Борис Слуцкий (к 35-летию ухода)
Александр Балтин (18/02/2021)
Борис Слуцкий. Венгрия, 1945 год
1
Соль должна быть сухой, иначе теряет свою силу.
Соль Слуцкого всегда суха, а слово отменно точно; острые грани мысли блестят – тут речь пророка, требующего от вас пересмотра жизни:
Мелкие пожизненные хлопоты
По добыче славы и деньжат
К жизненному опыту
Не принадлежат.
По добыче славы и деньжат
К жизненному опыту
Не принадлежат.
«Лошади в океане» вызывали слёзы, хотя сделаны были с тою же мерой мужественности, что и большинство стихов Слуцкого: сантименты ему претили; сентиментальность не подразумевает глубины, а Слуцкий суммою своих стихов создавал энциклопедию тогдашней жизни. Он включал в неё всё – и рабочего, читавшего Ленина, так, будто ходил в него, как в клуб, и старух, остающихся без стариков, и громы войны, и остроту еврейского вопроса… Всё, всё: быт и бытие организовывались в монументальный круг: из него поднимались картины яростные, сложные, тяжёлые…
Может быть, одно из лучших стихотворений о смерти написано именно Б. Слуцким:
Они болтали о смерти, словно
она с ними чай пила ежедневно,
такая же тощая, как Анна Петровна,
такая же грустная, как Марья Андревна.
«Старухи без стариков» звучат наждачно жёстко, неуютно, калёною правдой своей прожигая сознание.
Жизнь входила в речения Слуцкого госпиталями, деревнями, изъезженными дорогами, голосом друга:
Давайте после драки
Помашем кулаками,
Не только пиво-раки
Мы ели и лакали,
Нет, назначались сроки,
Готовились бои,
Готовились в пророки
Товарищи мои.
И то, что в «пяти соседних странах/ зарыты наши трупы…» не отменяет возможности быть пророком: как прозвучал Кульчицкий, которому посвящено стихотворение, как прозвучал Слуцкий: развернувший над миром грандиозный свод, включивший в себя столько, что жизнь, кажется, должна бы была измениться.
Она не меняется от стихов, не улучшается, увы. Но когда они призывают задуматься о собственном месте в мире так:
Маска Бетховена и бюст Вольтера –
Две непохожих на вас головы.
И переполнена вся квартира,
Так что в ней делаете вы?
То боль, с какой становится очевидно, насколько надо всё менять – есть подлинность и высота поэтического воздействия на сознание.
2
…над «Лошадьми в океане» плакал – свидетельство ли мальчишества? Излишне чувствительной натуры?
Сознания, больше ориентированного на слово, нежели на реальность?
Они мужественно звучат – «Лошади в океане», предельно сухо, концентрировано, жёстко; они обвиняют – людей, превративших жизнь в жестокую бестолковщину; они врываются в мир вестью словесной силы…
Сознания, больше ориентированного на слово, нежели на реальность?
Они мужественно звучат – «Лошади в океане», предельно сухо, концентрировано, жёстко; они обвиняют – людей, превративших жизнь в жестокую бестолковщину; они врываются в мир вестью словесной силы…
Соль Слуцкого очень белая, яркая: никаких украшений, говорить только о сути: правды, судеб, России, самого себя: никаких отступлений, даже эмиграция в себя, которой подверг себя поэт в последние годы, не отразилась на белой соли его стихов.
Мелкие пожизненные хлопоты
По добыче славы и деньжат
К жизненному опыту
Не принадлежат.
В четырёх строках высвечена формула смысла жизни, и сколько бы нынешнее, товарно-денежное время не опровергало её: она не поддаётся опровержению; так же, как и другая словесная формула Слуцкого, заставляющая устыдиться себя, кем бы ты ни был…
Ибо кем бы ты ни был – это всё равно мало, лестница бесконечна, подъём (или спуск) продолжится после смерти…
У Слуцкого широкое дыхание: даже в коротких строчках. У него сильный мускульный нажим строки, и сердце, вобравшее, казалось бы, все пульсы современности.
Б. Слуцкий, которого точно осеняли тени ветхозаветных пророков, горел огнём сострадания ко всему живому, никогда не скатываясь в сентиментальность.
И поднимают его стихи в запредельность, живописуя повседневность – такой парадокс.
Слуцкий фактически написал энциклопедию советской жизни: нету оттенков её, нюансов, какие бы не вошли в её монументальный свод.
Но он уходил выше, дальше – он исследовал внешность мышления: именно так наименовав стихотворение; он искал атомы мысли, и стремился вывести единицу человечности; и в своде его стихов заложено столько, что облучать он будет грядущие времена, будущие поколения.
Сильно.
Бесконечно.
Последние публикации:
Она умерла –
(01/11/2024)
К 200-летию «Горя от ума» –
(28/10/2024)
О стихах Любови Новиковой –
(16/10/2024)
К 355-летию смерти Рембрандта –
(02/10/2024)
Великая миссия Кшиштофа Кесьловского –
(22/09/2024)
К 50-летию Бориса Рыжего –
(10/09/2024)
Сквозное онтологическое одиночество –
(04/09/2024)
Феномен русского Гёте. К 270-летию –
(02/09/2024)
К 125-летию Хорхе Л. Борхеса –
(26/08/2024)
Африканская дилогия Валерия Редькина –
(06/08/2024)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы