преуспевание, победу. Рассмотрим, каким
ожиданиям должен соответствовать настоящий царь, чтобы
исполнить такую сложную роль. Многочисленные функции царя
противоречивы и взаимоисключающи.

У многих народов царь считается высшим существом, божеством или
воплощением бога. Его власть обусловлена сакральной силой,
полученной от небесных покровителей. В лице царя божество
присутствует в этом мире. Сам царь является его представителем,
наместником. Через царя священное, мифическое время
проникает в человеческую историю и влияет на все земные события.
Божественность царя обеспечивает преуспевание его народа,
богатый урожай, успех на охоте, победу на войне. Божественный
статус императоры имели в Китае, Японии, требовали себе в
Риме. Если царь лишился небесного благословения, то он
вынужден оставить трон.

Царь Николай II. Илья Репин

Статус царя выражается в его титуле. Например, Николай II –
Император и Самодержец Всероссийский, Царь, Государь, Князь,
Повелитель, Наследный Государь и Обладатель, Герцог и прочая, и
прочая, и прочая (его официальный титул занимает 23 строки).
Добавление имени, усложнение имени, умножение имен и титулов
царя задают некое метаимя, подчеркивающее исключительный
социальный и онтологический статус царя. Настоящее имя царя
может быть табуировано и называется только титул.
Оскорбительное прозвище, данное царю (Николашка) является антиименем,
попыткой разрушить сакральную силу его имени. А самовольное
присвоение имени и титула царя – самозванство – является
подменой бытия, великим грехом, богоотступничеством, нарушением
священного порядка мироздания и божественной иерархии
(Григорий Отрепьев – царевич Дмитрий, Емельян Пугачев – Петр III).

Чтобы защитить свой народ от многочисленных врагов и расширить своё
царство, царь должен быть героем, непобедимым воином,
выдающимся полководцем, владеть военной магией или хотя бы
воинским искусством (вспомним Александра Македонского, Цезаря,
Карла Великого, Фридриха II, Наполеона). Для этого ему нужно
обладать такими качествами, как сила, выносливость, гнев,
ярость, военная мощь и государственное могущество. Для всех
очевидны его исключительность, избранность, харизма. Обычно
такой царь является основателем царства, династии.

Для выполнения функции властителя царю нужны мудрость, коварство и
жестокость. Он должен быть хитрым политиком и изворотливым
дипломатом. Одновременно государь является хранителем закона и
гарантом порядка, верховным судьей. Для этого необходимы
личная скромность, честность и справедливость. Он строго
осуждает и беспощадно наказывает преступников, чтобы другим
неповадно было. Только саму казнь совершает специальный палач.
Кстати, почему у каждого царя есть палач и шут, не являются
ли они его Альтер Эго? В нашей истории были и царь-палач
(Петр I), и царь-шут (Хрущев), а Иван Грозный совмещал в себе
обе эти ипостаси. У многих народов есть традиция временной
замены царя на шута, а палач всегда поглядывает на царя с
профессиональным интересом.

Для обеспечения независимости власти и суда царь должен быть самым
крупным собственником в стране. Для поддержания своего
статуса он вынужден пребывать в богатстве и роскоши, дарить и
принимать подарки, копить сокровища и безрассудно тратиться на
пиры и балы. Богатство свидетельствует о божественном
расположении, богоугодности этого царя, и отсвет этой благодати
падет и на его подданных. Обязательными атрибутами царской
власти являются «царский пир» и «царская охота». В них
непременно участвуют приближенные царя (в том числе и возможные
претенденты на престол) и его иностранные гости
(потенциальные захватчики), которые должны лично убедиться и
засвидетельствовать богатство и щедрость царя, а также его физическую
силу, смелость и воинские успехи.

Строго фиксировано место, в котором должен проживать царь. Он всегда
находится в центре царства (отграниченного от чужого,
враждебного мира), в столичном городе-крепости (город на холмах –
Рим или Москва – расположен как бы на вершине «мировой
горы», сакральной оси вселенной). Царский дворец – это место, в
котором собраны все материальные и духовные сокровища мира,
он может быть уподоблен «небесному граду». Внутри дворца
находится царский трон, престол (который подобен алтарю –
месту пребывания бога), священный центр царства и всего мира.

Часто царь выполняет жреческие функции, все равно он уже обладает
сакральной силой. Он предстоятель, посредник между народом и
Богом. Возможно несколько форм взаимоотношений верховного
жреца и царя, господствующей церкви и государства:

  • теократия, когда жрец одновременно является царем, правителем (Тибет);
  • папоцезаризм, когда жрец главнее царя (папа и императоры Священной Римской империи);
  • симфония властей, когда жрец равноправен с царем (митрополит, а затем Патриарх Московский и русские князья. Российский герб – двуглавый орел – символизирует единство двух властей);
  • цезарепапизм, когда жрец подчиняется царю (византийский император главнее патриарха);
  • абсолютизм, когда царь выполняет функции жреца (римские императоры) или царь обходится без патриарха (Петр I);
  • светская власть, республика, когда нет ни жреца, ни царя (современные демократии).

Византийские императоры и русские цари пели и читали в церкви,
сослужили литургию, причащались в алтаре, то есть имели статус
священнослужителя. «Верховный защитник и хранитель догматов
господствующей веры и блюститель правоверия», – такие
обязанности первого мирянина Православной Церкви, Императора
Всероссийского, были указаны в Своде законов Российской Империи.

Поэтому сам царь должен обладать лучшими нравственными качествами и
всеми добродетелями: кротостью, смирением, добротой.
Царь-Батюшка – отец для своих подданных, поэтому он милосердный и
всепрощающий судья, всегда готовый помиловать преступников.
Как тот отец, который радуется возвращению блудного сына.
Иногда царь совершал тайный выход, посещал тюрьмы и больницы,
раздавал милостыню. Царь-пастырь – сам невинный и безгрешный
как агнец – молится за свой народ. Он совершает
жертвоприношение, поэтому сам должен быть чистым и святым, постником и
аскетом. А принести в жертву ему, могущественному и
богатому, собственно нечего, кроме самого себя.

Сущность царской власти противоречива и даже парадоксальна.
Языческая мифологема царя в первую очередь включает в себя идею
всесокрушающей силы, беспредельного могущества, заботы о своем
народе и беспощадности к врагам. Конкретному человеку
сложно соответствовать этому образу. Христианство внесло
принципиальные изменения в образ царя, усложнив его до предела и
подняв на недосягаемую для живых людей высоту. Прямое
отношение к царской идее имеют Искушения Христа в пустыне.
Евангельский текст преломляет проблему царской власти неожиданным
образом. Искушения, которые отверг Иисус, полностью совпадают
с теми обещаниями, которые дают президенты на выборах.

«Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Матф.
4, 3). То есть, докажи свое божественное происхождение,
подтверди свой царский статус, накорми свой народ, сделай его
здоровым, богатым и счастливым. «Не хлебом одним будет жить
человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»
(Матф.
4, 4). Благосостояние, благополучие для всех, сытость и
здоровье, по большому счету ничего не дают, на самом деле ничего
не решают. Таким способом невозможно устранить
фундаментальную ущербность нашего мира. Принципиальную недостаточность
здешнего бытия можно исправить только обращением к высшей
реальности, верой в божественную помощь и верностью своему
призванию. Хлеб и вода не могут полностью насытить тело и душу,
они являются лишь прообразом тех благ, которые приготовил
Бог детям своим. Утолить неутолимую жажду и духовный голод
можно только через возвращение к подлинному Истоку, приобщение
к неисчерпаемому Источнику Истины и вечной Жизни. Только
слово Божие показывает Путь реального достижения возможной
полноты и целостности человеческой природы.

«Если Ты Сын Божий, бросься вниз и Ангелы на руках понесут Тебя»
(Матф. 4, 6). Докажи свою божественность, соверши чудо, покажи
сверхъестественную власть и тогда все признают тебя царем.
«Не искушай Господа Бога твоего» (Матф. 4, 7). Неоправданное
чудо – бесцельно и бессмысленно, оно не является Чудом.
Демонстрация чуда, чудо ради чуда – неприемлемо, недопустимо,
потому что оно принуждает, лишает человека свободы выбора.
Чудо дается по вере. Очевидность вместо веры уничтожает само
понятие чуда. Блаженны не видевшие, но уверовавшие.
Настоящее сокровище – сокровенно, подлинное чудо – ненавязчиво,
истинная победа совершается не силой, а любовью, то есть
жертвой. Крестная жертва и воскресение – почти незамеченное чудо,
изменившее мир.

«Все это (все царства мира и славу их) дам Тебе, если падши
поклонишься мне»
(Матф. 4, 9). Установишь справедливый общественный
строй, идеальное социально-политическое устройство,
правильные законы. В твоем царстве не будет зла, насколько это
возможно на земле. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному
служи»
(Матф. 4, 10). Справедливая земная власть – ничто
перед милостью Божьей. Никакая власть не сможет освободить людей
от греха и смерти. От греха и смерти можно только спасти. А
спасти может только тот, кто сам выше греха и смерти. Есть
только одно царство, где люди свободны и совершенны,
Царствие Небесное. И, чтобы это Царство не от мира сего открыть для
всех, Царь Небесный претерпевает рабскую смерть.

Всё величие и могущество земных царей зыбко и временно. Даже
справедливость и добрые дела ничтожны в перспективе Царствия
Небесного. Лучшее, что может сделать богобоязненный царь, – это
послужить примером для своего народа, воплотить христианские
идеалы. А как царь может буквально выполнить такие
заповеди: пойди и раздай имение свое, не судите, любите врагов
ваших, благословляйте гонящих вас? Задачи царя поистине
невыполнимы. В предназначении царя есть нечто непостижимое и
запредельное. Таинство царской власти имеет мистический смысл.

В поступках царя парадоксальным образом сочетаются три разных воли:
Божья воля (неведомая для простых смертных), воля народа (не
всегда желающего приносить свои земные интересы в жертву
каким-то высшим ценностям) и личная воля (своеволие) царя как
героя и самодержца. Всякая власть от Бога и царь воплощает
замысел Божий относительно этого народа, отвечая за грехи
всех своих подданных. Но народ признает царя до тех пор, пока
тот удовлетворяет вполне земным требованиям. И царь легко
становится «козлом отпущения». Конфликт между личной волей
царя, волей народа и Божьей волей часто завершается
катастрофой. Но судьба царя – есть судьба его царства. Если убить
царя, разрушится и царство.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка