Онтологические прогулки

Философия как философия.

(30/06/2002)

Не только Россия - вся мировая культура переживает сейчас кризис. Изменяются ее устои, ранее считавшиеся незыблемыми. Этот драматический, если не трагический, процесс делает роль философии в общественной жизни чрезвычайно актуальной. В стабильные времена общество может позволить себе игнорировать её. В наши дни это оказывается опасным, потому что культурное философствование лежит в основе любого разумного отношения к действительности.

По традиции, идущей в России с советских времен, философию считают либо демагогией, либо пустым умствованием, либо разновидностью тайного, эзотерического знания, вызывающего мистический интерес, знания о Боге, карме или Космической Духовности. В Интернете, на компакт-дисках можно найти огромные библиотеки сочинений Блаватской, Андреева, Рерих, Бизант, Клизовского, Штейнера, Папюса, Гурджиева, Успенского, почему-то названые философскими. Можно найти много сочинений, где почти каждое слово пишется с Заглавной Буквы и вызывает душевный трепет, как будто прикасаешься к Голосам Вечности, Хранящей Высший Дух и Разум. Хотя это всего лишь буквы, за которыми не духовность скрыта, а бумага, сделанная из старых тряпок.

Строго говоря, такое представление о философии из того же ряда, что и скачкообразное нарастание числа квазирелигиозных сект, мельчайших и скандалистских политических партий или террористических групп, борющихся за свободу совести от нравственности. Кризис есть кризис. И как во всяком общекультурном кризисе, единственное, что имеет смысл, это воспитывать детей и философствовать.

Задачи философии

У каждой эпохи своя философия. Она подводит ее итоги и формирует принципиальные основания последующих культур. Философия может существовать в различных формах: трактат, основоположения научной теории, программные заявления поэта или художника, беседа случайных попутчиков о жизни и т.д. Стремление к философствованию - природное качество разума. Неосознанное стремление к познанию жизни, к творчеству идей может умереть в зародыше, но может и развиться в развёрнутую, строгую, логически аргументированную и подтвержденную опытом концепцию, развивающую и хранящую разум. В последнем случае, способность к философствованию оказывается мощным фактором в развитии культуры.

В зависимости от философской культуры человека, от его моральных установок, философствование способно создавать и перспективные, и тупиковые направления культурного развития.

В своем развитии она сменила много обликов. Когда-то, в Античности она была, главным образом, логикой. Потом, уже в Средние века, она стала, по преимуществу, религиозной доктриной. Затем, начиная с Возрождения, и вплоть до XIX века она оставалась наукой, была ею до тех пор, пока облик современной науки не определился. Со второй половины XIX по середину XX века в философии возрастают черты искусства. А с середины XX в. она становится теорией культуры , интегрируя и научное, и художественное, и религиозное и многое другое знание.

Любая философия сегодня является , в первую очередь, философией культуры. Даже то ее знание, какое кажется объективным, на поверку оказывается оценочным и выражает отношение к ценностям жизни. Материален ли мир, духовен ли, какими должны быть политика и право, на какие принципы должно опираться хозяйство - все это оценки. В этом состоит сила, а не слабость философских дисциплин. Философия культуры устанавливает место и роль известных человеку явлений в общей картине представляемого человеком мира. Эту задачу можно выполнить только на основе оценки человека и мира его жизни.

Существуют дисциплины, изучающие объективную реальность, например - физика. А есть и другие, создающие культурную реальность, в которых действуют их законы, - таковы гуманитарные науки. Теория культуры - инструмент не только познания, но и творчества самой культурной реальности. Через реальные культурные явления и механизмы, она увлекает людей. Так хорошие книги, кино способны воспитывать в человеке благородство, а низкопробные сочинения побуждают читателей не считать за ценность даже саму жизнь.

В человеческой культуре философия - странное явление. Она существует уже три тысячи лет и все это время от нее невозможно добиться никакой сиюминутной выгоды. Казалось бы, что за явной ненадобностью она должна была давно исчезнуть: однако же, она упрямо продолжает существовать и оставаться бесполезной в смысле извлечения из нее какой-либо корысти.

При этом она существует не везде, ее существование коррелирует с эволюцией культуры. Если культура развивается, то в ней обязательно есть философия. Отсутствие адекватной философии признак всяческой стагнации культуры.

То, что в мире названо философией, сегодня относится, главным образом, к европейской мысли. Известны и другие философские феномены: индийская, иудаистская и китайская философии существовали до нашей эры и в первые века после ее начала, а потом исчезли и остались лишь фрагментами древности, дошедшей до наших времен. Русская философия появилась лишь в середине XIX века, а через сто лет, в 70 годах ХХ века она почти угасла, создав единственную, хотя и весьма развитую систему диалектического материализма. Философия существует только в культурах, динамически развивающихся в силу внутренних причин. Культурам же традиционалистским, или таким, чье развитие обусловлено внешним давлением, она не свойственна.

Философий существует много, и все они различаются в зависимости от предметов, субъектов и методов познания. Строго говоря, как не бывает науки вообще, а есть конкретные науки: физика, история, психология и т.д., объединенные небольшим числом общих признаков, так нет и философии вообще. Есть философия природы, науки, культуры, человека, искусства и пр., соотнесенные друг с другом. Число философий увеличивается и из-за того, что каждой позиции отдельного философа противостоит большой набор взглядов, оспаривающих эту позицию. Что поделать, диалог! Современная философия особенно сходна с искусством фехтования против дюжины противников.

Польза философии, хотя, в силу ее глубины, и не явная, для людей, владеющих философской культурой, несомненна.

Сегодня философия изучает и разрабатывает:

  • методологию гуманитарного познания, его фундаментальные основания и принципы;
  • основные мировоззренческие: теоретические, практические и нравственные позиции, такие, из каких вырастает устройство общественной жизни (например, идея И.Ньютона о пространстве и времени, Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре, откуда появилось гражданское общество и др.;
  • ориентиры осмысленной жизни: идеалы, современные мифы и т.д.

Одним словом, философия участвует в формировании культуры общественной жизни людей посредством творческого изучения ее оснований.

Она не напрямую играет свою роль в культуре. Она делает это через жизнь и творчество интеллигентов, входящих в элиту общества: художников, поэтов, писателей, кинорежиссеров, политиков, ученых, менеджеров и др. Увлеченные философией, они преломляют ее взгляды в своем творчестве и проводят ее в жизнь. Так великий ученый А. Эйнштейн глубоко знал взгляды субъективных идеалистов, особенно Д. Юма и А. Шопенгауэра. Это и подготовило его мысль к формулировке теории относительности, невозможной без представления о наблюдателе, связанной с ним точке отсчета и системой пространственно-временных координат. А.С. Макаренко более был умным ницшеанцем, чем марксистом.

Философская культура свойственна элите. Но обыденное философствование присуще не только ей, но и вообще любому человеку. Склонность к этому занятию характеризует самую природу разума, так что, если человек разумен, он - философствует. Культуротворческим потенциалом обладает всякое, даже самое обыденное философствование о куске хлеба. Что касается философии, то она выступает грамотным и культурным философствованием, представленным в рационально-теоретической форме.

Крупная личность в науке, в искусстве, в политике никогда не чужда философии, без нее она теряет перспективу и творческий импульс. Происходит это не потому, что, например, физики или президенты с утра до ночи изучают философские трактаты, а потому, что философия есть культура, понимания, точного выражения и разумного формулирования духа своего времени. Она ясно говорит о том, что любой талантливый человек предчувствует и сам, она придает отчетливую форму личной культуре. Она улавливается и из философских сочинений непосредственно, но также из других источников - из романов, стихов, из самой культуры, где философия растворена.

Предмет философии

Чаще всего философию называют наукой о наиболее общих законах действительности, а иногда, почему-то, даже и бытия. На самом деле, сегодня философия не наука, а особая культура познания, близкая к науке и связанная с нею, но от нее отличающаяся.

Предмет философского познания не объективные свойства действительности, как в науке, а всеобщие черты человеческой природы в их отношении к всеобщей природе мира. Для философии миром является культурный мир, проявляющийся в символах, смыслах, ценностях, значениях, идеалах и т.п. Следовательно, ее предмет - всеобщее в человеческой культуре, взятое в отношении к всеобщему в культуре мира.

Среди миллиардов людей, населяющих нашу планету, каждый является индивидуальностью и у каждого - свои взгляды на жизнь. Однако люди живут совместно друг с другом. Поэтому их мысли и чувства всегда взаимодействуют и переплетаются. В результате, у людей складывается интегральное подсознательное представление, в котором кроется ответ на главные для любого человека вопросы: что такое человек, что такое мир и как в этом мире жить по-человечески достойно. Что такое "человечное" и "бесчеловечное"? Известно, что каждый хочет "жить по человечески", но что это значит? Для одних "жить по-человечески", значит, много зарабатывать, для других это - служить отечеству, для третьих - верить в Бога, для четвертых - заниматься наукой, искусством или просто любимым делом, для пятых - прожить весело, легко и без особого труда и т.д. Но в сущности жизнь по-человечески строго индивидуальна и понимается каждым по-своему, в соответствии со своим представлением о подлинности собственного бытия. Однако любой из людей вынужден считаться с существованием других позиций и доказывать правоту своего убеждения. И любой же из людей может столкнуться с тем, что его правота на самом деле не истинна, не имеет глубоких корней и лишена бытия.

В таком диалоге на основе личных представлений о подлинности складываются вторичные, но не менее, а порою и более значимые для человека общие взгляды, где бытие и небытие, смысл и бессмыслица, счастье и несчастье перемешаны. И каждый, настаивая на своей правоте, должен уметь не сломать своего партнера. Философия, это - культура разумной меры (и податливости, и агрессивности), облегчающей человеку жизнь на Земле.

Далеко не у всех эти представления возникают осознанно, по большей части они формируются незаметно и направляют нашу жизнь. Они-то и представляют собой существенную сторону человеческой личностной культуры, как бы ее закон или внутренний стержень, на который нанизываются все взгляды, вкусы, ценности, интересы, все знания, какие человек получает. Такая внутренняя необходимость в этой статье называется "всеобщей природой" или просто "природой человека и мира".

Важно понимать, что здесь всеобщая природа, это не природа человеческого "Я", это природа личной культуры, складывающаяся в диалоге множества "Я". Поскольку эти убеждения свойственны не только отдельному человеку, а группе, классу, всему обществу, поскольку они основополагающие для групповой, классовой, общественной или общечеловеческой культуры, то они обладают всеобщим значением. Они становятся природой культуры или культурной природой человека и составляют предмет философского познания. Предмет философского знания дан во внутреннем опыте, он комплементарен и складывается в диалоге философских взглядов.

Философия проецирует представление о человеке на общественное и мировое устройство и таким образом проводит в жизнь общую идею о том, что такое человек.

Например, она учит, как устроен космос: что такое материя или сознание и т.д., но и космос, и материя для нее главным образом, фундаментальные признаки природы человека и мира человеческой жизни, а не самостоятельные сущности. Это - система человеческих представлений о мире и способов отношения к нему.

Например, к миру можно относиться как к живому и одушевленному целому. Такой взгляд был свойственен первобытной и древнегреческой культурам. Но можно подходить к нему и как к системе неодушевленных явлений, полностью противоположных человеку. В первом случае, с миром, с его волей, разумом или безумием людям приходится считаться и как-то с ним договариваться, ограничивая свою практическую экспансию. Во втором случае, агрессивность человеческой практики ничем не ограничена, потому что мир рассматривается всего лишь как склад сырья, материала, из которого человечество создает себе ценности, считаясь лишь с собственными желаниями. Способ восприятия мира и практического отношения к нему обусловлен общественной культурой. А стратегические установки культуре задает ее философия. Она исследует сложившиеся принципы жизни и создает новые, на базе которых культура развивается и формирует взгляды.

Таким образом, философское познание является синтезом исследования и творчества, как бы неким научным искусством, а где-то и религиозным действием. Но вся ее предметная область строго ограничена культурой и располагается в пространстве культуры. Поэтому философия не может самостоятельно изучать ни материальный мир, ни духовный. Она способна только сформировать общекультурные принципы для науки или религиозного культа, выражающие доминирующий способ отношения людей к объективной или к Божественной реальности. Поэтому, когда в философском тексте встречается понятие "материя" или понятие "Бог", то это лишь понятия, обозначающие общекультурные представления о действительной материи или Боге. В лучшем случае, эти понятия служат лишь апофатическими границами неизвестности, находящейся за пределами отображенной в культуре реальности.

Исследуя природу человека, мира и их взаимоотношений, философия может поступать по-разному: она может познавать их рефлексивно и с помощью логики обобщать представления о них в стройную теорию. Но она может и просто выражать, "проговаривать" природу, тем самым, делая ее "зримой" для читателя. Она может и провоцировать читателя на обнаружение в самом себе того, что философ открыл в своей душе. Философия способна принимать то научный облик (Г.Гегель, диалектический материализм), то художественный (Ф.Ницше), а то и религиозный (А.Августин, С.Франк, С.Булгаков и др.).

Природа человека и мира в общественном сознании не является "общим местом", одинаковым элементом в душах всех людей. Она - комплементарна, в каждом человеке проявляется по-своему, учитывая индивидуальную человеческую уникальность и неповторимость. Поэтому она обусловливает взаимодополнимость людей в обществе. Каждая философия исследует, выражает и создает свою грань природы, свой способ отношения людей к миру, к обществу, к другим людям, способ их конфликта или гармонического сочетания.

Поэтому философия не только оповещает читателей о том, что нашел философ, но и провоцирует, приглашает их к борьбе или сотрудничеству. Философская концепция побуждает найти в своей природе как такие черты, которые философу свойственны, так и те, что ему не свойственны, но комплементарны, а то и контрадикторны. Она требует отношения с философом не как с человеческим "Я", а как с "философской фигурой" , элементом и репрезентантом значительного фрагмента культуры. Так Г.Гегель несовместим с Ф.Ницше, один - философ тоталитарного общества, а другой проповедует индивидуалистическую свободу и самобытность. Они - конфликтны и выражают диаметрально противоположные культурные тенденции, их способ отношения - борьба. С другой стороны, не смотря на все различие К.Маркса и Ж.-П.Сартра, до определенной степени их способ отношений - сотрудничество, потому что оба говорят о необходимости революционного преобразования культуры классического капитализма.

Звание философа человеку, как правило, не дают при жизни. Часто основной труд философа не столько его сочинения, сколько сама его жизнь и личность, они делают его философской фигурой в глазах общества. Поэтому в истории философии можно найти таких философов, которые никогда не писали ученых трактатов (Ф.М. Достоевский, А.И. Солженицын) и таких, которые никогда не существовали (Гамлет, дон Кихот, Гермес Трисмегист). Философия Гамлета не во всем совпадает с взглядами У. Шекспира, насколько их можно реконструировать. У. Шекспир не настолько трагичен, ему свойственна и жизнеутверждающая энергия сэра Тобби Бэлча, Эндрю Эгьючика. Гамлет, хотя он и литературный герой, самостоятелен в своих взглядах.

В силу своего диалогового характера, философия способна к интуитивным обобщениям, из-за чего ее часто и называют "наукой о наиболее общих законах бытия". Замечу, однако, что ее обобщения совсем не такие, как в современной науке.

Современная наука сравнивает, различает, обнаруживает сходные признаки объективных явлений и на этой основе формулирует общие понятия, модели и законы. Философия же, говоря о всеобщем, понимает, что философ не является специалистом во всех науках и видах деятельности. Он, в лучшем случае, знает лишь основные, принципиальные идеи узкого числа наук, что с научной точки зрения очень мало. Причем, фундаментальные идеи разных наук могут не иметь между собой ничего общего, как нет ничего общего между идеей Ч. Дарвина об антропогенезе, идеей М. Бубера и М.М. Бахтина о диалоге и идеей П. Дирака о структуре вакуума.

Но философ способен найти общее между ними уже в том, что все эти идеи содержатся в его едином личном сознании и поэтому обобщаются интуитивно, как в живописи или художественной литературе. Они объединяются единым порывом осмысления. И тогда в мысли философа рождается "картина мира", не обязательно совпадающая с действительным мировым устройством и, тем более, с научным представлением о нем, но соответствующая взглядам эпохи, и выступающая предельным объяснительным основанием для личностных выборов и оценок, в том числе, и научных. Наука пользуется картиной мира до тех пор, пока она не вступает в очевидное противоречие с новыми открытиями и теориями. Тогда создается новая картина мира.

Практичность философии

Связь с практикой есть у философии и даже у философствования, причем такая связь, что без них практика становится невозможной. Но это очень опосредованная связь. Философия влияет на практику через науки, искусства, политику, через принципиальные жизненные позиции людей.

Она обнаруживает неосознанные идеи человеческой природы, характеризующие общественную ментальность, и превращает их в осознанные концепции, пригодные для практического руководства.

Зачем философия это делает? - Затем, что в человеческой природе могут скрываться черты, ограничивающие внутренний духовный или телесный потенциал людей, а порою, и просто губительные для них. Осознавая эти черты, философия делает их доступными для разума и преобразования. Она ставит людей перед выбором, продолжать культивировать в себе эти качества или изменить их, тем самым, изменяя свою природу. Например, является ли для людей благом та корысть, которая сегодня овладела душами одних наших современников, и апатия, безволие, инфантилизм - в природе других?

Известно, что люди достигают настоящего успеха в своей работе лишь тогда, когда работа совпадает с их предназначением и обусловлена задатками и способностями. Настоящий философ обладает двумя талантами, это - способность к рефлексии и к построению концепций, то есть к рационально-теоретическому объяснению явлений.

Философия и философствование

Индивидуальное философствование в любой культуре и в любое время всегда есть, человек не может не философствовать уже потому, что он, время от времени, мыслит разумно. Когда человек - существо разумное, он - существо философствующее. Философствование, это попытка найти истину и смысл во всем происходящем, в повседневности (зачем идти на выборы, зачем получать образование, зачем искать работу и т.д.), попытка представить себе всю совокупность известных событий как целостную систему со своими основаниями.

Так, все блага связаны с демократией и частной собственностью, - считают одни, а другие убеждены, что отсюда все беды. Россия не созрела для демократии, считают одни, другие же уверены, что если Россия не станет демократической, то она погибнет как государство и как культура. Подобные ответы являются попытками найти принципиальные основания общественной жизни в стране и перспектив ее развития. А за этими рассуждениями о России скрываются личные взгляды ее граждан на то, как жить по-человечески и быть счастливыми, на то, что такое вообще человек: Человек тот, кто живет, опираясь на свою собственность, и имеет капитал. Человек тот, кто подчинил свою жизнь бедным и их спасению от нищеты. Человек тот, кто живет во имя крепкого государства и считает это главным. Все это люди, и крайне необходимо найти между ними паритет и установить диалог.

Из всеобщего философствования и рождается философия, поэтому она неизбежна для культур, в которых разум неотъемлемая характеристика сознания.

Теоретическая философия существует только в тех культурах, какие построены на диалоге. Древнегреческая философия была проекцией на космический мир непрекращающихся споров, проходивших в полисе. Средневековая философия оказалась выражением непрерывных дискуссий разных европейских народов и религий. Философия России появилась тогда, когда произошло освобождение крестьян от крепостного права и начал развиваться капитализм с его вынужденным индивидуалистическим диалогом "на кулаках".

Философия - является культурой межчеловеческого диалога по вопросу о том, что такое человек, каков смысл в его жизни и как должен быть устроен мир, чтобы человек мог в нем существовать.

Диалоговый характер философии обусловлен ситуационностью индивидуального разума людей. Люди часто попадают в неожиданные для них ситуации: случайная встреча, интересная книга, находка, потеря, прекрасный вид, неожиданно открывшийся за окном автомобиля, нападение хулиганов, нанесенное оскорбление, объяснение в любви.

Ситуационность рождает философствование, а оно, в свою очередь, кристаллизируется и превращается в развитую концепцию. Концепция же лишь тогда становится по-настоящему философской, когда она выражает какую-либо грань всеобщей природы любого человека в общественной культуре. В противном случае, если концепция так и остается исключительно личной, то она пополняет собой огромную квазифилософскую область оккультизма, область ошибок, неудач и частных мнений, выдаваемых за общественные убеждения.

Так как философия опирается на внутренний опыт, то у нее практически нет таких надежных способов проверки своих знаний, как, например, у науки. Единственную надежду не ошибиться дают только логика, диалог и контакт мыслителя со сложившейся философской традицией. Уточню, лишь контакт. Продолжение традиции не всегда ведет к истине. Иные традиции философу приходится переосмыслять, или даже отказываться от них. Но традиции всегда надо знать и работать с ними. Да и то, взаимодействие с традицией дает лишь надежду на правоту.

Что касается логики, то философской логикой является не одна известная со времен Аристотеля "традиционная логика", но и любая принятая в философском мире концепция. Логик много, есть классические и неклассические, дедуктивные и индуктивные, диалектические, парадоксолистские, логики абсурда, диалогические и полилогические, и другие.

Философия связана с личной ситуацией. Огромный опыт и гигантские знания сами по себе не делают человека философом. Философ рождается лишь в том случае, когда человек попадает в такое положение, когда ему приходится задействовать весь свой опыт и все знания для осмысления этого положения и стать разумным. У каждого есть сознание, но не у каждого есть разум. Сознание, это - необходимое условие разума, но непосредственно в разум оно превращается тогда, когда образованный человек попадает в лично значимую для него ситуацию. Не зря каждый из известных философов переживал собственную драму, и лишь после этого у него пробуждалась философская мысль.

Ситуация - открытие и осознание необычайности самого себя, своей жизни и положения в мире. Человек находится в ситуации, когда необычайность его конкретного положения или его существования в целом становится для него очевидной.

Видение необычайности есть удивление. Удивление пробуждает любопытство и воображение. Они рождают осознание удивительных обстоятельств и дистанцирование от них, противопоставление себя им, новый шаг в отделении человека от природы. Из всего этого возникает разум. Удивление, любопытство и воображение - основные структуры в содержании разума, без них разум всего лишь рассудочная оболочка сознания, не дающая ничего нового.

И .Кант становится философом тогда, когда Д. Юм объяснил ему, что И. Кант, при всем своем гигантском уме и образованности ничего о мире не знает и знать не может. Шеллинг, Гегель и Гельдерлин становятся философами, когда в юношеских ночных беседах они вдруг обнаруживают одухотворенную громаду Вселенной. Диоген неожиданно понимает, что в густонаселенной Греции нет людей!

Философия рождается в личном переживании трагичности или радостности своего бытия. Первыми ее фактами, пробуждающими разум, становятся мысли о "Молчании Небес", "Одиночестве во Вселенной", "Заброшенности в Мире", "Человеке как ошибке Природы", "Смерти Бога". Но и когда после долгого вынужденного одиночества, заброшенности, трагизма, вдруг появляется чувство сопричастности Высшей духовности, понимание возможности спасения, предчувствие перспективы, пусть, даже возможной, тогда тоже возникает философский факт. Особенность первичного философского факта состоит в его шокирующем характере, в его способности разрушить или перевернуть вверх ногами привычное и уютное в своей обыденности представление о жизни.

Философия есть умение удивляться, разумно мыслить, быть свободным и быть собой в любых обстоятельствах, не смотря ни на что. Из такого умения рождаются и наука, и разумная практика, поэтому философия выступает способом личного осмысленного ориентирования научного познания и практики, их внутренней культурой.

Цель философии культуры осмысление экзистенциального или, иначе говоря, жизненного опыта, такого опыта, какой не анализируется далее и выступает предельным основанием всякого познания и действия. Этот опыт есть понимание того, что переживаешь, говоришь и делаешь. Он несомненен для тех, у кого он есть, он - основа уверенности в правоте и истинности своей жизни. Экзистенциальный опыт свойственен как отдельным людям, так и всему обществу в целом (опыт ярости в народной войне или стихийном бунте, опыт одиночества и страха в межцивилизационном периоде и т.д.)

Философия работает следующим образом: она вычленяет из сознания своего общества некие неявные, скрытые представления, которые уже есть у людей, но неосознанны, и воспользоваться ими нельзя. Найдя такие представления, философия их проясняет, превращая в осознанные идеи и концепции, пригодные для того, чтобы ими руководствоваться в жизни или отказываться от них, меняя себя и культуру.

Философ находит их в собственном мышлении, прежде всего потому, что это единственное мышление, с которым он знаком непосредственно. Душа другого человека для него загадочна, скрыта от прямого восприятия. Знать ее нельзя, можно только догадываться, какова она. Философ предполагает, что эти представления присущи ему так же, как и другим людям его эпохи, что он в сущности такой же, как и все остальные и поэтому может говорить от имени своих современников.

Правомерность его идей проверяется лишь практикой: приживутся они, будучи высказанными, или нет. В своих книгах и выступлениях философ строго придерживается своего предчувствия, раскрывает его. Он как бы позволяет априорному представлению самостоятельно проходить через его разум, оформляться через культуру его мышления и публично заявлять о себе. Само же найденное им представление он изначально считает истиной.

Найдя зародыши новых идей, философ предполагает, что они свойственны всем остальным людям, он как философ отличается лишь тем, что замечает эти зародыши и в силу своей культуры и своего профессионализма способен их осознать и оформить.

От других форм познания, от науки, искусства и религии философия отличается в первую очередь тем, что любые свои предметы она рассматривает под углом зрения всеобщего. Всеобщее, это - фундаментальный ее принцип, характеризующий способ ее отношения к миру. Другое ее отличие состоит в особом, отличном от науки представлении об истине как результате познания.

Продолжение следует...

Последниe публикации автора:

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка