Путь философа-эстетика
Дмитрий Гендин (07/07/2014)
Эссе
Сложно выжить философу в этом мире. Философ должен доказать, что он мудр. И без истории философии, без наследства не обойтись.
Философское образование в России сегодня — это синоним того, что философ останется без тёплого места на кафедре, без преподавания, без работы. «Перепроизводство философов». Реформа образования снижает часы и ставки для преподавания философии. Что, нам не нужны умные люди? Как в культуре обойтись без философии?!
Не успел я начать карьеру академического философа, как меня сократили. Ещё до этого не взяли в аспирантуру. Университет двойственно виляет на философа: с одной стороны, благотворно: он учит логике, эстетике, этике, истории философии, гносеологии и онтологии, с другой стороны, негативно: философия превращается в изучение истории философии, чужой философии. Во втором случае философ теряет свободу мысли, мыслит по образцам и шаблонам. От настоящего философа требуется что-то принципиально новое, чего ещё не было замечено в культуре. Философы дают концепты и структуры мышления.

Известная карикатура Кристофера Крэнча "Transparent Eyeball", New Philosophy scrapbook.
Самые загадочные тайны, самые неразрешимые вопросы — это удел философии. Философия тем и интересна, что обещает какое-то важное понимание необходимого. Человека волнуют прежде всего философские вопросы — вопросы мировоззрения. Как жить? Что такое любовь? Что есть окружающий мир и мир внутренний («звёздное небо над головой и нравственный закон внутри»)?
Философ — это писатель. В ХХ веке появился философ-кинорежиссёр. Концептуальное искусство слило художественное и философическое. Искусство оправдывается философией, и в этом её слабость, а не сила. Истинное искусство самодостаточно. Философия же — это не затычка во все культурные дыры. Философия больше не служанка религии, не служанка науки. Философия — это искусство мыслить. Философия понимает смыслы и образы. Философия — друг художественного искусства. Но есть специфические, эстетические тайны искусства, куда путь закрыт даже для философии, потому что искусство не однозначно. «Символы убивают искусство», — говорил В.В. Набоков. Трактовка по Фрейду — одна из многих, причём малодоказательная. Художественная литература несёт в себе зерно философии, но писатель может быть наивным по части философии, банальным. Но искусство независимо от однобоких трактовок. Роман или рассказ — это кладезь смыслов и источник эстетической радости.
Таким образом, философия — это способ поговорить о самом насущном, о самом таинственном и прекрасном. И этому можно научиться в культуре, причём не только в образовании, но и через искусство: таков путь философа-эстетика.
5 июля 2014 года.
Последние публикации:
Фантастическая история из жизни протестантов –
(01/09/2014)
Девушка в фиолетовой куртке –
(21/07/2014)
Беглец –
(16/07/2014)
Молитва о Шанате –
(12/07/2014)
Шостаковичу – уже сто, а тебя всё нет –
(24/10/2007)
«Поэт-неудачник» –
(17/10/2007)
Во всём виноват Фрейд! –
(07/10/2007)
Не могу молчать об интимном –
(02/02/2007)
Клюквенные дети –
(18/12/2006)
Маша Клягина –
(11/10/2006)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы