Реальность – это Проект, смотрящий в Будущее
Русская революция и китайский конструктивизм
Средняя школа и библиотека в Китае. Архитектурный комплекс в стиле конструктивизма.
Значение Великой Русской революции 1917-1922 года часто сводят исключительно к политическим и социальным последствиям. Тем самым искажается сама сущность революции, забывается, что революционные события оказываются тем взрывом, который меняет не только социальную жизнь, но и сферы культуры, на первый взгляд, очень далёкие от какой-либо политики. Революция радикально меняет само восприятие мира, создавая принципиально новый образ реальности и требуя от субъекта новых способов взаимодействия с этой реальностью. И, возможно, именно там, в сфере культуры и психологии, обнаруживаются наиболее глобальные и положительные последствия революционных процессов. Отрицая старую культурную традицию, революция создаёт нечто принципиально новое. На первых порах новая, революционная культура по сравнению с тем, что существовало до неё, выглядит очень юной и, вследствие этого, наивной. Но взрослея, она создаёт принципиально новые формы, подчиняющие себе реальность и непосредственно влияющие на становление субъекта. Именно благодаря своему воздействию на культуру, а не на политику и экономику, революция создает подлинный Новый мир.
К числу очевидных культурных достижений Русской революции относится советский архитектурный авангард, важнейшим направлением которого является конструктивизм.
Ценность конструктивизма выходит за пределы архитектурной сферы. Безусловно, он изменил облик мегаполисов, но, одновременно с этим, он стремился изменить общее отношение человека к миру. Конструктивистские теории внедряли представление, что образ мира не задан изначально. Мир – это человеческое творение, возникающее в процессе спонтанной, стихийной деятельности. Конструктивизм стремился этот процесс творения сделать рациональным, целенаправленным. Мир, следуя этой логике, должен стать таким, каким мы стремимся его сделать. Не человек приспосабливается к миру, а мир преобразуется в соответствии с человеческими замыслами. Отчасти эта логика была и логикой Русской революции, но конструктивистское мышление сделало эту логику предельно чёткой и последовательной. Мир Будущего – это Проект, который создаётся самим обществом. Конструктивизм отрицает наличие новых, постреволюционных иерархий. Для него сущностной основой является общество как таковое, понимаемое как целостность, а всё, что связано со всякими внешне устойчивыми формами и институтами, есть лишь сумма частных общественных функций, и ничего более.
Возможно, именно этот аспект конструктивистской идеологии предопределил его непростую судьбу в СССР. В тридцатые годы, когда окончательно оформился новый политический высший класс, а отношения между обществом и государством были переформатированы, в результате чего само общество превратилось в аналог государственной функции, на смену конструктивизму приходит новый тип мышления и, соответственно, архитектуры. Фамилии архитекторов-конструктивистов начинают исчезать из учебных курсов и исторических справочников.
Тем не менее, многое конструктивизм успел сделать. Его главное онтологическое кредо, утверждающее, что настоящее – это лишь момент в процессе создания будущего, не только повлияло на молодое советское поколение, создававшее новую, индустриальную Россию, но и оказало влияние на западную интеллектуальную элиту. Тот же западный архитектурный модернизм возник в процессе интенсивного творческого диалога с советским авангардом. И, соответственно, идея мышления, проектирующего мир, а потом – творящего его в соответствии с созданным проектом, стала системообразующей для мировой политической, социальной и экономической жизни.
Очевидно, что по мере усложнения социальных и материальных технологий значение конструктивистского мышления должно возрастать. Но этот подход вступает в противоречие с логикой капитализма, ориентирующегося на идею получения прибыли «из хаоса». Капиталистический образ мира – это деконструктивизм (кстати, присутствующий в качестве стиля и в архитектуре). Деконструктивизм – это редукция к хаосу, к архаике, к идее подчинения человека миру природы, от имени которой – в качестве природы №2 – выступает сам капитализм.
Судьба конструктивизма в очередной раз показывает, что возникновение и развитие культурного стиля имманентно социальной жизни; первое оказывается производным от второго. Именно поэтому ту же архитектуру, например, можно считать символом реальности. Процессы, происходящие в общественной жизни, находят своё воплощение и в архитектурном дискурсе.
Пока будет существовать капиталистическая система с её апологией хаоса, возрождение творческого отношения к действительности – как глобальной общесоциальной деятельностной установки – оказывается, по сути, невозможной.
Но такая установка присутствует там, где социалистические принципы продолжают формировать общественную идеологию. Речь идёт о современном Китае. Соответственно, в этой стране продолжает своё развитие и конструктивистская архитектура, пусть и с влиянием местной культурной специфики.
В качестве одного из многочисленных примеров такого развития можно вспомнить о здании Районной библиотеки Цзинню с примыкающей к ней школой. Проект был реализован в Чэнду, административном центре провинции Сычуань. Библиотека была построена в 2019 году, создатель – китайское архитектурное бюро «DUTS design». Местное происхождение «DUTS» в данном случае выглядит символичным. Китай строит много, в т.ч. и используя возможности западных архитектурных компаний. Западные архитекторы привносят в Китай собственный стиль. «DUTS», напротив, опирается на идеи, органично связанные с местной культурной почвой. К их числу относятся стили, вырастающие из национальной традиции, и …советский конструктивизм.
Китайские архитекторы постарались максимально полно решить функциональные задачи, стоявшие перед ними. Библиотека не должна была загораживать школу от солнечного света, доступ учащихся в библиотечные залы должен быть предельно простым, при этом само здание должно быть достаточно компактным и относительно дешёвым. Закон стоимости в китайском социализме никто не отменял.
Но, прежде всего, этот объект привлекает к себе внимание благодаря своему внешнему облику, в котором очевидным образом прослеживаются конструктивистские формы. При этом что показательно, конструктивистская эстетика используется здесь для создания здания с ярко выраженной общественной функцией, а не для строительства частных вилл.
Конструктивистская архитектура в течение почти ста лет своего существования совершила путешествие, которое её создателям могло бы показаться странным и даже фантастическим. Изначально адресованный России, этот стиль укоренился не на Западе, что было бы объяснимо, а на Востоке – в стране, которая в двадцатые годы прошлого века воспринималась как часть колониального мира. Современный Китай наглядно показывает, чего может достичь политика социального и культурного проектирования, даже если она стартует с предельно низкого уровня развития.
Современный китайский конструктивизм – это один из локальных, частных символов, своим существованием указывающий на структурные основания жизни китайского общества. Эти основания производны от идеи целенаправленного, масштабного развития. Одну из самых главных идей Русской революции китайцы восприняли точнее и полнее, чем сами русские.
Проективный характер китайской политики подсказывает, кому будет принадлежать будущее. В конфликте между Западом и Китаем Западная цивилизации может демагогически рассуждать о богатстве собственных культурных традиций и накопленном интеллектуальном потенциале. Но двигающийся сквозь Хаос случайным, непоследовательным образом всегда двигается медленнее того, кто прокладывает свой путь целенаправленно и знает куда идёт. Будущее принадлежит не Западу, оно принадлежит Китаю. И пусть сегодня Китай пока ещё на вторых ролях, а Запад продолжает упиваться собственным превосходством. Долговременные процессы уже приведены в действие, и Китайский проект уже пожирает Западную цивилизацию со всем её историческим прошлым и культурным наследием…
При взгляде на китайскую конструктивистскую архитектуру возникает двойственное чувство. С одной стороны, возникает гордость за собственное культурное наследие: приятно узнавать своё в чужом, осознавать, что твой народ создал нечто, что оказалось востребованным в других частях света. Но, в то же время, понимаешь, что на месте современного, активно развивающегося Китая могли бы быть мы… И от этой мысли становится грустно.
Когда началось глобальное отставание нашей страны от лидеров мирового развития? В любом случае, произошло это не в 1991 году. Но за последние тридцать лет существующий разрыв между нами и ими не сократился, а лишь увеличился.
Фотографии взяты с сайта: https://www.archdaily.com/951487/jinniu-district-library-and-waihuacheng-middle-school-duts-design
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы