Поэтические голоса Литературно-философского журнала «Топос»
1
Счастье начинается сразу – с первой строфы, и разливается богато, наполненное сочными оттенками:
И. Мельников создаёт стихи свои, идя в кильватере традиции, которой не стоит изменять, ибо в ней соль; и солевой раствор основного, сущностного богато наполняет его поэзию.
Жизнь растекается плазмою, в которой возникают неожиданные ощущения и вспыхивают такие разные подробности:
То, как возникают небесные аллеи, сделано тонко, как и их возможность сливаться с парком: вполне земным, но от того не менее небесным.
Разные полюса совмещаются, разные сверкают пласты, и насыщенность их определяется мерой дарования поэта: достаточного, чтобы представить миру свой, интересный словесный свод.
2
Злость бывает очень разная: иные её варианты вполне могут послужить… опорой: так декларирует поэт, изрядно отведавший от блюда опыта:
Интересно закрученные повороты мысли, равно оттенки палитры определяют многое в поэзии Р. Гарбузова: поэзии чёткой, с фиксацией на необходимых деталях, со стремлением пройти мимо не слишком важного, что, участвуя в жизни, отвлекает от цели.
…цель одна, хотя она и не декларируется чётко: духовное развитие, возрастание, именно ради неё человек выбрасывается в реальность, которую, всё время кажется, стоило бы скорректировать…
Таинственная субстанция поэзии густо разлита в текстах Гарбузова, что придаёт им самим таинственность, представляя подлинность поэтического дела так, что ни с каким другим не спутать.
3
Современность – ломящаяся в двери, прущая в них – занимает в поэтических помещениях Е. Попова достаточно места: одежды её ни с чем не спутать:
Словарь, самый покрой речи густеют, уходя в метафизические разливы, без которых поэзия – не жива, ибо колокольный звон важнее и закуски под сто, и празднично прущего востока.
…возникает ощущение постоянно следящей за нами камеры: которая сильнее глаза, дававшегося обычно при таких ассоциациях:
Экспериментальность человеческого вида становится очевидна, что не мешает стихам разворачивать свою повесть – дней судьбы, вмещающих много, – в том числе – провалов и побед, цена которым может оказаться одинаковой…
4
Непокой перекликается с внимательностью минут: и они, точно определённые поэтом, – постепенно начинают играть чрезмерную роль:
Интересно смешаются запредельность с конкретикой, всё переплетено, – или от низового, где моют по ночам полы в метро, необходимо рвануться к астралу, хотя бы и условному?
А?
Стих Ю. Китаева плотный, насыщенный – вместе, пропущенный через фильтры мастерства, он лёгок, и тяготеет к областям воздушности.
Именно они, включающие в себя идеи, и дают нам стихи: те, что должны расшифровывать явь, через образный (который может оказаться облачным) строй.
По-другому никак.
И Ю. Китаев интересно справляется с поэтической расшифровкой мира.
5
Причудливая прихотливость востока присуща верлибру, поэтому нечего удивляться, что:
Впрочем, верность ощущения передана интересно, с нею не поспоришь, когда опыт достаточен, чтобы не играть с ним в прятки.
Гончие собаки вечера тоже ощущают усталость, и ветки верлибров М. Пешкина роняют разные листья созвучий в жизнь.
Впрочем, рифмованный стих, более присущий русской поэзии, берёт своё, и тогда:
Об избыточности ли жизни поёт поэт – или о неправильном в корне отношение к оной?
Разные мотивы звучат в творчестве Пешкина, по-разному трактует он реальность; но всегда есть особый угол зрения, присущий только ему, что делает чтение стихов увлекательным.
6
Стихи изначально – от мистического корня, от запредельности, от ощущения руки направляющей и перста указующего, поэтому:
Но – стихи живут двойною силой: небесное должно переходить в земное, снижаясь, конечно, однако, давая образы весьма яркие, которым не возразишь:
Н. Перстнева хорошо соблюдает этот баланс, это необходимое равновесие: тонко данные нити неба – и конкретику… в частности подков…
Или конника…
И соблюдение сие и определяет пластику её стиха, подвижного и певучего, выразительного и гибкого; – и метафизику постижения яви через оный, постепенно разматывающийся стих.
…современность вламывается в стихи, предлагая свои зеркала, в которых темы, связанные с вечностью, отражаются слишком специфично:
Мы привыкли ко многому, в частности – к тому, что стихи не играют никакой роли в нашей жизни; а ведь это тоже… дразнить гусей языка, не меньше.
Н. Перстнева предлагает хороший вариант современной поэзии своими стихами.
7
Плот – драгоценно-торжественно плывущий в бездне, раскрытой: всегда, в сущности – она над нами, даже если кажется пустой; но стихотворение-плот толкует реальность по своему:
Туго скрученная аллегория превращает стих Л. Китайника в смысловой сгусток, и кони вполне могут оказаться не смертельными, но несущими к такому пределу, за которым откроется последняя истина.
Если она возможна вообще: но поэзия – всегда стремление к оной, вне зависимости от времени и техники которую использует поэт.
Техника Л. Китайника достаточно совершенна, чтобы виртуозно гранить алмазы слов; созвучия – вместе с тем – довольно легки: чтобы подниматься воздушными шарами праздника в безвестную запредельность.
Звёзды манят, созидая волшебный орнамент:
А с другой стороны – грозят «Химикаты» из одноимённого стихотворения.
Так, мешая истово высокое и низкое, Л. Китайник созидает свой поэтический свод: достаточно оригинальный, чтобы он был виден издалека, и – хотелось бы верить – надолго.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы