Примечание
В искусстве любой авторский подход, отражая устремления и субъективное видение самого художника, представляет собой, как правило, не прямолинейный, раз и навсегда избранный путь, а неизведанное, живое дело, которое непрерывно доопределяется, видоизменяется, закономерно развивается, порой со сменой приоритетов, планов, технических средств, преодолением запретов. В противном случае трудно говорить об индивидуальности, поиске, приобретениях, новизне. Соответственно и эпитемный подход (эпитемизм), развиваясь, требует уточнений, которые проясняют смысл основных положений, требует четких формулировок, наглядности. В данном тексте попытаемся по возможности кратко конкретизировать и дополнить данные ранее разъяснения.
Для визуализации графического отображения эпитемного подхода воспользуемся моделью ученого и философа Павла Флоренского из книги «Мнимости в геометрии» (рис.1) – вырезкой из прозрачной бесконечной пластины, созданной им для геометрического отображения мнимостей на двухмерной поверхности. Мы, наполнив ее другим содержанием, попытаемся решить нашу собственную задачу. С помощью точек и линий между ними будем отображать на пластине существующие и возможные ментальные эпитемные связи между именами, понятиями, терминами, концептами (изотемами), явлениями, идеями, рассматривая и оценивая их содержание. Подчеркиваем – речь идет о графическом отображении ментальных сущностей и связях между ними.
Рис. 1.
Понятие “изотема” ввел лингвист и культуролог Ю.С. Степанов (“изотема – тот же концепт”), считавший, что изотемы главным образом принадлежат гуманитарной науке. Мы же полагаем, что концепты создаются и существуют со всей очевидностью в искусстве, технике, естественных науках и многих других областях человеческой деятельности. Графическое отображение простейшей изотемы – две точки (понятия, термины) и линия, связь между ними (рис. 2).
Рис. 2. Графическое отображение изотемы (концепта)
Но только изотем для отображения многообразия связей в объеме культуры недостаточно. Для решения возникшей задачи автор данной статьи ввел понятие “эпитема”, сформулировав определение следующим образом: “эпитема – единство пересекающихся изотем (концептов), отражающий существующие и возможные связи между именами, понятиями, терминами, явлениями, идеями, принадлежащими науке, технике, искусству, бизнесу, политике и т.д.» Концепт (изотема) – частный случай эпитемы. Эпитемные связи объединяют концептосферу с семиосферой в одно целое. Эпитема в простейшем случае – пересечение двух изотем. Графически отображается как линии, соединяющие пять точек (одна точка – точка пересечения двух изотем, замыкающая связи между четырьмя другими точками, которые могут быть понятиями, терминами, именами, идеями, явлениями)(рис 3). Эпитема также может содержать и фиксировать связи между разноуровневыми и разновеликими сущностями .
Рис. 3. Эпитемы в простейшем случае на односторонней поверхности
В процессе моделирования и изучения эпитемных связей мы будем соотносить толщину, верхнюю, нижнюю поверхности пластины по надобности с наукой, искусством, техникой, бизнесом, политикой или их составляющими, отображая точками и линиями соответствующие им имена, предметы, понятия, термины, явления, идеи и связи между ними. Значит, точки могут находиться и на поверхностях пластины, а также в ее толще. Соответственно и линии, связи между ними могут находиться на поверхностях пластины, оканчиваться в ее толще или прошивать ее насквозь (рис. 4, 5).
Существует и другой способ графического отображения эпитемных связей на плоскости. Правда, при плоскостном подходе теряется объёмность, трехмерность пространственного расположения мыслительных сущностей. С другой стороны, схема упрощается, становится понятней и доступней для пользователей. Рисунок 5.1 , можно представить в общем виде следующим образом:
Давайте посмотрим, как работает наша модель на деле, как она отображает возможные и существующие эпитемные связи, учитывая, конечно, что любая модель – существенное упрощение рассматриваемого объекта. Для начала рассмотрим характерное, претендующее на медийность, отчасти занимательное явление. К примеру, соотнесем верхнюю поверхность пластины с науками о живом, разместив на ней несколько естественнонаучных терминов (“гены”, “животные”, “насекомые”), нижнюю поверхность пластины – с визуальным искусством, поместив на ней несколько понятий, принадлежащих современному искусству (“артобъект”, “золотое сечение”), толщину – со словосочетаниями из междисциплинарной области (“научный арт”, “популяризация науки”). Обозначив и рассмотрев существующие связи между ними, мы должны получить связную картину существующего явления (рис. 6а, 6б).
В начале несколько фактов. Речь идет о недавнем научном эксперименте: голландские исследователи успешно внедрили гены паука в геном домашней козы. В результате молоко коз содержит белок, являющийся составной частью вещества, используемого пауком для строительства паутины. Из полученного материала, по прочности превосходящего сталь, ученые создали искусственную кожу и вживили ее в тело человека. Российские ученые пошли несколько другим путем, поместив ген паука в геном барана. И надеются со временем создать бронежилет из шерстяных нитей не толще мужской сорочки – для защиты тела, которое, нужно сказать, для художника часто служит и артобъектом, и моделью, и средством, и целью.
Как и многое другое в природе, пропорции тела человека соотносимы с пропорциями золотого сечения, значит, близки они и к параметрам, воспринимаемым нами как красивые, гармоничные. Их можно совершенствовать, изменять, изучая границы и возможности восприятия гармоничного, красивого. Сегодня существует достаточно технологий, позволяющих художнику на деле работать с живым материалом: не только изменять, например, свойства кожи, но также использовать восприятие, обоняние, тактильные ощущения. В зависимости от творческих устремлений и целей художник может использовать одну или несколько технологий, разработанных в области генной инженерии, нейромедицине, роботехники, искусственного интеллекта. Например, вырастить вне организма из хрящевидной ткани и клеток ухо и пересадить его на руку, где ухо успешно приживется. Или, использовав генный материал родственников Винсента ван Гога, отпечатать на 3D-принтере и поместить в питательный раствор живое ухо, почти такое же как отрезанное ухо художника. Результаты подобных экспериментов можно увидеть на выставках science art – перспективного направления современного искусства, осваивающего области пересечений науки и искусства. Оно является и действенным средством в деле популяризации науки. Визуализировав сказанное, мы получим Рис.6б.
В плоскостном варианте рисунок 6 б. выглядит несколько по-другому, но отражает ту же суть:
Выше мы говорили о том, что наша культурологическая модель может быть и уточняющей, и прогностической. Попробуем убедиться в ее прогностической функции. Для этого на верхней поверхности пластины обозначим точками термины “планета”, “Вселенная”, соотнеся ее с астрономией. На нижней отметим “человек разумный”, “наблюдатель”, соотнеся ее с философией. В середине пластины - пространстве космологии – поместим и обозначим точкой “антропный принцип”.
По современным научным представлениям еще сравнительно недавно, 40-50 тыс. лет назад, на Земле, вероятно, одновременно существовало не менее четырех видов людей, в их числе и современный человек. То есть в Солнечной системе, на планете Земля, в земных условиях носителями разума были несколько биологических видов, имевших общего предка. Почему бы не распространить эту картину на все звездные системы нашей Галактики? Есть вероятность, что на планетах, пригодных для появления жизни, могла развиться и разумная жизнь, существующая или существовавшая ранее, наряду с земной. Мы имеем ввиду прежде всего жизнь, для которой определяющим фактором является свет. Поскольку свет, гравитация, различные способы преобразования энергии – факторы, общие для всех звездных систем, похожих на нашу, можно предположить, что различные формы живого также имеют скелеты, органы зрения, они размножаются, рождаются и умирают. Следовательно, антропный принцип, возможно, будет более точным в следующей формулировке: Вселенная развивалась таким образом, что появилась, многократно реализованная, возможность для возникновения разумной жизни (наблюдателя). Похоже, одно из фундаментальных свойств Вселенной – способность порождать живое, отличающее от неживого способностью извлекать и потреблять энергию для поддержания своей жизнедеятельности. Картину, нами описанную, отражают два варианта рисунка 7 объемный и плоскостной.
Мы моделируем эпитемные связи “на” поверхностях и “в” толще плоской пластины. Но плоская пластина, так же как и возможный набор моделей нашей Вселенной, может выгибаться, замыкаясь, образовывать “отрезок трубы”, тор; пластины могут накладываться, смещаться относительно друг друга и т.д. (рис. 8 а, б, в, г, д).
Заметим, в отличие от, например, пересекающихся областей, порождающих в зоне пересечения синергетические явления или новые науки, как правило возникающие на стыке двух или более существовавших ранее, ментальные пространства, образно говоря, посредством эпитемных связей взаимодействуют не частично, не погранично(рис.9 а, а целиком, всем “объёмом” (рис. 9 б).
Наша пластина прозрачная. И у нас есть возможность взглянуть на нее сверху. И тогда мы увидим в целостной полноте на двумерной прозрачной поверхности как бы всю картину графического отображения эпитемных связей между точками, существующими в модели на данный момент времени. Но нужно учитывать, что плоскостная картина при взгляде сверху обманчива: на самом деле перед нами объем, и точки находятся на разной глубине и даже на противоположной поверхности пластины (рис. 10).
В нашей модели обозначенные точками взаимодействующие понятия, предметы, имена, термины, концепты, эпитемы являются знаками. И мы вправе рассмотреть их взаимодействие, зависимость, сравнительные качества по отдельности или в совокупности в качестве различных знаков, знаковых систем, текстов.
Графическое отображение простейшего знака по Фреге – это равносторонний треугольник с вершинами, обозначенными как “вещь, предмет” – “знак (слово, имя)” – “понятие (смысл)” (рис. 11).
На деле любой знак имеет свои особенности, позволяющие отличать его от других. И стороны треугольника (связи) могут быть различными по величине и в ряде случаев даже отсутствовать. По нашему мнению, если рассматривать словесное и визуальные искусства в свете эпитемного подхода, в основе принадлежность к тому или иному виду искусства, течению, жанру, стилистике, выбор творческого приема предопределяют существующие соотношения, величины, интенсивность, наличие или отсутствие разнонаправленных связей между составляющими знака. Именно они порождают “лицо”, характеристики знака.
Применительно к словесному искусству подойдет классическая схема строения знака, где “предмет, вещь, явление” обозначается словом. Например, предельно упрощая, если связь между “словом (знаком)” и “понятием (смыслом)” нарушена или отсутствует, то есть нарушена связь через связующее слово между действительным миром и его отражением в мозгу наблюдателя, то речь идет о предпосылках абсурда. Отсутствие объективных и наличие субъективных связей между “понятием (смыслом)”, “вещью, предметом, явлением” и “знаком (словом)“ трактуется как отправная точка для создания сюрреалистического текста. Неполнота или отсутствие связи между “звучащим словом”, “смыслом” и “предметным миром” порождает заумь (рис. 12 а, б, в). Все описанные, казалось бы, ущербные состояния по-своему продуктивны и самоценны.
Рис. 12в. Заумь (фонетическая заумь)
Применительно к изобразительному искусству в треугольнике Фреге звучащее или написанное слово уступает место изображению (в простейшем случае из составляющих “форма, “цвет”, “линия”) (рис. 13).
В живописи, точно так же как и в литературе, отсутствие или ослабление связей между составляющими знака указывает на принадлежность к определенному течению, стилистике, предпочтению в выборе приемов. Ранее мы заявляли, что эпитемный подход действует как в словесном искусстве, так и в визуальном. Графически это можно отобразить, совместив вершины двух знаков – “слово” и “изображение” (рис. 14). В результате активизируются первоначальные, простейшие смыслы, например, как в леттризме – “буквы звучащие”, “буквы-изображения”. Но чаще возникают более сложные связи, изменения.
В известном примере, где наблюдатель по мере уменьшения расстояния до наблюдаемого объекта вначале видит точку, далее точка становится плоским диском, потом шариком и в конце концов клубком ниток, мы видим изменения знака сразу по трем направлениям: 1. Изменение и последовательное преобразование объекта, обозначаемого словами “точка”, “плоский диск”, “шарик”, “клубок ниток”. 2. Изменение и последовательное преобразование объекта, воспринимаемого визуально, геометрически как точка, круг, шарик, клубок ниток. 3. Последовательное изменение фрактальной размерности объекта – 0, 2, 3, 1.
В зависимости от масштаба мы моделируем эпитемные связи на уровне “текста”, знаковой системы, знака.
Закономерно, что основные течения в истории искусства проявляли себя как в литературе, так и в визуальном искусстве.
Обобщая, мы приходим к тому, что наша универсальная модель является графическим отображением фундаментальных положений нашего подхода, инструментом для анализа окружающего мира и собственного творчества.
Естественно, любой художник вправе выбрать интересующие его сущности, по-своему разместить их на пластине, по-своему связать и трактовать иначе, чем другие художники. При таком подходе главное – индивидуальность, неповторимый мир отдельно взятого художника, даже при том, что искусство в современном мире в целом интернационально. Отсюда и своеобразие нашего подхода: эпитемизм – поле, в котором работают и которое создают яркие, независимые творческие личности.
Определяющие слова эпитемного подхода - индивидуальность, связи. Связи не застывшие, не ограничивающие, а живые, расширяющие понимание мира и человека. Эпитемизм, эпитемика – моделирование, выявление и отражение существующих или возможных связей между знаками, знаковыми системами, текстами, их интерпретация во внешне-внутреннем ментальном мире творца (наблюдателя).
Не нужно чему-то следовать, быть последователем, достаточно внутренне ощущать существующие или возможные эпитемные связи, и при этом, в творческом плане, обязательно оставаться самим собой.
Понятно, что творчество шире любой теории, модели и схемы, но бывают периоды, когда без них трудно обойтись.
20-01-2014 г.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы