Павел к Филимону
Скромнейшие и, возможно, наивные соображения по поводу послания Св. Апостола Павла к Филимону
Святой Апостол Павел, икона около 1410
…Божье слово СВОБОДА
Иеромонах Роман
Юрий Китаев
Послание к Филимону – самая краткая книга в Новом Завете и во всей Библии.
Несмотря на как бы частный и «прикладной» характер Послания, содержание его имеет огромную и непреходящую, насущную во все времена ценность.
Послание написано от руки (собственноручно – в данном случае это важно). Относится к посланиям апостола Павла «из уз». Формальный повод: возвращение христианину Филимону бежавшего от него раба Онисима с просьбой принять его уже навсегда и не как раба, а как брата.
При том, что послание касается совершенно частного случая, а может быть и благодаря именно этому обстоятельству, оно затрагивает важнейшие темы и непреходящие ценности. Оно говорит о свободе во Христе, о свободе/рабстве в человеческой жизни.
В наш «просвещенный» век, когда рабство чаще всего явление, хоть и существующее, но не очень частое, и большинству людей представляется даже дикими, в большинстве государств (особенно христианских) содержание людей в рабском состоянии преследуется законом, многие места в послании в Филимону видятся как бы не совсем привычными.
Не то было в апостольские времена. И даже через много веков после.
Рабство тогда было явлением обыденным, очень жестко узаконенным, хотя уже в греко-римские времена наблюдались всякие парадоксальности такого порядка вещей.
И христианство в первые века относилось к рабству неоднозначно.
Апостол Павел в послании к Колоссянам прямо говорит, что в Господе все люди равны: Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:11). При том, в том же послании, он не отменяет необходимости послушания о Господе. «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3, 22). Хотя этому находится, условно говоря, и чисто практическое обоснование: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (1Тим.6:1). Но сказано и: «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7. 21).
То есть, должны соблюдаться государственные законы.
Таким образом, почитание рабами своих господ призвано еще и очистить Учение и веру во Христа от чуждых им, но многочисленных и разнообразных в то время (и не только в то время)«революционных» идей, «стремлений» и прямых бунтов, и кровопролитаев.
Хозяин бежавшего раба Онисима Филимон был христианин, человек благочестивый, любящий Господа и всех святых (Флм. 1, 5). В его доме была церковь (Флм. 1,2). И Св. Феофан Затворник справедливо замечает, что «название «церковию» (всего дома) не попускает господам оскорбляться, когда они поставляются вместе с рабами»[1].
Св. Отцы по-разному объясняют причину бегства Онисима. По Иоанну Златоусту и Феодориту Кирскому раб Филимона Онисим просто что-то украл и потому бежал от своего господина в Рим надеясь затеряться там в многолюдстве (большой город), но – украв и бежав, попал там в заключение и - «впал в апостольские мрежи»[2].
Отношения апостола Павла и Онисима
Апостол Павел, сам пребывая в то время в узах, и возможные долги возвращаемого раба Онисима и убытки, возможно, причиненные им, берет на себя. «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне». (Флм. 1, 18). Этим стихом Св. Иоанн Златоуст и обосновывает факт кражи.
В любом случае сам Онисим по бывшим тогда законом оказывается преступником. Согласно житию, как беглый раб, он попадает в тюрьму и именно там знакомится с Апостолом и впадает в его «мрежи».[3]
Обращенный находящимся в Риме в узах апостолом Павлом, он становится для него очень близким и родным человеком. Он просит о нем как о сыне. «О сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» (Флм. 1, 10).
Блж. Феофилакт толкует: «Огласил благовестием и уверовавшаго повелел крестить»[4].
Но Апостол нимало не покушается на «волевое» изменение существующего общественного устроения. Говоря словами более или менее близкого по времени и «словарю» автора: «Возвращая раба, он показывает, что не покушается на изменение социального строя»[5].
В своем послании от своего имени и от имени Тимофея, поприветствовав возлюбленного сотрудника в Христовом служении Филимона и поблагодарив за его любовь ко Господу, домашних его, его домашнюю церковь, возлюбленную сестру Апфию (вероятно, как полагает и Св. Иоаннн Златоуст, жену Филимона[6]) он смиренно просит (именно просит, хотя как Апостол имел бы право и требовать) принять возвращаемого беглого раба Онисима «не как раба уже» (Флм. 1, 16), но как брата. И при том принять его навсегда (Флм. 1, 16).
Это очень важно. Замечательно говорит об этом Феофан Затворник: «Рабство есть временное и случайное между вами отношение; а братство о Господе есть союз между вами вечный, союз живой и нерасторжимый. Пока оба вы в Господе, ничто, ни во времени, ни в вечности, разлучить вас друг от друга не может»[7].
Таким образом, снова говоря словами Свт. Феофана во-первых: «в христианстве перемена внешнего положения ничего не значит и не требуется», а важно духовное, но и само положение или соотношение положений рабства/свободы естественно соотносится с понятиями временное/вечное[8].
Филимон христианин. Христианин 1-го века, обращенный. Авторитет и власть Павла как Апостола, Апостола языков, для него неограниченна. Павел знает это, поэтому пишет: «имея великое дерзновение во Христе приказывать тебе, что должно…» (Флм. 1, 8), но тотчас как бы отказывается от апостольской власти: «любве же ради паче молю» (Флм. 1, 9), и даже просьбу свою оправдывает и своим «внешним» тяжким положением «старец, а теперь и узник Иисуса Христа» (Флм. 1, 9).
Никакой власти, никакого «волевого» действия на «внешнее». Только смиренная просьба. Это особенно отмечают и подчеркивают все, кажется, Св. Отцы, толковавшие послание, и последующие исследователи.
Апостол Павел просит принять его как самого себя.
«Аще убо имаши мене общника, приими сего якоже мене» (ст. 17).
Теперь и Онисиме стал уже другой человек. У Апостола: «Он был некогда негоден для тебя, теперь годен и тебе и мне» (Флм. 1, 11). И далее «И возвращаю его» - уже другого: «Ты же прими его, как мое сердце» (ст.12) - («Егоже аз хотех у себе держати, да вместо тебе послужит ми во узах благовествования» (ст. 13).
Получается, что беглый раб вольно или невольно замещает своего господина в служении, выполняет его, Филимона, призвание.
Далее Павел снова говорит о необходимости доброй воли и согласия Филимона, чтобы доброе дело было «не вынужденно, а добровольно» (ст. 14).
Апостол как бы «выкупает» Онисима и самим Посланием дает в этом расписку: «Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу» (Флм. 1, 18).
Случайно или не случайно здесь греческое значение имени Онисим – Полезный, не нам судить, но и Св. Иоанн Златоуст отмечает его. «Вот когда наконец сказывает и самое имя!»[9].
О неверии, необращенности Онисима до бегства Св. Феофан Затворник высказывает любопытнейшую мысль: он «оставался в неверии …, может быть, потому, что некогда было об этом подумать»[10].
Бежав он оказывается в другом положении: вне зависимости от чужих интересов. А тем более, оказавшись в заключении и встретившись там с Апостолом…
Время все расставило на свои места. Бывший раб и бывший его господин стали едины и равны в Христовом служении.
Новый смысл приобретают 15- 16-ый стихи из Послания: Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но… брата возлюбленного…
По церковному преданию оба они и Филимон и Онисим стали Апостолами (от 70-ти), епископами - Филимон в Колоссах после Епрафаста, Онисим в Ефесе после Тимофея. И наконец, оба удостоились мученических удостоились мученических венцов. Филимон вместе с Архипом при Нероне, Онисим – в царствование Траяна.[11]
[1] Феофан Затворник, свт. Толкование на послания ап. Павла Колосянам и Филимону. URL:http://www.odinblago.ru/feofan_filimonu/. (Дата обращения 28.04.20).
[2] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Филимону. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-poslanie-k-filimonu/ (Дата обращения 27.04.20).
Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Филимону. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/Tolkovanie_na_poslanie_k_Filimonu/.(Дата обращения 28.04.20).
[3] Житие Апостола от 70-то Онисима. URL: https://azbyka.ru/days/sv-onisim
[4] Феофиликт Болгарский, блж. Толкование на послание к Филимону. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-sv-apostola-pavla-k-filimonu/ (Дата обращения О1. О5. 20).
[5] Кассиан (Безобразов) еп., Христос и первое христианское поколение. URL: https://royallib.com/book/kassian/hristos_i_pervoe_hristianskoe_pokolenie.html (Дата обращения О1. 04 20).
[6] Иоанн Златоуст, свт. Толкование …
[7] Феофан Затворник, свт. Толкование…
[8] Там же.
[9] Иоанн Златоуст, свт. Толкование…
[10] Феофан Затворник, свт. Толкование…
[11] Житие Апостола от 70-ти Онисима. https://azbyka.ru/days/sv-onisim. https://azbyka.ru/days/sv-onisim (Дата обращения: 02. 05.20). Жития Св. Димитрия Ростовского. Житие Апостола от 70-ти Филимона. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/170 (Дата обращения: 02. 05.20).
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы