Красота повседневного мира. Музыкальный импрессионизм Саймона Манна
Мир современной электронной музыки далёк от какой-либо упорядоченности и иерархичности. Он возник и существует в форме Сети, подобной Интернету. Здесь нет какого-либо центра, которому подчиняются все звенья этой Сети, нет и единых детализированных правил, в соответствии с которыми эти звенья должны функционировать. Наверное, не стоит даже говорить о каком-то едином сообществе музыкантов. Здесь всё существует во множественном числе. Результатом такого существования становится хаос, с которым каждый из нас может соприкоснуться лишь фрагментарно. Возможности увидеть эту реальность целостно не существует в принципе.
Внутри такой Сети каждое звено свободно и отчасти самодостаточно. Центральные фигуры этой хаотической реальности – музыканты и их инструменты. А т. к. и тех, и других сегодня предостаточно, то количество сетевых точек стремится к бесконечности. Часто музыканты оказываются и издателями. Найти в Интернете десяток музыкальных студий, каждая из которых, по сути, издаёт лишь одного-двух исполнителей, не составляет большого труда.
Сегодня структура электронной музыки предвосхищает структуру искусства будущего в целом. В рамках такой структуры, как уже было отмечено выше, не существует иерархии, соответственно, нет контроля. Сеть функционирует свободно, а единственным условием существования её конкретных звеньев является их востребованность. Если музыка привлекает внимание, то студия будет существовать дальше. Если же внимание не велико, то, скорее всего, и студия будет недолговечной.
К этому необходимо добавить, что много студий распространяют свою продукцию абсолютно бесплатно. Вам, конечно, могут предложить заплатить за альбом, но если такой возможности нет, то всё, что требуется от слушателя – это указать свой электронный адрес, на который будет выслана запись. По сути, это – коммунистическая форма взаимодействия, резко контрастирующая с политикой больших звукозаписывающих компаний.
Сегодня большие компании стараются активно осваивать сферу электронной музыки, но они не могут доминировать в этой сфере. Подавляющее большинство произведений современной электроники создаётся не ими, а независимыми микроструктурами, ускользающими от какого-либо контроля.
Сетевая структура, стремясь к бесконечности, может создавать в восприятии слушателя ряд иллюзий, актуализируя традиционные формы восприятия искусства и психологические потребности. История классического искусства всегда опиралась на иерархии, его структура изначально была вертикальной: в каждом конкретном направлении присутствовало высшее и низшее (элитарное и массовое) – канонические образцы и то, что таким образцам стремилось соответствовать. На первых этапах развития новоевропейского искусства идея совершенства связывалась с античным наследием, позже каждая новая художественная эпоха вдохновлялась предшествующей.
В ХХ веке в истории искусства произошёл разрыв: прошлое и настоящее всё меньше и меньше понимали друг друга. Но психологическая потребность находить во всём порядок и, соответственно, иерархию, сохранялась, из-за чего, даже в постклассических роке и джазе, продолжался поиск авторитетов.
Реальность современной электронной музыки построена исключительно на горизонтальных принципах. Здесь нет верха и низа, а есть лишь возможность движения в разных направлениях. Слушатель оказывается в ситуации кочевника, двигающегося по пространству внешне случайным образом и никогда не знающего, что именно он увидит в процессе движения.
Горизонтальность, хаотичность и бесконечность пространства отдаёт нас на волю случая. Знакомство с новым музыкальным произведением оказывается результатом стечения случайных, иррациональных обстоятельств.
При том, что такая Сеть возникла относительно недавно, в ней есть нечто, что отсылает к глубинным основам человеческого существования. Человеческая жизнь – это процесс движения от встречи к встрече. Но каждое знакомство с новым человеком изначально случайно и непредсказуемо. Закономерности действуют в сфере больших чисел, а каждый из нас живёт в мире единичного. Этот мир единичного называется повседневностью.
Повседневная жизнь электроники не способствует формированию универсальных ценностных суждений. Но что мы можем делать в этой ситуации? – Просто слушать, не озадачиваясь оценками, и дарить прослушанное друг другу. Дар – это главное содержание человеческой коммуникации, её высшее наполнение. И если дар сводится к обмену, это делает коммуникацию экзистенциально ущербной. Именно таковыми оказывается значительное количество современных коммуникативных актов.
Реальность Сети возвращает нам способность дарить. В этом контексте электронная музыка с её бесплатным контентом выводит нас из-под власти прагматических обменов, предоставляет возможность дарить и радоваться тому, что твой дар был принят.
Сеть в очередной раз демонстрирует силу старого теоретического принципа: тип структуры формирует соответствующий ей тип субъективности.
Саймон Манн (Simon Mann) – типичный представитель современной электронной музыки. Информации в Интернете о нём немного. Есть аккаунты в социальных сетях, есть страничка на Bandcamp, представляющая его собственную студию и те музыкальные произведения, что Манн создавал с 2012 года.
2020 год стал для музыканта весьма плодотворным: на Bandcamp появилось три альбома Манна, каждый из которых по-своему интересен. Мне же хочется обратить внимание на запись, выложенную 5 июля – «Ambient Awakening». Это 40-минутный трек, стилистика которого рождается на стыке эмбиента, «мягкого техно» и академической электроники.
При создании этого произведения Манн, как сообщается в аннотации к альбому, использовал цифровые и аналоговые синтезаторы, а главной творческой задачей было создание импрессионистского эффекта, сочетающего в себе элементы лёгкости, солнечности и пространственности. Поставленную задачу можно считать в полной мере выполненной.
«Ambient Awakening» - очень светлый и лёгкий альбом. Манн, рассказывая о нём, использует, в частности, метафору «darkness», но именно тьма в этом произведении отсутствует. Скорее, можно говорить о лёгком дыхании уходящей летней ночи, но далеко не каждая ночь несёт в себе тьму.
Такие музыкальные произведения склонны пробуждать воображение. При желании каждый может увидеть в момент прослушивания что-то своё. Но в большинстве случаев увиденное окажется связано с миром природы. На правильность такого подхода намекает и «обложка» «Ambient Awakening», которая сама может считаться произведением оформительского искусства.
При этом альбом далёк от какого-либо натурализма. Он не воспроизводит какие-либо природные звуки, не старается подражать внешней реальности. Всё, о чём он хочет нам рассказать, рассказывается исключительно музыкальными средствами.
Структура «Ambient Awakening» проста и сложна одновременно. Альбом никоим образом не стремится нас как-то поразить, озадачить или, тем более, изменить текущее состояние. Он вообще ни к чему не принуждает. Скорее, Саймон Манн рассказывает нам о том, что однажды увидел, – если, конечно, термин «рассказывать» применим к музыкальному произведению.
Рассказывая и показывая нечто, Манн вступает в диалог со своим слушателем. И каждый сам может решать, как ему реагировать на это. И если, всё-таки, реакция будет позитивной, то «Ambient Awakening» встроится в наше настроение; он будет не столько менять наше мироощущение, сколько дополнять его. Привносить в это мироощущение потоки красивых, светлых образов, ориентирующихся на представление, что повседневный, природный мир прекрасен во всех своих проявлениях.
Отсюда – подчёркнутая лёгкость, воздушность звучания. Сквозь эмбиентную длительность время от времени проступает ритм – ненавязчивый, но, в то же время, устойчивый пульс мира.
Но звучание «Ambient Awakening» имеет и очевидный второй план, и здесь всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. В этот второй план стоит вслушаться. В нём присутствуют отзвуки самых разных музыкальных традиций. Когда, например, где-то ближе к середине альбома, начинает звучать перкуссия, то эта музыкальная партия может быть воспринята как самостоятельное музыкальное произведение, как самодостаточный микроэлемент, встроенный в большую структуру.
Если прослушать «Ambient Awakening» внимательно, то мы вспомним и о голосе кларнета, и о том, как звучал камерный симфонический оркестр в конце XIX века. Альбом насыщен подобными вкраплениями. Но слушатель не обязан искать подобные нюансы. Он может сосредоточиться на восприятии целого, а не отдельных деталей, при этом яркость восприятия, скорее всего, не пострадает.
«Ambient Awakening» относится к тем музыкальным произведениям, которые располагают к многократному прослушиванию. И при каждой новой встрече альбом способен раскрыться по-новому.
Произведение Саймона Манна, как и любой импрессионизм, не озабочено целью сохранения себя в вечности. Это – часть современной музыкальной реальности, не стремящаяся заявлять о себе любыми средствами. Оно просто существует «где-то в Сети». Если вам удастся найти и прослушать этот альбом – значит, вам повезло.
Bandcamp Саймона Манна: https://djsimonmann.bandcamp.com/music
Прямая ссылка на страницу «Ambient Awakening»: https://djsimonmann.bandcamp.com/album/ambient-awakening
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы