Комментарий | 0

К 120-летию смерти Н. Фёдорова

 

1

 
Дракона, как известно, не победить – он извилист и хитёр, он сладкоголос и манящ, он скрывается в вас так уютно, что вы начинаете его считать собой; у него всегда есть, что предложить – причём в такой форме, что о расплате вы не успеете задуматься.
 
Старый русский философ Фёдоров поднимается с сундука, и, не замечая убогости клетушки, в которой живёт, видит роскошные панорамы всеобщности, где люди, осилившие дракона: и каждый в себе, и вместе, – все, совершая одно дело, выстроили мир доброты, кротости и любви.
 
 
 
 
Философ пьёт чай с баранками, и отправляется на службу в библиотеку, где его ждёт работа по каталогизации, и если даже зашедший Лев Толстой назвал содержимое библиотеки не нужным хламом, это ничего не значит, потому, что кроме книг нет другого вместилища мудрости.
 
Старый русский философ Фёдоров творит пока дело всеобщности один, созидая подготовительную философию грядущего: сложную, своеобразную, и совершенно ошарашивающую.
 
Трудно сказать – верит ли он сам в то, что пишет.
 
Трудно сказать, насколько были удивлены современники, узнав, что он умер – он! Борец со смертью!

 

Одно очевидно – с драконом можно бороться: мыслью, аскетизмом, усекновением желаний; и борьба эта, судя по примеру Фёдорова, вполне может быть успешной.

 

2

 

Вот он поднимается с жёсткого сундука, и идёт к столу, на котором разложены рукописи, испускающие необыкновенный свет в реальность: будто нарушающие её – суммарным утверждением о смерти, как главном враге, и возможности её преодоления.

Вот он кропотливо работает в библиотеке: в огромном храме, сохраняющим мысли, классифицируя издания, вынашивая глобальные мысли о библиотечном деле, о возможностях международного книгообмена.

 Он разрабатывает и концепцию библиотечно-музейного образования.

 Главное, конечно, философия общего дела, зиждущаяся на учение Христа о грядущем всеобщем воскрешение – в теле, в телесном пространстве…

При всей необычности звучания оной философии, Фёдоров не имел никакого отношения к оккультизму, оставаясь в пределах христианства…

 Он мог предвидеть экологические проблемы в 19 веке, когда никто не мыслил о подобных: почему бы не предположить, что и победу над смертью – суммой творческих усилий человечества он предвидел, упаковывая прогнозы в плотные словесные оболочки.

 Разобщённость человечества велика; дефицит разума и свободы воли сказываются изрядно.

 Усматривая в образе Троицы корень грядущего бессмертия человека, Фёдоров полагал её образцом единства.

Человечество, как единое целое: без утраты каждой индивидуальности.

Энергия творческих порывов, превращающаяся в гигантскую энергию противостояния негативному, что наиболее сконцентрировано в явление смерти.

…странно, что он всё-таки умер.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка