Комментарий | 0

Долгие семидесятые. Новый альбом группы «Wobbler»

 

 

 

          23 октября норвежская группа «Wobbler» выпустила новый альбом «Dwellers Of The Deep» («Жители глубин»). Альбом стал пятым в дискографии группы, и его выход можно считать одним из главных событий года – по крайней мере, в жанре прогрессив-рока. Чарт альбомов Prog Archive – ресурса, отслеживающего появление такой музыки, этот альбом возглавил уже через два дня после своего выхода.

          Группа «Wobbler» возникла в конце девяностых, но первой студийной записи пришлось ждать достаточно долго – до 2005 года. Впрочем, этот дебютный альбом («Hinterland») был сразу же замечен и слушателями, и музыкальными критиками, а сама группа благодаря ему вошла в число лидеров прогрессивного рока. С тех пор «Wobbler» выпускают альбомы, но не часто. Так, например, предпоследняя работа группы появилась в 2017 году, и это не самый длительный период студийного молчания «Wobbler».

          Стилистика прогрессив-рока достаточно разнообразна, что вполне объяснимо, если помнить об обстоятельствах возникновения этого стиля. Стоявшие у его истоков «King Crimson», «Yes», «Genesis», «ELP», «Rush», «Jetro Tull» – это группы с ярко выраженной индивидуальностью. Сегодня такой индивидуальности становится всё меньше, а стандартов – больше. И когда появляется очередной музыкальный коллектив, играющий такую музыку, его ориентация на кого-либо из грандов, как правило, очевидна.

          «Wobbler» изначально ориентировались на ту часть «территории» прогрессива, что связана с творчеством  «Yes», «ELP», «Gentle Giant», «Jetro Tull». Изначально не ставилась задача соответствовать какой-то одной из этих групп. Скорее, норвежские музыканты стремились воспроизвести общее звучание той модификации прогрессив-рока, что обозначается как арт-рок, и пережила пик своей популярности в первой половине семидесятых. Следуя этой цели «Wobbler» сознательно отказались от каких-либо технологических новаций, возникших после 1975 года. Группа использует исключительно винтажные инструменты в сочетании с кларнетом, флейтой, виолончелью, вибрафоном. Такой подход предполагает привлечение сессионных музыкантов, и группа этой возможностью активно пользуется.

          Звучание первого альбома представляло собой некое обобщение арт-рокового саунда середины семидесятых, аккуратно дополненное элементами готики. «Hinterland» способен вызвать множество ассоциаций с тем или иным музыкальным коллективом «классического времени», но ни с кем из них он не ассоциируется в полной мере. И это – по-настоящему великолепно. Для тех, кто хорошо знаком с историей арт-рока, прослушивание «Hinterland» оборачивается потоком узнаваний и воспоминаний, и, одновременно, даёт возможность погружения в атмосферу того времени. Для тех, кто только начинает знакомиться с этим направлением, альбом так же важен. Он показывает, каким арт-рок должен быть в настоящее время. По сравнению с ним музыка многих нео-проговых групп выглядит как пародия и банальность. «Hinterland» - это знак качества.

          Эта линия продолжена вторым альбомом группы («Afterglow», 2009). По сравнению со своим предшественником он значительно меньше – всего тридцать четыре минуты, но это позволяет прослушать его «на одном дыхании». А исполнительское мастерство у «Wobbler» всегда на самом высоком уровне.

          Начиная с третьего альбома («Rites At Dawn», 2011) стиль «Wobbler» претерпевает некоторые изменения. Группа окончательно определилась с приоритетами. Теперь таковым стали «Yes», и «Rites At Dawn» может быть воспринят как их реинкарнация в XXI веке. В том же году настоящие «Yes» выпустили свой очередной альбом («Fly From Here»), но этот альбом производит менее сильное впечатление, чем «Rites At Dawn».

          Если группа откровенно ориентируется на некие, хорошо знакомые образцы, это сразу же порождает обвинения во вторичности, отсутствии индивидуальности. «Wobbler», как ни странно, такие обвинения не угрожают. Причина в том, что группа не просто воспроизводит стиль одной из главных команд в истории рока, но и активно его развивает. С одной стороны, такое развитие оказывается очень органичным – здесь нет экспериментальных заимствований из других музыкальных направлений, а с другой – делает это очень уверенно и творчески. «Wobbler» - это рассказ о том, как мог бы развиваться арт-рок на протяжении десятилетий, если бы в музыкальной жизни не появлялось бы принципиально новых стилей.

          С точки зрения музыкальной критики вершиной творчества «Wobbler» стал их четвёртый альбом («From Silence To Somewhere», 2017). В настоящее время этот альбом по версии Prog Archive обладает самым высоким рейтингом из всех проговых альбомов выпущенных в этом веке и занимает двадцать восьмое место среди всех альбомов в стиле прогрессив-рок. По сути, «From Silence To Somewhere» превратил своих создателей в классиков рок-музыки.

          Новое творение «Wobbler» выпущено на том же высочайшем уровне, что и предыдущий альбом. У «Dwellers Of The Deep» нет слабых мест, и можно предполагать, что очень скоро он будет котироваться не ниже предыдущей работы группы. И это обстоятельство делает день выхода альбома по-своему знаменательным. Новые записи появляются регулярно, но какая часть из них оказывается подлинно исторической, пополняющей золотой фонд рока? – Очевидно, что таких произведений крайне мало. Большинство произведений этого «золотого фонда» появились в прошлом и, в связи с этим, возникает ощущение, что вся современная рок-музыка – это нечто второстепенное. Но такие альбомы, как «Dwellers Of The Deep», подсказывают, что это не так. Пусть работы такого качества появляются редко, но всё же…

          История «Wobbler» может быть воспринята как история долгих семидесятых. Наше реальное восприятие прошлого очень отличается от той модели, что навязывают нам формальные исторические периодизации. С точки зрения таких периодизаций прошлое завершилось и, следовательно, никаких новых событий внутри прошедшего времени произойти не может, прошлое застыло в своей неизменности. Но в действительности ничто не может существовать в застывшем виде: прошлое, сохранившееся как набор смыслов, постепенно меняется в нашем восприятии. Соответственно, «внутри него» постоянно происходит нечто новое.

          «Wobbler» эту ситуацию радикализируют. Они создают произведения, открывающие новые горизонты для интерпретации, показывают возможности развития идей и художественных форм, которые до них в таком виде не отслеживались. Но ценность «Wobbler» связана не только с возможностью нового понимания прошлого. В данном случае прошлое превращается в актуальное событие, оно манифестирует себя посредством новых художественных свершений. «Wobbler» - это непосредственное явление семидесятых в 2020 году, возвращение того десятилетия как события.

          Говоря поэтически, можно предполагать, что где-то, в альтернативной реальности, стиль семидесятых продолжает жить и развиваться, а «Wobbler» - это отблеск такого процесса.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS