Комментарий | 0

Куда зовёт нас «Волшебная флейта»?

 

                                  

          

2021 год  для поклонников творчества В.А. Моцарта значим вдвойне – это год 230-летия со дня смерти композитора в 1791 году, и одновременно  230 лет со дня первой постановки его последней оперы «Волшебная флейта». Премьера  оперы состоялась в Вене в театре Ауф дер Виден незадолго до смерти маэстро.  Меломаны  России впервые познакомились с ней 24 мая 1818 года в Большом (Каменном) театре в Москве. Многие российские театры отмечают в 2021  году эту памятную дату: Большой театр и Геликон-опера в Москве, Драмтеатр в Архангельске, даже Мюзик-холл в Петербурге ознаменовал её премьерой  и др. Естественно,  и  в  239-м сезоне Мариинского театра эта опера, премьера которой состоялась 31 декабря 2007 года,  фигурирует на афишах  и ныне. Режиссёр-постановщик – Ален Маратра, художник-постановщик – Пьер-Ален Бертола, художник по костюмам – Мирей Дессанжи, художник по свету – Евгений Ганзбург, ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева. Постановка была осуществлена при остановка осуществлена при поддержке Ассоциации французских друзей Мариинского театра. Итак,  «Волшебная флейта» Концертный зал Мариинского театра 16 октября 2021 года. Дирижёр Заурбек  Гугкаев, соло на флейте – Аглая Щуплякова.

Разумеется, за 230 лет после первой постановки эта опера, как одно из блистательных произведений Моцарта, звучала сотни, если не тысячи раз. Но с течением времени её содержание  стало восприниматься как некая сказка, подобно многим другим оперным сюжетам («Садко», «Снегурочка» и т.п.). В либретто оперы,  частично связанному  по сюжету со сказкой  Августа Якоба Либескинда (1758-1793) [1] «Лулу или волшебная флейта»,  действуют сказочные персонажи: Царица Ночи (лауреат многих конкурсов  очаровательная Ольга Пудова) и её дочь Памина (солистка Академии молодых певцов при Мариинском театре Елена Карпеш), принц Тамино (Игорь Барабеков – солист той же академии), змея, лев и т.д. Преимущественно молодёжный состав исполнителей за исключением Аскара Абдразакова (засл. артист России) в партии Зарастро. Однако это далеко не сказка. Даже и теперь время от времени вспоминают, что и сам Моцарт, и   автор либретто оперы  Эмануэль Шиканедер были масонами высокой степени посвящения, а сама опера представляет собой предсмертный для композитора, художественно оформленный  гимн масонству  как идейному и религиозному течению того (да и настоящего) времени. Об этом следует поговорить серьёзно.

В ту эпоху, как и сейчас, масонство имело несколько направлений, некоторые из которых возникли во второй половине XVIII века не без участия знаменитого мага и прорицателя графа Калиостро. Когда говорят об опере «Волшебная флейта» как о масонском произведении (на эту тему написано множество статей), их авторы скорее запутывают дело, чем его проясняют. Основная масонская легенда состоит в том, что некий строитель Хирам Абифф  храма Соломона в Иерусалиме, владевший тайными секретами не только строительства, но и богостроительства в широком смысле, был убит тремя заговорщиками с помощью молотка, угольника и циркуля. Эти три инструмента вошли навсегда в религиозную символику масонства вплоть до настоящего времени. Достаточно упомянуть все масонские символы при образовании США (первого масонского государства) и даже советские серп (искажённый циркуль) и молот, а в центре  герба ГДР  отчётливо были изображены циркуль и молоток.  Но ни одного из традиционных символов масонства в «Волшебной флейте» нет. А почему?

Ответ кроется в том, что ни Моцарт, ни его либреттист Шиканедер не были традиционными масонами. Судя по всему, они входили в систему масонских лож под руководством графа Калиостро. Это было так называемое египетское масонство Мемфис-Мицраим. В 1779-1784 гг. Калиостро учредил свой «Устав Высшего Египетского Масонства» на основе работ лионской Ложи-матери «Торжествующая Мудрость», которым руководил под титулом Великого Копта. Женщины становились членами лож  египетского масонства и без предварительного масонского посвящения. Данная  разновидность масонства существовала в то время и в России. Поэтому далеко не случайно Калиостро в 1778 и 1780 гг.  совершал поездки в Петербург, и в первый приезд останавливался в доме известного масона Ивана Елагина. Не с инспекционными ли целями?

Поскольку сюжет оперы представляет собой художественно оформленный обряд посвящения в масоны, то многих удивляло и удивляет до сих пор, почему наряду с главным героем Тамино (исполнитель Игорь Барбаков) обряд посвящения проходит также и его возлюбленная Памина (Елена Карпеш), хотя в те времена женщины не посвящались в традиционные масонские ложи. В обычные ложи – нет, а в египетские под руководством графа Калиостро – да. Это помогает объяснить одну из  главных загадок оперы.

     Много написано о символике чисел, как в музыке, так и в либретто: увертюра начинается с торжественного звучания трех аккордов,  основная тональность ми-бемоль мажор – с тремя бемолями при ключе, среди персонажей – три дамы, три мальчика и т.д. Однако  непонятно, почему это считается масонской символикой. Главный символ христианства – Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Но об этом почему-то не вспоминают. Оставим этот вопрос музыковедам.

Но есть ещё один интересный момент, ускользнувший от внимания рецензентов оперы. Одним из главных положительных  её героев является Зарастро (Аскар Абдразаков). Его имя – итализированная форма принятого в русском языке имени Заратустра[2].  Не знаю, как нашим музыковедам и театроведам, но сразу вспоминается сочинение Ницше «Так говорил Заратустра». Здесь можно предположить, что Ницше в своих размышлениях о судьбе христианства каким-то образом опирался на египетско-масонское учение  Мемфис-Мицраим, известное ранее и Моцарту. А может быть, Ницше и сам был масоном? Этот вопрос и поныне обсуждается исследователями.

Известна средневековая немецкая легенда о гамельнском крысолове, музыканте, освободившем город Гамельн от крыс игрой на волшебной дудочке, который, не получив обещанную плату,  играя на дудочке (не флейте ли?), в качестве наказания увёл из города  всех детей и их утопил.                                                               Куда ведёт нас «Волшебная флейта»?

Санкт-Петербург          

 

[1] Сказка была опубликована в сборнике сказок, изданном К.М. Виландом, в связи с чем публикатора часто называют в литературе автором.

[2] Заратустра (Заратуштра, Зороастр, Зардушт) — легендарный основатель персидской религии зороастризма, живший в VII—VI вв. до н.э.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка