Посетив выставку…
Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик
1 апреля - 2июля 2017 года
1 апреля в музее Фаберже открылась выставка Сальвадора Дали. Кто же из нас не знает Сальвадора Дали! Образ, созданной им псевдореальности, настолько плотно вкладывается в современную нам действительность, что, кажется, нет поводов для споров, настолько всё очевидно. Лет сорок пять тому назад, в начале 1970-х годов, я во Всемирной истории искусств впервые увидел некоторые его работы. После смерти С. Дали в 1989 году многочисленные родственники его жены Елены Дьяконовой, близкой подруги Марины Цветаевой, добились открытия выставки его работ в Музее им. А.С. Пушкина. Я поехал из Ленинграда в Москву, чтобы, отстояв несколько часов в огромной очереди, воочию посмотреть экспонируемые шедевры С. Дали. Выставка была не представительной: некоторые скульптуры, наброски, рисунки… И вот в метро я вижу анонс о выставке Дали: 157 работ живописи и графики! Многие из них впервые экспонируются в Петербурге. Такой выставки у нас ещё не было. Сомнений нет. Иду.
Поскольку я пишу не репортаж о выставке, а совокупность общих впечатлений, то сразу же хочу обратить внимание возможного читателя на любопытное совпадение: практически одновременно с открытием выставки вышел в Москве роман Александра Потёмкина «Соло. Моно». Суть дела в том, что А. Потёмкин в лице героя его романа в своих жизненных принципах руководствуются некоторыми аллюзиями, которые навевают ему картины Сальвадора Дали.
Или, например, «Постоянство памяти».
Почему-то в романе А.Потёмкина не упомянуты картины С. Дали «Загадка Гитлера» и «Предчувствие гражданской войны», хотя именно в наше время эти картины и заложенные в них мысли весьма и весьма актуальны.
…И вот, я вхожу в дворец Белосельских-Белозерских на Фонтанке, в котором не так давно был открыт музей Фаберже. Фаберже и Сальвадор Дали? Что их связывает? Пасхальные яйца Фаберже и яйцо на картине «геополитический мальчик…»? Это и есть высокое искусство, преодолевающее века, годы и расстояния.
Выставка необычайно интересна. Впервые петербуржцы увидели иллюстрации Дали к «Божественной комедии «Данте».
Особенно удались художнику иллюстрации к первой части трилогии «Ад».
Восхищённые зрители буквально замирали перед рисунками и акварелями, изображающими мучения грешников в аду. Известный иллюстратор Библии и «Божественной комедии» Густав Доре выглядит, с моей точки зрения, по сравнению с работами Дали сентиментальным и даже поверхностным, хотя иллюстрации Дали к «Чистилищу» и «Раю» мне показались не слишком убедительными. Они скорее похожи на эскизы. Может быть, художник планировал развить эти темы. Кто знает?
Впечатление от выставки огромное. Оригинальное оформление выставки: полутёмный зал, верхняя подсветка только картин или рисунков позволяет зрителю сосредоточиться на одном изображении, не отвлекаясь боковым зрением на соседнее произведение.
Всемирно известных картин С. Дали на выставке немного: в центре зала огромное полотно «В поисках четвёртого измерения», далее «Обычный языческий пейзаж» и некоторые другие. Но всё-таки главное – это графика и акварельные наброски, – практически неизвестные не только любителям искусства, но даже зачастую специалистам.
Сальвадор Дали – человек чрезвычайно многосторонний. Наш читатель знает и его мемуары – «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», и даже его единственный роман «Сокрытые лица» (1944 г.) Как ни странно, проза С. Дали написана почти в реалистической манере, за исключением некоторых пассажей, подобных, допустим, перу нашего Гогол. Ничего сверхъестественного – сюрреалистического читатель в ней не найдёт.
Сальвадор Дали гениально выразил в своих работах внутреннюю сущность ХХ веках, века глобальных катастроф, новых религиозных вероучений и вселенских катаклизмов. Лучшие современные писатели – В. Пелевин, В. Сорокин, А. Потёмкин немало позаимствовали не столько от художественной практики С. Дали, сколько от его мировоззренческой позиции.
Выставка позволяет составить полное впечатление о зрелом творчестве Сальвадора Дали, очевидно, что её организаторы подлинные знатоки живописи и искусства.
Санкт-Петербург. Май 2017 года.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы