Комментарий | 0

Русский как духовное призвание

 

Реформирование государства как важнейшая задача Русской цивилизации на современном этапе – Революционная ситуация в России.

 

Из книги "Россия и Запад. Русская цивилизация и глобальные политические вызовы"

 

 

 

       Признавая, что Русская цивилизация является единственной возможной формой цивилизации на той территории, которую она сегодня занимает, недопустимо некритически оценивать её сегодняшнее состояние. Крайне опасно апологетическое восприятие России, согласно которому наша страна занимает некое ведущее положение в мире по определению. Всякого рода бахвальство и чванство, апеллирующее к лозунгу «Москва – Третий Рим!» и полагающее, в связи с этим, что этот лозунг даёт нам некие врождённые права, которые не нужно подтверждать делами, способствует лишь повышению фиктивной самооценки тех, кто такие лозунги озвучивает, и компрометирует саму Русскую идею.

       Безусловно, русскость в биологическом смысле – это происхождение. Но Русский мир никогда не сводился и не будет сводиться к исключительно биологическим (расовым) характеристикам и факторам. Русскость преодолевает биологическое и, вследствие этого, обретает духовные коннотации. И то, что в социальном контексте проясняется как судьба, в духовном смысле является личностной задачей. Можно быть русским по паспорту, но не являться таковым по своему духу. Русскость предъявляет к личности жёсткие требования, по сути, сводящиеся к вопросам: что я сделал для своей страны и что я могу сделать для неё ещё? – В каждый конкретный момент своей жизни мы должны стараться помнить об этом вопросе, стремиться к тому, чтобы у нас был ответ на него.

       Русское как биологическая и как духовная категории не совпадают друг с другом. Так, например, в октябре 1993 года среди защитников Белого дома были представителей самых разных народов. Но они все защищали Русскую цивилизацию и благодаря этому – не утрачивая собственной национальности – были русскими. И они были таковыми в большей степени, чем парни со славянской внешностью, стрелявшие в них из автоматов. Точно так же в годы Великой Отечественной войны голос еврея Левитана стал голосом всей России, а русский генерал Власов превратился в подонка без рода и племени.

       Не является русским человек, уклоняющийся от службы в армии, т.к. защита страны является его гражданским и духовным долгом. Не является подлинно русским человек, вся деятельность которого сводится к обкрадыванию общества с помощью собственного государственного положения. Не может считаться русским и человек, получающий деньги за то, чтобы планомерно искажать и дискредитировать русскую историю. Проблематичной русскость оказывается и в ситуации, когда вся деятельность человека сводится к собственному обогащению, а ценность жизни увязана исключительно с нормами потребления. К сожалению, современная российская жизнь, главным образом – в крупных мегаполисах, массово производит тип лишних людей – носителей буржуазного сознания, чьё существование оказывается тягостным, судя по их высказываниям в Интернете, прежде всего для них самих. И то, что таких людей становится всё больше, указывает на существование серьёзных проблем в жизни современной России.

       Сегодня необходимо признать, что Русская цивилизация пребывает в состоянии кризиса. Тот межцивилизационный конфликт с Западом, в который Россия оказалась втянута, приводит к серьёзным последствиям на внутреннюю жизнь страны. И было бы крайне преждевременным и неосмотрительным считать, что на данный момент мы выходим победителями из этой войны.

       Перед страной стоит огромное количество глобальных и локальных задач, от выполнения которых будет зависеть её дальнейшее будущее. На первый взгляд нынешнее положение страны значительно более благополучно, чем во время открытых военных конфликтов и острых экономических кризисов. Но особенность современной ситуации в том, что все главные процессы, программирующие жизнь общества в дальнейшем, происходят не на поверхности общественной жизни, а в её глубинах. Отчасти ситуация напоминает скрытую болезнь, проявляющуюся лишь в качестве частных симптомов. Но когда тогда такая болезнь выходит на поверхность, лечить её оказывается поздно.

       Сегодняшняя фаза русской истории – это тот момент истины, в который решается судьба Русской цивилизации и судьба мира в целом. И с этой точки зрения грядущее десятилетие сопоставимо по своему значению с самыми яркими событиями нашей истории. История ставит страну перед выбором: или сейчас, или никогда.

 

       Основные задачи, стоящие перед современной Россией, так или иначе, связаны с российским государством, с его фактическим состоянием и способностью ответить на вызовы времени.

       В первую очередь государство должно выйти из состояния бессмысленности, в котором оно сегодня пребывает. Оно должно вновь обрести ясность тех целей, во имя которых российское государство и может существовать. Оно должно стать общенародным государством в том смысле, что должно действовать в интересах народа и быть инструментом в руках народа. Оно должно стать подлинно правовым государством, уничтожив саму возможность присутствия каких-либо форм коррупции. Оно должно создать предпосылки для проведения глобальной технической модернизации в стране, и осуществить такую модернизацию, что, в свою очередь, обернётся и глобальной социальной модернизацией русской жизни. Эти очевидные задачи государственной политики чётко соответствуют принципам: «национальная идеология –социальная политика – демократия – законность – новые технологии». Но за этими внешними целями присутствует цель глубинная. Основа цивилизации – это русский народ, численность которого стремительно сокращается и, следовательно, ослабевают скрепы, собирающие воедино само русское пространство. Сегодня как никогда ранее государство должно проявить заботу о сохранении собственного сущностного основания.

       При очевидности целей, стоящих перед Российским государством, остаётся открытым вопрос о его способности их достичь. Своеобразной лакмусовой бумажкой, демонстрирующей пределы возможности современной государственной власти, является конституционная реформа, идущая в стране. Среди множества предложенных поправок к  Конституции страны особый резонанс получили предложения о закреплении на конституционном уровне особого статуса русского народа и о необходимости воссоединения всех русских земель в рамках единой страны.

       Сложно сказать, на что рассчитывали авторы этих предложений, но реакция российской власти оказалась предельно предсказуемой. Ни одно из предложений, по сути, не обсуждалось, сами темы были закрыты предельно быстро и категорично. Тем самым современная политическая элита России откровенно продемонстрировала и уровень собственного геополитического мышления, и отношение к национальным интересам, которым государство должно было бы служить в первую очередь, и уровень инструментальных возможностей, который, судя по всему, не способен к глобальным реформам. То, что официальные СМИ навязчиво представляют происходящие события в качестве «революции сверху», не должно вводить в заблуждение. Речь идёт об очередном симулякре, выдающем желаемое за действительное.

       Реальное состояние российской политической жизни при всей её действительной информационной закрытости производит двойственное впечатление: часть политической элиты откровенно не желает проведения реальных и масштабных политических реформ, а другая, судя по всему меньшая её часть, осознаёт, что такие реформы необходимы, но не имеет сил на их проведение. Общая ситуация вполне вписывается в то, что называется «кризисом власти», а такой кризис, в свою очередь, является одним из важнейших элементов общественного состояния, которые ещё В.И. Лениным было определено как «революционная ситуация». Политическая фигура Ленина является предельно спорной в русской истории, но нет вменяемого критика ленинской политики, который бы не признал того факта, что лидер большевиков прекрасно ориентировался в политических ситуациях и блестяще владел политическими технологиями. То обстоятельство, что, например, февральские события 1917 года не были предсказаны Лениным, не противоречат данному утверждению хотя бы потому, что они были организованы сверху.

       И ленинские модели понимания происходящего с полным правом могут применяться и к анализу современных событий. Такое применение не требует обязательного соответствия ленинской системе ценностей. Достаточно того, что данные модели вполне реалистично описывают действительность и основные тенденции, ей присущие. В полной мере это относится и к модели революционной ситуации, работу над созданием которой В.И. Ленин начал ещё до начала Первой Мировой войны.

       Эта ленинская теория предполагает, что возникновение в обществе революционной ситуации необходимым образом включает в себя три элемента: 1) верхи не могут управлять по-старому – невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде своё господство; 2) низы не хотят жить по-старому – резкое обострение выше обычной нужды и бедствий угнетённых классов и их желание изменений своей жизни в лучшую сторону; 3) значительное повышение активности масс, привлекаемых, как всей обстановкой кризиса,  так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению.   

       Для современной России очевидным является и наличие второго структурного элемента. В обществе растёт недоверие к власти, разочарование по отношению к внутренней государственной политике, которое не могут компенсировать очевидные внешнеполитические успехи. Авторитет власти сегодня держится почти исключительно на авторитете Президента страны и честному выполнению своих обязанностей со стороны отдельных государственных чиновников, стремящихся выполнять свой долг вопреки всему. Но такая ситуация не может сохраняться долго. Тот же авторитет В.В. Путина регулярно, начиная с пенсионной реформы, падает, а чиновники, наивно полагающие, что их главной целью является служение интересам общества, устраняются самим государственным аппаратом. В обществе растёт осознание того, что судьбу страны необходимо брать в свои руки.

       В стране растёт и социальная протестная активность. При описании русской предреволюционной ситуации начала ХХ века публицисты часто использовали метафору кипящего котла с закрытой крышкой: революция ассоциировалась с взрывом, разрывающим котёл на мелкие кусочки. Но само кипение начинается с маленьких пузырьков, которых становится всё больше и больше. Сегодня социальное пространство России наполнено подобными пузырьками – локальными конфликтами, возникающими, прежде всего, на региональном уровне. Можно сказать, что вся российская провинция пребывает в такой, начальной фазе кипения. И причина возникновения этих процессов – отнюдь не в действиях неолибералов и «иностранных агентов». Роль пятой колонны сегодня успешно выполняют местные администрации, перешедшие к открытому присвоению муниципальной собственности. Попутно активно свёртываются социальные программы, уничтожаются последние остатки социального государства, доставшегося современной России в качестве наследства от СССР. Логика действий муниципальных властей сегодня напоминает «пир во время чумы»: лихорадочные попытки присвоить себе в кратчайшие сроки то, что ещё не приватизировано, сочетаются с глобальной потерей чувства реальности со стороны власти. Эта власть цинично игнорирует общество, подменяя действительный диалог с ним демагогией и победными реляциями, аналогичными тем, что были в ходу в позднебрежневское время. Впрочем, судя по воспоминаниям, нечто похожее существовало и в Российской империи в последние годы её существования. А к чему это привело – известно.

       На данный момент протестные движения формируются в связи с локальными проблемными ситуациями, затрагивающими жизнь конкретных регионов. Соответственно, и их активность не выходит, как правило, за пределы собственного региона. Но подобная ограниченность является временной. Установление связей между отдельными регионами оказывается лишь делом времени с учётом наличия соответствующих информационных технологий.

       Если «классические» общественные движения прошлого организовывались вертикальным образом, когда в процессе самоорганизации выстраивалась вертикальная иерархия руководящего центра и подчинённой ему региональной периферии, то современность предлагает противоположную – горизонтальную – структуру самоорганизации общества и общественных движений, в соответствии с которой само движение выстраивается как комплекс сосуществующих друг с другом протестных сообществ, обладающий подвижным центром. Такой центр обнаруживается там, где в данный момент пребывает эпицентр конфликта. Как только конфликт перемещается в другой регион, вместе с ним перемещается и центр. Такая социальная сеть сегодня пребывает лишь в состоянии становления, но само становление идёт предельно активно. Его стимулируют всё новые и новые конфликты и проблемы, порождаемые властью.

       Наличие революционной ситуации в России является очевидным. Такая ситуация самим фактом своего существования указывает на то, что современная политическая элита провести глобальные социальные реформы не в состоянии. Это ставит страну перед неизбежным выбором между двумя радикальными альтернативами: либо движение в сторону деградации и финального распада, либо революционное преобразование снизу при поддержке со стороны части политической элиты.

       Подобные перспективы должны скорректировать действия российских социально ответственных сил. Сегодня нет смысла повторять в качестве магических заклинаний фразы о том, что революция жестока, а её действия не соответствуют нормам морали и права. Именно такие заклинатели в эпоху Великой Русской революции часто превращались в адептов самого разнузданного террора. И в те моменты они уже не обращали внимания на нормы морали и права.

       Действительной социально ответственной формой деятельности для той части интеллектуальной элиты, которая действительно озабочена судьбой страны, являются не моралистические стенания и попытки отсрочить наступление революции, а создание таких стратегических моделей революционных действий, при реализации которых революция станет, во-первых, быстрой и успешной, а, во-вторых, её осуществление будет иметь минимум возможных социальных издержек.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка