Аристократизм двух
Александр Балтин (15/07/2024)
Общее нечто – в поэтической осанке, в необыкновенном словесном аристократизме, в благородстве говоримого…
Будто никаких низин не существует – ни для Арсения Тарковского, ни для Владимира Соколова: словно изначально их путь связан с пиками, вершинами, с пиковыми же возможностями речи…
И я ниоткуда
Пришел расколоть
Единое чудо
На душу и плоть…
Пришел расколоть
Единое чудо
На душу и плоть…
Несколько, ТАК объединённых слов, дают ощущение божественности, небесности речи; и – завораживающая, такая простая внешне, куда сложнее всякой искусственной сложности, музыка В. Соколова:
Безвестность – это не бесславье.
Безвестен лютик полевой,
Всем золотеющий во здравье,
А иногда за упокой.
Безвестно множество селений
Для ослепительных столиц.
Безвестны кустики сиреней
У непрославленных криниц.
Мерцанья драгоценных разноцветных огней, проступающее за строчками: смысл густ, как мёд, но… будто всё наиважнейшее сокрыто в тишине.
Мощь была корневая, изначальная у Тарковского: и любовь к жизни давалась…как своеобразное отрицание смерти: ведь – бессмертны все! Однако:
Я жизнь люблю и умереть боюсь.
Взглянули бы, как я под током бьюсь
И гнусь, как язь в руках у рыболова,
Когда я перевоплощаюсь в слово.
Взглянули бы, как я под током бьюсь
И гнусь, как язь в руках у рыболова,
Когда я перевоплощаюсь в слово.
Есть ли здесь усталость?
Та фатальная, шаровая усталость, какая начиняет вещие строки Соколова:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
Не намекается ли на нечто… большее человека?
Едва ли, но и в бездну тяги не видится, не слышатся призывы смерти…
Музыка – мнится, схожая порою – вела обоих поэтов:
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
И сами частые «что» здесь – как необычные ноты…

Музыка Тарковского – на световых волнах летящая, потусторонняя, но и – здешняя, земная:
Вечерний, сизокрылый,
Благословенный свет!
Я словно из могилы
Смотрю тебе вослед.
Благословенный свет!
Я словно из могилы
Смотрю тебе вослед.
Благодарение развернётся дальше: будто и нет могилы, один этот – великолепный, так необычно определённый свет…
Всё необычно у этих поэтов.
Всё аристократично-утончено.
И – какая благородная осанка поэзии…
Последние публикации:
К 120-летию Виктора Франкла –
(03/04/2025)
Отведав дольку Игоря Михайлова –
(26/03/2025)
Акира Куросава. 125 лет со дня рождения –
(19/03/2025)
Или – или –
(13/03/2025)
Джек –
(05/03/2025)
Я бы хотел, чтоб смерти не было… –
(25/02/2025)
Бог в русской поэзии –
(12/02/2025)
Учиться любви у Чехова –
(24/01/2025)
Новогодняя правда –
(24/12/2024)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы