Комментарий | 0

Георгий Свиридов как символ русской музыки

 

 

Георгий Васильевич Свиридов

 

 

…интересно, что, учась в начальной школе, Г. Свиридов страстно увлёкся литературой: так, будто она должна была стать его стезёй и судьбой; постепенно музыка всё же выходит на первый план; и в девять лет Свиридов начинает учиться игре на рояле…

 Как сложно смыкаются они – музыка, литература; как музыкальна поэзия русская, и насколько без литературы не существовал бы храм высокой музыки…

 Свиридова заинтересовала балалайка: проступает природно-народное в его мировосприятие; и, овладев ею виртуозно, он легко поступает в ансамбль народных инструментов.

Ленинградская консерватория возникает позже; он учится у композиции у Шостаковича: хотя, думается, отношение к звуку, и мысли, выраженной им, у Свиридова совершенно иное.

 Уже ранний цикл лирических романсов на стихи Пушкина становится знаменит.

Перлы мелодики - то, что отличает музыку Свиридова; мелодии его становятся близки и народной плазме, и интеллектуалам; они звучат, отзываясь в сердце сердца, в самой глубине русского мироощущения.

 …метель метёт: будто поймана она в серебряные сетки замечательных звуков; она метёт, растворяясь в пространстве, и подчиняя его себе, она врывается в душу – зимним, широкошумным, роскошным, преобразующим явь явлением; она навсегда остаётся в храме музыки.

 «Метель», после изрядных изменений в партитуре, получила самостоятельный статус, и стала именоваться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“»; в исполнение симфонического оркестра под управлением Федосеева произведение разлетелось по миру: и слава его стала всеобщей, мировой, колоссальной.

 

 

 

 

 Зима играла особую роль в мировосприятие композитора, и то, как он переводил её на язык музыки, было феноменально.

…тройка бежит - ощущается непостижимым образом; счастье мешается с грустью.

Свиридов написал кантату на стихи Пастернака «Снег идёт», где буквально несколькими тактами передал небесное ощущение тихо идущего за окном снега…

 Поёт зима…

Лирическая интенсивность музыка Свиридова завораживала; конечно возникал Есенин; а для гимна Родине Свиридов выбрал стихотворение Ф. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», где феноменально раскрывались картины Севера русского: задумчивого, грустного, величественного.

 Свиридов развивал традиции Мусоргского, привнося в них новации двадцатого века; композитор широко использовал вариации старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, совмещая их с современным вариантом городской песни.

Он понял нечто наиважнейшее в устройстве русского мировосприятия, и, переводя оное на язык музыки, стал одним из любимых композиторов, и, сколько бы ни порочилось ныне понятие «народный», он был и остаётся истинно народным Композитором.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка