О Николае Бердяеве
Ко дню рождения философа
История творческих исканий Бердяева по-своему типична для того поколения, чья юность пришлась на конец царствования Александра III. В последнее десятилетие XIX века, в условиях кризиса народнической идеологии, в Россию приходит марксизм. И тысячи молодых русских людей связывают с этим учением свои надежды на грядущие изменения в стране. При этом марксистами становились и дворяне, и разночинцы. Большинство в этой первой большой волне русских марксистов составляло поколение Бердяева. Кстати, к этому же поколению принадлежал и В.И.Ленин.
Марксистский период в творчестве Бердяева был коротким и ярким. Он даже успел стать, как говорили позже, «жертвой политических репрессий». Бердяев был арестован и сослан в Вологду. Но уже в начале ХХ века в мировоззрении молодого философа происходит радикальный поворот. Интерес к марксизму сменяется интересом к религиозной философии. Кульминацией его дореволюционного творчества становится участие в сборнике «Вехи», авторы которого были подвергнуты остракизму не только революционерами, но и респектабельной либеральной интеллигенцией. Той интеллигенции уже давно нет, а «Вехи» сохраняют свою актуальность и сегодня. После революции 1917 года Бердяев – идейный противник новой власти. Власть тоже Бердяева не любит. Конфликт разрешился нестандартно. И, в целом, благополучно. Новый арест и насильственная эмиграция на одном из «философских пароходов». Сегодня за Бердяева можно только порадоваться. Если бы он остался в стране, то пережить тридцатые годы у него не было бы шансов. Но тогда, осенью 1922 года, Бердяев своё выдворение из России воспринял трагически. И этот внутренний конфликт с большевиками продолжался у Бердяева до начала Великой Отечественной войны. За победу над Германией он простил большевикам если не всё, то многое. Есть фотография с заседания Комитета франко-советской дружбы. Председательствует Бердяев, за его спиной – портрет Сталина. Николай Александрович на той фотографии улыбается.
К тому времени семья Бердяева – он сам и его жена Лидия Юдифовна Бердяева – давно осели во Франции. А перед этим были годы скитаний. Вначале – Берлин, потом – Прага. В Праге Бердяев издал книгу «Миросозерцание Достоевского» – одно из лучших исследований творчества великого русского писателя. В Париже Бердяев становится знаменитым. Экзистенциализм, одно из главных литературно-философских течений ХХ века, считал Бердяева своим предшественником. И это верно. Без Бердяева не состоялись бы ни «Бытие и Ничто» Сартра, ни «Посторонний» Камю. Только сам Николай Александрович не торопился признавать экзистенциалистов своими наследниками. Умер Бердяев в 1948 году, буквально через несколько дней после окончания работы над книгой с ёмким названием «Самопознание».
Философский стиль этого русского философа органичен традициям Серебряного века. Время правления Николая II ознаменовало поворот литературы – главной формы русской культуры XIX века – к поэзии, что обернулось относительным упадком русского романа. Именно в этот момент на место романистики приходит философия. Начинается время её расцвета на русской почве. Язык Бердяева как будто отражает эту двойственность. Его содержание – философское, а форма – литературная.
В исторической перспективе судьба философии этого мыслителя содержит в себе очевидную странность. Бердяев – очень известен у нас, но, в то же время, едва ли понят и по-настоящему востребован. Причина такого положения – в самой бердяевской философии. Пока кто-то искал «объективные основания» «оправдания добра», а кто-то – научно подтверждённые, не способные обмануть законы истории, при помощи которых можно научиться предсказывать будущее, Бердяев настаивал на том, что подлинная реальность не вовне, а внутри человека, и эта реальность намного больше внешнего мира. Но эту подлинность необходимо найти. Это трудно и больно. Но тот, кто нашёл себя, находит и Бога. При этом Бердяев был абсолютным реалистом: он не прятался за какой-то «высшей гармонией» и прочими вульгарными фантазиями. Жизнь любого человека всегда содержит в себе непреодолимые, глубинные противоречия, влияющие на нас даже тогда, когда мы этого не осознаём. Подлинное человеческое существование – это состояние разрыва между Божественным и человеческим, неизбежно несущее в себе печать грехопадения…
Лучшая память о философе – это чтение его книг. Для тех, кто не знаком произведениями этого мыслителя, можно порекомендовать «Истоки и смысл русского коммунизма». После прочтения этой небольшой работы многое в нашей современной жизни станет более понятным.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы