Небо русской архитектуры
1
Царь-колокол, поднимаемый на пьедестал: мощно, важно; и Монферран, француз, давно живущий в России, и обогативший её двумя знаменитыми архитектурными перлами, руководит подъёмом колокола…
Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год.
…принятый некогда в парижскую Королевскую школу архитектуры, сразу был призван на военную службы, участвовал в наполеоновских войнах, дважды был ранен, вышел в отставку сержантом: жизнь, в общем, сильно тёрла Монферрана в ладонях.
Он заканчивает учёбу, однако вновь оказывается на армейской службе; по окончании которой включается в суммы строительных работ, объёмы которых сокращаются во Франции, и он получает приглашение на переезд и работу в российскую столицу; Николай Демидов помогает ему в этом.
В России Монферран знакомится с Бетанкуром, давно обжившимся в стране, тот привлекает его к проектированию здания нижегородской ярмарки.
Исаакиевский собор – впереди: он словно прорастает сквозь духовные горизонты, какие провидит Монферран, стремясь в метафизические небеса, чьи пласты нам, земным не очень представить.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Великолепная доминанта петербургской архитектуры; самый большой храм города, чей проект был утверждён Александром I, тонко чувствовавшим надмирные сияния, которыми может быть пронизана архитектура.
И другой перл Монферрана воссияет в столице Российской империи: проект Александровской колонны сначала был отвергнут, позже – утверждён: она, прободая воздушные пласты, мощно рассекла воздух, чтобы стать одним из архитектурных символов города.
Разумеется, и другие свершения отмечали путь Монферрана, но этих двух достаточно для онтологического величия бессмертия, достигнутого архитектором…
2
Русско-византийский стиль…
Древняя, могущественная империя щедро делилась с Россией всем, чем обладала; представителем этого стиля, достигшим наибольших высот, был К. Тон: архитектор, и разработавший во многом специфику этого стиля.
Константин Тон в 1870-е годы
Он был из семьи обрусевшего немецкого ювелира, был принят на воспитание в Императорскую академию художеств, где интерес к архитектуре проявился сразу же, и потребовалось углублённое изучение оной, чтобы и возник новый архитектурный стиль.
Тон стажируется в Европе, возвращается, и тут разгорается проект Храма Христа спасителя…
Представленное Витбергом относится к разряду фантазий: почва Воробьёвых гор не выдержала бы.
Тон руководит постройкой собора в Царском селе, заканчивает переделку интерьера в Малом театре; строит другие церкви, оставаясь в пределах разработанного им стиля; возводит памятники.
Храм святой великомученицы Екатерины — первый крупный проект, осуществлённый К. А. Тоном в русско-византийском стиле. Строился в 1831—1837 гг. в Екатерингофе. В советское время снесён.
Гроздь архитектурных свершений: такова судьба Тона: и сделанное им столь плотно вписано в историю страны и в историю архитектуры, что яркость имени не подлежит тусклым тонам, которые гораздо запускать время по отношению ко многим человеческим свершениям.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы