Система, Утопия и антисистема (10)
Сергей Иванников (02/08/2023)
8. Утопия и системная модель постоянной мобилизации. Русский маятник
- В той степени, в какой мобилизация системы и яркость Утопии связаны друг с другом, можно говорить о том, что утопические воззрения не обладают постоянной актуальностью. Интерес к Утопии может усиливаться или ослабевать. Выход системы из состояния внутренней мобилизации деактуализирует и Утопию, в результате чего образ индивидуального будущего становится более значимым для общества, нежели образ будущего коллективного. Потустороннее вновь обретает приоритет над имманентным.
- Но далеко не для каждой системы мобилизационный режим является временным. Ряд систем существуют в состоянии постоянной мобилизации. Соответственно, и всегда-актуальное присутствие Утопии в их представлениях о мире так же является постоянным. Утопия в таких условиях становится одним из базовых идеационных элементов системы.
- Постоянная мобилизация – модель функционирования системы, в рамках которой все механизмы управления системой и её развития замкнуты на одном системном элементе – государстве. При этом власть государства является, безусловно, авторитарной. Государство стремится контролировать все аспекты жизни системы и нормировать их. При этом общество фактически теряет собственную субъектность, превращаясь в объект и инструмент государственной политики. Данная модель возникает в чрезвычайных ситуациях, являясь сиюминутной реакцией системы на эти обстоятельства. Постоянная мобилизация – это режим существования, когда мобилизационная модель действует независимо от наличия или отсутствия чрезвычайных обстоятельств. Она становится характеристикой нормального (повседневного) функционирования системы.
- Важнейшей функцией Утопии в условиях постоянной мобилизации является «психологическое снятие» существующих внутрисистемных противоречий, или, если рассматривать это явление в перспективе повседневного существования, достижение примирения индивида с негативными сторонами окружающей действительности. Те негативные элементы, которые не могут быть устранены сейчас, мыслятся в качестве устранённых в реальности утопического будущего. В образе Утопии все противоречия будут сняты, а хронические изъяны системы исчезнут.
- В условиях постоянной мобилизации государство как инициатор и актор мобилизационной политики активно использует Утопию в собственных интересах. Государство становится заинтересованным в существовании Утопии, т.к. её наличие позволяет системе не устранять собственных внутренних противоречий, сохранять то устойчивое состояние, в котором она пребывает в настоящий момент.
- В условиях постоянной мобилизации возникает борьба за Утопию: государство и общество (отдельные социальные группы) стремятся наполнить утопические представления собственными идеями. Образ Утопии, изначально не имеющий чёткости, начинает дробиться. Борьба за Утопию оборачивается борьбой разных Утопий друг с другом внутри единой системы.
- Для осуществления собственных инвестиций в образ Утопии государство мобилизует все имеющиеся в его наличии культурные формы и институты. Это способствует расколу интеллектуальной элиты внутри системы и появлению официального и неофициального спектров культуры. Прежде всего, этот процесс затрагивает формы культуры, непосредственно связанные с производством идей: идеологию, религию, искусство. В этих условиях дальнейшая судьба официальных модификаций культуры начинает непосредственно зависеть от реальных достижений государства в сфере социальной политики. Но поскольку любая реальная политика обречена на критику со стороны коллективного воображения, судьба этих модификаций оказывается печальной. Их авторитет в глазах общества неизбежно снижается. Авторитет неофициальных модификаций, соответственно, растёт.
- В условиях постоянной мобилизации любая религия обречена на раскол. Этот раскол начинается с несоответствия друг другу официальной и неофициальной форм религиозности, которые достаточно быстро обретают форму конфликта. Далее статус неофициальной религии в общественном сознании начинает стремительно расти. Попутно эта неофициальная религия начинает дробиться на множество частных модификаций и течений (эффект протестантизма). В моменты общесистемного кризиса официальная религия оказывается обречённой. В лучшем случае ей на смену приходит её неофициальный аналог (протестантизм), в худшем – она замещается иными религиозными формами (Россия ХХ века).
- В условиях постоянной мобилизации государство неизбежно спекулирует на существовании утопических представлений, эксплуатируя их для снятия внутреннего напряжения внутри системы. Если в условиях временной мобилизации Утопия выполняет динамическую функцию, стимулируя становление системы в соответствии с заданным Утопией вектором, то в условиях постоянной мобилизации Утопия становится одним из факторов, усиливающих статичность системы.
- Ситуация постоянной мобилизации в большинстве случаев способствует сохранению существующих социальных противоречий, придаёт им застывший характер, а в качестве способа разрешения этих противоречий государство как актор мобилизации ссылается на будущее, видя в нём разрешение всех существующих противоречий. Так формируется государственная (официальная) Утопия.
- Когда говорится о том, что некий народ рождён для достижения великих целей, эта установка не является продуктом исторической избыточности возможностей, когда помимо осуществления локальных целей у народа находятся дополнительные силы для достижения целей глобального характера. Скорее, ситуация – прямо противоположная: сосредоточение на глобальном является компенсацией дефицита возможностей для локальных изменений.
***
- Постоянная мобилизация не является результатом некоего произвольного, свободного системного решения. Системы функционируют в режиме необходимости, и любое внутрисистемное решение – это выбор между несколькими необходимостями и относительный компромисс между ними. Постоянная мобилизация возникает тогда, когда у системы нет возможности функционировать в ином режиме.
- Само описание системы как силы, принимающей решения, является метафорическим. Менее всего системные изменения аналогичны по своей структуре и форме каким-либо решениям, принимаемым субъектом. Человек, погружённый в реальность, сформированную системой, сталкивается с ними как с неким потоком иррациональных, спонтанно возникающих изменений. В перспективе повседневного существования любые вопросы о глубинных причинах изменений, наталкивается на один и тот же ответ: «так получилось».
- Причинно-следственные связи могут быть прослежены лишь применительно к малым, локальным событиям. Но сами эти события изначально вписаны в более масштабные процессы, подчиняются вектору таких процессов, являются частью общего становления. Но общий вектор становления не вписывается в модель жёстких причинно-следственных связей, ускользает от конкретизации.
- Можно говорить о том, что глобальные изменения являются суммой изменений локальных. Но между такой суммой и общими изменениями – качественный разрыв; общее изменение всегда масштабнее, чем сумма частей, и не выводится непосредственно из этих частей. Более того, такие глобальные изменения часто происходят раньше, чем случается большинство мелких.
- Процесс становления системы отчасти аналогичен движению водного потока. Почему поток движется? – Потому, что вода этого хочет или потому, что она не может действовать иначе?
***
- Интеграция Утопии в общесистемные представления о мире в качестве одного из постоянных элементов делает и общественное сознание утопическим. Такое сознание склонно к символизации смыслов и к их гипертрофированному восприятию. Каждая заметная новация в социальной жизни воспринимается таким обществом в качестве начала реализации утопической программы. Когда выясняется, что ничего подобного не происходит, в обществе возникает волна разочарования, направленная и на государство, и часто – на само себя. Национальный нигилизм – такая же черта утопического восприятия, как и вера в мечту, но, в отличие от веры, он проявляется лишь в отдельные моменты исторического существования.
- Утопическое восприятие мира оценивает всё происходящее, и в первую очередь – деятельность государства – в соответствии с тем, в какой степени эта деятельность приближает общество к Утопии, в какой мере она соответствует утопическим идеалам. А т.к. реальность никогда не соответствует Утопии, то в условиях постоянной мобилизации государство обречено быть объектом постоянной общественной критики.
- Контроль государства над содержанием Утопии не может быть постоянным. В те моменты, когда государство этот контроль теряет, Утопия вновь обретает динамическую функцию. В такие моменты она становится основанием для прыжка в Бесконечное. Как правило, такой прыжок обретает форму революций.
- Чередование длительных периодов постоянной мобилизации с короткими моментами глобальных трансформаций является естественным сценарием существования систем, для которых наличие постоянной мобилизации является нормой.
***
- Русская система на протяжении многих столетий пребывает в состоянии постоянной мобилизации. И в рамках сегодняшнего исторического горизонта нет оснований считать, что такое положение дел может измениться.
- В качестве причины существования в России постоянной мобилизации сегодня можно вспомнить о постоянном конфликте между Россией и Западом. Но интенсивность этого конфликта нарастала с течением времени. И если сегодня этот конфликт действительно является причиной такой мобилизации, то на ранних этапах русской истории его роль была значительно менее важной. Конфликт с Западом показывает, что причины возникновения постоянной мобилизации могут меняться, они динамичны, но само наличие такой мобилизации – это константа в существовании Русского мира.
- Первичным основанием для возникновения в России режима постоянной мобилизации было глубинное структурное противоречие, ставящее под угрозу само существование Русского мира. Это несоответствие друг другу населения и территории. Численность русского народа с определённого этапа стала значительно меньшей, чем территория, на которой он проживал и, соответственно, должен был контролировать. Вследствие такого несоответствия существование русского народа оказалось под угрозой распыления и исчезновения. Различные русские общины находились под риском автономизации, когда каждый локальный анклав мог оказаться основанием для формирования нового этноса. В этой ситуации возникновение авторитарной государственной власти было неизбежным. Более того, это было единственным правильным системным решением. Государство сохранило русский народ и – в меру своих возможностей – смогло модернизировать его существование. В этом контексте русский народ как историческая данность имеет не только этническое, но и политическое (государственное) происхождение.
- Показательным примером деятельности государства в режиме постоянной мобилизации является установление им крепостного права. Крепостное право само по себе является мобилизационной нормой. В XV-XVII веках на её формирование непосредственно влияет фактор Дикой границы: население центральных районов страны активно мигрирует на юг и в Зауралье (Р.Ю. Виппер). В этой ситуации центральным районам грозит запустение и экономический упадок. Последствия этого процесса очевидны: вслед за экономическим хаосом последует политический, а далее Россия как целостное государство исчезает. Введение мобилизационной нормы позволило значительно уменьшить отток населения из Центра и сохранить целостность страны.
- Ситуация с введением крепостного права очевидным образом показывает парадоксальность роли государства в отечественной истории, а также его оценок со стороны общества. Русское крестьянство учреждения крепостного права не приняло. Следствием этого стала незаконная эмиграция в Сибирь, в результате чего Сибирь, с одной стороны, становилась пространством русской свободы, но, в то же время, усиливая структурное противоречие между численностью населения и масштабами территории, провоцировало государства на усиление авторитаризма.
- Если русский народ как историческая данность был сохранён и воссоздан государством, то территория (пространство жизни) русского народа в его современных масштабах возникло в процессе борьбы русского народа с государством, в процессе противостояния ему. Большая часть этой территории была освоена именно народом, а не стала результатом государственных завоеваний. В этом контексте необходимо признать, что Русский мир – одновременно – является продуктом государственной политики и результатом противостояния народа этой политике.
- То же крепостное право является демонстрацией ситуации, когда режим постоянной мобилизации оборачивается статичностью существования системы. Уже концу XVIII века эта мобилизационная норма стала превращаться в очевидный тормоз развития системы. Центры развития к этому моменту окончательно перемещаются в города, но крепостное право стало барьером для процессов урбанизации. Россия продолжала оставаться аграрной страной. Любое глобальное столкновение с более урбанизированным противником в этой ситуации оборачивалось поражением. Наверное, плохо, что Крымская война не случилась в нашей истории чуть раньше. Но, безусловно, хорошо, что её не произошло несколькими десятилетиями позже. Тогда разрыв в уровнях развития между Россией и Западом был бы значительно большим. Случившееся поражение стимулировало запуск компенсационных механизмов внутри системы и в жизни страны период статичности сменился периодом интенсивных реформ, первым этапом которых стала отмена всё того же крепостного права.
- Крымская война указывает на комплекс факторов, которые приходят на смену первичным основаниям для введения режима постоянной мобилизации, и в дальнейшем могут считаться главными причинами существования такой системной модели. Это постоянство запаздывания в развитии.
- Последствия запаздывания в развитии зависят от случайных факторов. Если на границах системы существуют исключительно архаические общества, то такое торможение не имеет для неё фатальных последствий. Но если система постоянно взаимодействует с другими, хорошо развитыми системами, то торможение её развития угрожает её существованию. Если система жизнеспособна, она находит возможности для выхода из режима статики, и опаздывающее становление уступает место компенсирующему (догоняющей модернизации). Но догоняющая модернизация не предполагает отказа от модели постоянной мобилизации. Наоборот, именно такая модель позволяет осуществить политику догоняющей модернизации предельно быстро.
- С другой стороны, конфликт и конкуренция с другими система не является единственной причиной возникновения догоняющей цивилизации. Не менее важным является усиление внутрисистемных противоречий. Длительная стагнация отдельных элементов системы, главным образом – политических, приводит к тому, что система утрачивает способности к эффективному воспроизводству. Существующие институты и идеи теряют авторитет. Их непосредственной задачей становится сохранение существующего устойчивого состояния системы любыми средствами. В такой ситуации правящий класс, непосредственно заинтересованный в сохранении существующего положения, стремится замкнуть все существующие системные формы и элементы на себя. Системные ресурсы начинают работать на обеспечение интересов этой привилегированной группы, а не на интересы общества в целом, что приводит к ещё большей их дискредитации. В этой ситуации переход к процессу интенсивной модернизации системы оказывается неизбежным.
- Задачи догоняющей модернизации не ослабляют мобилизационную модель, а усиливают её. «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» (И.В. Сталин). Любая страна, живущая в режиме постоянной мобилизации, имеет лишь один выбор. Это выбор между слабым и сильным уровнями такой мобилизации.
- Догоняющая модернизация с её динамичностью и сверхинтенсивностью требует от системы преодоления её прежнего устойчивого состояния. Эта задача порождает новые системные противоречия. На пути модернизации находятся социальные группы, получавшие непосредственную выгоду от существования ancient regime, формы и идеационные элементы системы, так или иначе обслуживающие интересы этой группы. Все эти структурные образования, закрывающие путь в будущее, должны быть снесены. Такой снос является первичным условием проведения догоняющей модернизации.
- Чем глубже и глобальнее внутрисистемный кризис, тем масштабнее оказывается разрыв с прошлым. С определённого момента такой разрыв не может быть осуществлён иначе как посредством перезагрузки системы.
- Частное проявление принципа маятника: чем статичнее и консервативнее было прошлое состояние системы, тем мощнее будет её перезагрузка. Чем сильнее развит государственный консерватизм, тем агрессивнее и мощнее будет его последующее отрицание.
- Перезагрузка системы указывает на дефицит эволюционистских инструментов внутри системы. Если же такие перезагрузки возникают регулярно, то можно предполагать, что система в целом не склонна к эволюционизму. Такой эволюционизм в её жизни может проявляться лишь в частных аспектах. Но частный эволюционизм не трансформируется в эволюционизм больших масштабов. Частные изменения, накапливаясь, работают не на постепенное изменение целого, а готовят почву к его сносу. Малые эволюции в России – это не материал для Больших эволюций, а подготовка к Большому взрыву.
- Ускоренная (догоняющая) модернизация так же, как и предшествующая ей стадия, живёт под знаком Утопии. Но новая фаза становления требует новых Утопий. Разрыв между двумя фазами в жизни систем (статичной и динамичной) проявляется и как разрыв между консервативной и динамичной Утопиями.
- Если в условиях статичной фазы Утопия служит задаче примирения индивида и общества с существующим положением, то в условиях динамичной (модернизационной) фазы Утопия возвращает себе свою изначальную функцию. Она формирует вектор движения в будущее.
- После глобальной перезагрузки системы, в условиях догоняющей модернизации разрыв между официальной и неофициальной версиями Утопии минимален. Как только он начинает увеличиваться, это означает, что модернизация (по каким-либо причинам) вступает в фазу своего торможения. Если модернизация осуществляется без такой перезагрузки, то и совпадения содержаний официальной и неофициальной Утопий не происходит.
(Продолжение следует)
Последние публикации:
Система и возможность её религиозной интерпретации (2) –
(08/11/2023)
Система и возможность её религиозной интерпретации (1) –
(03/11/2023)
Система, Утопия и антисистема (25) –
(31/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (24) –
(25/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (23) –
(18/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (22) –
(16/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (21) –
(09/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (20) –
(02/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (19) –
(22/09/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы