К 2060-летию Цицерона
…речь разворачивается, поднимается выше и выше, струится ответвлениями мысли, стремясь наиболее полно раскрыть тему, речь завораживает (представьте голосовые модуляции Цицерона!), речь – поднятая им к пикам возможностей, к шаровым вершинам риторики; именно благодаря блистательному ораторскому таланту Цицерон делает карьеру: попадает в сенат, становится консулом…
Заговор обезврежен: Доколе будешь ты, Катилина…
Жизнь Цицерона задокументирована тщательна.
Его письма стали основой – сияющей альфой – эпистолярной европейской культуры.
В пятнадцать лет отрок попадает в Рим: семья переезжает в столицу, ибо отец мечтает о благородстве хорошего образования для детей своих.
Греческие свитки разворачиваются для Марка; он изучает ораторское мастерство, мечтая о судебной карьере, под руководством лучших из тогдашних риторов.
Поучаствовал в войне – и… якобы стал свидетелем знамения, предшествовавшего победе Суллы про Ноле: сие невозможно подтвердить, но так хочется верить в бесконечность миров: включающие те, из которых знамения исходят.
…он – уже прошедший и славу, и изгнание, познавший хлеб власти, отрицал значение своих философских взглядов: в лучшем случае почитая их удачной комбинацией-компиляцией греческих философов; он не стремился построить философскую систему всеобъемлющего толка – довольствуясь умеренным скептицизмом, и адаптацией древнегреческого философского наследия к римскому менталитету: определившему ту жизнь, которую Цицерон знал.
Иное дело политика – в практическую область которой вторгался жизнью, добиваясь успеха; но и здесь – политические взгляды Цицерона базируются на древнегреческом комплексе идей.
Он развивает мысль о мирном лидере: способном, обходясь без военных конфликтов, решать судьбу государства, то есть – людей; классификация форм государственного устройства троична, как в Греции, Цицерон, считая оную верной, повторяет её суть в своих работах.
Речи, речи…
Механизмы любого фрагмента оных, работающие на целостность картины…
Естественному законы подчинены боги и люди: хорошо жить в мире, где реальность богов естественна, как дыхание…
Он был законодателем стиля: и речи его, подчинённые суммам отработанных особенностей, отличаются изяществом и силой, гармонией и эрудицией: Цицерон полагал, что ритор должен быть широко образованным человеком.
И был им – подтверждая практикой свои положения.
Сильные аргументы идут в начале речи – и в конце: такова композиционная особенность оных; и тщательно отработанный ритм красивыми волнами позволял речам легко вливаться в слушательское сознание…
Убийство Цезаря рождает надежды на восстановление республики: надежды, которым не суждено сбыться…
Имя Цицерона включается в списки врагов народа: он пытается бежать в Грецию: убийцы преследуют его…
Чувствовал ли он бессмертие, когда приказывал рабам остановиться, и добровольно подставил голову под мечи убийц?
Была ли смерть ему, всё познавшему в недрах жизни, вовсе не страшна?
Речи продолжают сиять, бушевать, изобличать, восславлять; письма современны любой современности, и образ Цицерона настолько богато представлен историей, что он будто – растворился славою деяний своих во всех веках…
Пока отрубленную голову и руки доставляют победившему Антонию…
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы