Необходимость новой идеологии, отражающей интересы большинства общества
В ближайшем будущем Русской цивилизации предстоит сосредоточиться на решении задач, связанных с внутренним развитием. Все внешние вопросы, касающиеся международной ситуации должны иметь для страны значение лишь в той степени, в какой они затрагивают и влияют на её внутренние процессы. Мы должны стремиться к автономизму в максимально возможной степени.
Развитие мира после исчезновения СССР показало, что однополярная политическая реальность не может существовать долгое время. А для страны, претендующей на роль единоличного политического лидера, подобная ноша оборачивается внутренним разрушением. Мир может существовать лишь как многополярная структура. Одним из центров такого нового мира должна стать Россия. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, наша страна должна обладать внутренней прочностью. Её не должны раздирать на части внутренние противоречия. А это возможно лишь при глобальном преобразовании основ жизни российского общества.
Во многом, эта общественная цель совпадает с целями современного российского государства. Государство заинтересовано в том, чтобы страна, которую оно представляет, была сильной страной. И уже сегодня государство предпринимает ряд действий для достижения этой цели. Но, к сожалению, современное государство не обладает монолитной политической волей. Многие его решения оказываются результатом компромисса между интересами разных политических и экономических групп. При этом интересы общества как такового при принятии подобных решений очень часто учитываются в последнюю очередь.
Отражением глобальных противоречий в жизни современного Российского государства являет непрерывный конфликт между главными национальными целями и интересами бюрократии, выступающей в союзе с олигархическим капиталом. И если государство как таковое парадоксальным образом заинтересовано в сильном обществе, то бюрократия нуждается в обществе слабом, раздробленном, десоциализированном, т.к. сильное общество способно оказать сопротивление бюрократическому ограблению страны. Стремясь достичь своих целей, отдельные бюрократические группы бросают вызов национальным интересам, и, вследствие этого, превращаются в серьёзное препятствие на пути национального развития. Вопрос о том, сможет ли государство самостоятельного избавиться от этого балласта, является крайне проблематичным. Но социальная ситуация в стране сегодня такова, что если лидерам государства не удастся в ближайшее время осуществить политическую «революцию сверху», то это сделает революция, идущая снизу. Безусловно, первый вариант развития событий является несоизмеримо более предпочтительным для страны. Но реальные «достижения» государственной власти на этом пути в сочетании со всё усиливающимся дефицитом времени, отпущенным историей на глобальные преобразования, делает этот политический сценарий всё менее и менее вероятным. По крайней мере, сегодняшним основным трендом русской социальной и политической жизни является дальнейшее усиление власти бюрократии, что, в свою очередь, усиливает и коррупцию. И на фоне повседневных, реальных событий высказывания об отстаивании государством национальных интересов часто выглядят, как ни к чему не обязывающие пожелания, отсылающие к сфере чистой риторики, либо являются элементом государственной пропаганды, стремящейся поставить на место действительности фантазмы, и подобные стремления – отнюдь не бескорыстны.
К сожалению, современное Российское государство находит национальные интересы там, где присутствуют интересы российских корпораций. В рамках существующей социально-экономической системы подобные совпадения естественны. И их наличие указывает на то, что для глобального изменения вектора национальной политики требуется изменение самой системы. Такое требование саму «революцию сверху» наделяет, по сути, иррациональными, фантастическими целями. Государству как субъекту этой революции необходимо перестроить систему, частью которой оно является. История подсказывает, что, по крайней мере, пока такую задачу ни одной из «революций сверху» выполнить не удалось. «Революция сверху» может существенно модифицировать внешние контуры системы, но не способна изменить её основания. Но российское общество нуждается не в локальных улучшениях современного капитализма, а в отказе от него. Обществу необходима принципиально новая социально-политическая система и, соответственно, принципиально новый строй всей жизни. В любом ином случае все «болезни» современного российского общества обретут устойчивый, хронический характер, а любое смягчение их непосредственного проявления будет иметь лишь временный характер.
Нестабильность в России, в обязательном порядке сопутствующая любой межсистемной трансформации, судя по текущим событиям, будет сочетаться с глобальной дестабилизацией общемирового политического порядка. Причины последнего непосредственно связаны с мировым экономическим кризисом. Современный капитализм пребывает в состоянии кризиса уже, как минимум, больше десятилетия. Но сегодня этот кризис вступает в предельно активную фазу. Усиленный фактором пандемии, экономический кризис приведёт мир к новому качественному состоянию, конкретные контуры которого сегодня невозможно спрогнозировать. Впрочем, в данной ситуации нет ничего нового: все глобальные социальные потрясения оказывались для теоретической футурологии неожиданными. И чем более глобальными оказывались такие потрясения, тем более непредсказуемыми были последствия.
Причины такой непредсказуемости связаны не столько с качеством конкретных теоретических методологий, сколько с характером осуществления глобальных трансформаций. Предсказывать можно только то, что является продолжением уже существующих тенденций, развитием принципов, заложенных в основание системы. Но глобальная трансформация революционного типа является отказом от существующей системы. Такие трансформации по своей сути оказываются аналогами творческого прыжка в неизвестность. И точно так же, как мы не можем вычислить содержание новой музыкальной пьесы или нового стихотворения до того, как они будут написаны, - изначально такие содержания неизвестны даже их непосредственным творцам, мы не можем предсказывать и итоговые результаты социального творчества. Любая глобальная метаморфоза создаёт конкретные очертания нового общества лишь в процессе своего непосредственного осуществления. И то, что в итоге воспринимается, как финальный результат такой трансформации возникает иррациональным, непредсказуемым образом.
Глобальные революционные изменения наглядно демонстрируют, что становление общества не подчиняется исключительно линейным траекториям. Глобальная трансформация – это всегда прыжок в сторону от уже существующей линии. Такая иррациональная скачкообразность становления и делает его непредсказуемым.
Ситуация глобальной нестабильности усиливает потребность на формирование в России политической силы, способной взять на себя ответственность за создание нового российского общества, предложить чёткий план действий и имеющей возможность корректировать его в зависимости от обстоятельств. Эта политическая сила не обязана быть связанной с конкретными политическими теориями и уже разработанными моделями. Грядущие трансформации неизбежно дискредитируют уже существующие теории и заставят формировать модели, не имеющие прямых аналогов в истории. Главные требования к новому политическому движению должны быть, в первую очередь, инструментальными: это требование последовательности, в рамках которого движение не должно терять из виду итоговую цель своего действия. Любые компромиссы на пути к цели должны восприниматься как временные, что, впрочем, не должно препятствовать их заключению, если ситуация того требует. И это новое движение должно обладать широким набором методов политического действия. Ни в коей мере оно не должно привязывать себя к исключительно парламентским формам политической борьбы. Если ради достижения цели необходимо опираться на голос масс и использовать социальную энергию улиц, если в какой-либо конкретной ситуации именно такой метод действия окажется наиболее эффективным, он должен быть использован. Чем быстрее общество в процессе своей трансформации перейдёт от старого типа стабильности к новому, тем больше шансов на то, что эта трансформация станет успешной. И в процессе перехода необходимо использовать все методы, обеспечивающие высокую скорость осуществления процесса.
В то же время новое политическое движение должно быть движением идеалистическим. В основе его программных установок должно находиться служение двум группам ценностей – национальным и социальным. Национальные интересы страны должны быть безусловным приоритетом в политической деятельности. С учётом того, что Русская цивилизация находится в состоянии непрерывного многовекового конфликта с Западом, идеология революционных политических сил России неизбежно должна быть антизападной идеологией. Глобальная социальная трансформация должна быть осуществлена во имя самой России, а не ради обеспечения чужих геополитических интересов.
Такая идеология должна быть социально ориентированной. Она должна опираться на большинство общества и отражать его интересы. Политика, которая соответствует интересам большинства, ориентируется на защиту социальных прав трудящихся, т.к. именно они и есть социальное большинство, является подлинно социалистической политикой. Национальное будущее неизбежно связано именно с социализмом. Социалистическая модель сегодня не имеет какой-либо сущностной альтернативы. И одной из задач общества является создание по-настоящему народного социализма, т.е. такого общественно-политического образования, которое сохранит устойчивую связь с народными интересами и будет непосредственно зависеть от народного волеизъявления.
Социалистическая модель должна отражать в себе все основные особенности именно Русского мира, соответствовать глубинному мироощущению Русской цивилизации. Подлинный социализм может быть только национальным социализмом. Социализм, созданный Русской цивилизацией, может быть только Русским социализмом.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы