Система, Утопия и антисистема (14)
Сергей Иванников (24/08/2023)
10. Неизбежность глобального конструктивизма.
Конструктивизм как новый способ существования системы.
- В условиях многополярного мира переход к глобальному конструктивизму для всех существующих цивилизаций является условием сохранения собственной конкурентоспособности – возможностью найти в реальности собственное, уникальное место. Если однополярный мир соответствует модели «центр – периферия», в рамках которой выработка стратегий развития оказывается в ведении центра и само развитие так же направлено, в первую очередь на центр, а периферия развивается по «остаточному принципу», то в условиях многополярности цивилизации существуют в соответствии с принципом взаимодополнения, когда каждая из них привносит в мир нечто оригинальное и уникальное, что другим цивилизациям оказывается, по сути, недоступным.
- Формирование глобальных конструктивистских проектов означает, что каждая из цивилизаций выбирает индивидуальный вектор своего развития. (С.Б. Переслегин) Соответственно, внутренние (системные) элементы этих цивилизаций будут трансформироваться в соответствии с выбранным вектором.
- Направления развития систем могут быть предельно разнообразными: развитие новых источников энергии, обработка информации и её интеграция в производство, экологическая политика, программы индивидуального развития, освоение новых пространств, эстетизация реальности и т.д. Выбор такого направления не относится к сфере «абсолютной свободы», которая отсутствует в исторической жизни в принципе. Он станет результатом исторического принуждения, когда сама ситуация будет требовать от цивилизаций усилий, направленных на дальнейшую индивидуализацию. Только в таком случае их существование будет необходимым и ценным в условиях многополярности. Это же историческое принуждение потребует от цивилизаций обращения к собственному глубинному опыту: проще развивать то, чем уже обладаешь, и что соответствует твоим представлениям о том, какой должна быть реальность, нежели пытаться воспроизводить чужой опыт, не имеющий оснований в собственной ментальности.
- Многополярность придаёт новый смысл процессу глобализации, который не только неотвратим, но и необходим миру. Если в ситуации однополярности глобализации – это комплекс новых возможностей в рамках мировой экономики для эксплуатации центром полупериферии и периферии, то в ситуации многополярности глобализация – это принуждение к развитию на основе собственной идентичности.
- Многополярность не устраняет изначальных (онтологических) противоречий между системой и личностью. Она лишь придаёт этим противоречиям новые очертания. Точно также она не предполагает отказа от конфликтности мировой истории. Хотя можно надеяться, что степень этой конфликтности уменьшится. Конструктивизм изначально ориентирован на деятельность положительного типа. И в рамках такой деятельности сотрудничество имеет большую ценность, чем конфликт и действия, направленные на уничтожение противника.
- При том, что структура многополярности обещает стать более эффективной моделью межцивилизационного взаимодействия, нет смысла её идеализировать. Она не устраняет исторической реальности как пространства необходимости и принуждения. Неоархаика не обещает стать царством избыточности и изобилия, триумфом гуманности и абсолютной свободы. Она сформирует более совершенные механизмы реализации системной логики, в соответствии с которыми новые средства внешнего контроля будут сочетаться с интериоризацией господства, благодаря которой внутренние стимулы для подчинения субъекта будут становиться более важными, чем внешние.
- Уже сегодня горизонт многополярности предъявляет к самым разным региональным (цивилизационным) системам ряд требований, которые им неизбежно придётся выполнять. Помимо перехода к конструктивизму в соответствии с принципом «сделай себя сам», системы вынуждены будут переформатировать собственную элиту, произойдёт относительная национализация этой элиты. Системам придётся перестраивать основы массовой психологии. Ценности общества массового потребления не соответствуют задачам глобального конструктивизма. В связи с тем, что новый конструктивизм будет неизбежно связан с развитием технологий, значение знания и технического профессионализма будет неизбежно возрастать. Соответственно, есть основания предполагать, что системы осуществят переход от развития психологии массового потребления к психологии когнитивного общества. И те же самые технологии потребуют формирование нового типа работника. Для того чтобы такой работник появился и мог успешно функционировать, его жизнь должна соответствовать новым, более высоким нормам социального и культурного обеспечения. Чем выше квалификация трудящегося – тем большей заботы он требует. (Классический пример такого рода: усложнение индустриального производства и появление рабочей аристократии во второй половине XIX века.) Это задача неизбежно потребует усиления социальной составляющей в реальной государственной политике. Впрочем, значение этого требования нет смысла преувеличивать. Системы могут пойти по пути углубления социальной стратификации, в рамках которой «трудящееся общество» может быть расколото на несколько неравных частей. Одна из этих частей будет интегрирована в сферу сложного труда и, соответственно, именно ей будет адресовано основное количество социальных бонусов, а другие социальные группы будут интегрированы в структуры простого (автоматизированного) труда, предполагающего лишь минимальную системную заботу о физическом восстановлении работника. Безусловно, в сфере социальной стратегии каждая система будет делать свой собственный выбор, который во многом будет опираться на исторические приоритеты индивидуалистических или коллективистских ценностей, но, исходя из перспектив сегодняшнего дня, путь социальной стратификации выглядит более проблематичным, ставящим под знак вопроса возможность осуществления проекта в целом.
- Дополнительные проблемы для понимания будущего вектора социальной политики возникают в связи с реальными процессами технической модернизации, идущее в настоящее время. Сегодня такая модернизация влияет, в первую очередь, на положение относительно квалифицированных работников, и влияет совсем не так, как некогда казалось идеологам НТР. Развитие технологии устраняет таких работников из сферы производства. Под влиянием технического развития их присутствие в новых производственных цепочках оказывается ненужным, а квалификация – недостаточной. НТР странным образом пожирает своих собственных детей. Но, при этом, сфера низкоквалифированного труда влиянием новых технологий оказывается почти незатронутой. На протяжении нескольких десятилетий воспроизводится одна и та же ситуация: низкоквалифицированный труд оказывается постоянно востребованным в примерно одинаковых объёмах, а высококвалифицированный труд пребывает в сфере постоянных социальных рисков. Высококвалифицированный работник имеет намного больше шансов лишиться работы, чем его низкоквалифицированный коллега. В связи с этим можно лишь надеяться, что подобное положение дел относится к числу «детских болезней» постиндустриального общества. Но для того, чтобы эта ситуация изменилась, необходимы целенаправленные действия.
- Забота о реализации собственного проекта предъявляет ещё одно общее требование к системам. Проект требует социальной мобилизации. Соответственно, системы будущего станут системами, пребывающими в состоянии постоянной мобилизации.
- Постоянство мобилизации в будущем будет иметь иной характер, нежели тот, каким обладал режим постоянной мобилизации в прошлом. В прошлом режим постоянной (устойчивой) мобилизации не требовал глобальной заботы о будущем. Образ будущего для него был инструментальным элементом, позволяющим сгладить внутрисистемные противоречия в настоящем. Будущее не обладало самоценностью. Главной заботой системы, пребывавшей и пребывающей сегодня в состоянии устойчивой мобилизации, являлась и является забота о настоящем. Но наличие проекта, от успешности реализации которого зависит само существование системы, наделяет будущее реальной силой, управляющей действиями системы в настоящем. Будущее начинает осуществлять отбор тех элементов, присущих современному состоянию системы, и заботиться об их развитии. В этом контексте сходство между постоянными мобилизациями прошлого и будущего оказывается лишь внешним. Конструктивизм ввергает систему в режим глобальной трансформации. Но, в отличие от глобальных трансформаций прошлого, трансформация будущего будет непрерывным процессом. Именно поэтому и локальная мобилизация общества превращается в нечто постоянное.
- Примеры глобальных трансформаций можно найти в русской истории. В первую очередь вспоминаются реформы Петра I. Советская индустриализация с некоторыми оговорками так же может быть определена как глобальная трансформация системы. И каждый из этих периодов мобилизовывал общество и вызывал к жизни определённую Утопию, в соответствии с которой происходило переформатирование системы. Но после таких рывков система переживала периоды успокоения, в её существовании усиливались инерционные элементы. Но режим мобилизации сохранялся. Такая мобилизация оказывалась мобилизацией-без-цели. Её задачей становилось сохранение системы в её сиюминутном состоянии. Но глобальная трансформация будущего не предполагает какого-либо окончания. Одна из структурных особенностей глобальных (общецивилизационных) проектов – в том, что они не имеют чётко фиксированного момента своего завершения. Проект подобен линии горизонта. С каждым новым этапом своей реализации он меняет свою конфигурацию, при этом, не являясь в полной мере достигнутым. Проект – это движение к горизонту. Это придаёт усилиям, направленным на реализацию проекта, перманентный характер.
- Образ будущего – это образ глобальной трансформации, масштабы которой будут превосходить масштабы любых революций.
- В перспективе многополярности многие идеи прошлого обретают ироничный контекст. Так, например, постсоветский консерватизм на протяжении нескольких десятилетий самоутверждался посредством проклятий в адрес перманентной революции. Мёртвый политический фантазм стал воплощением политического зла. Эта позиция позволяла не обращать внимания на реальные деструктивные процессы в обществе и не требовала жёсткой конфронтации с государством. Наоборот, можно было успешно интегрироваться в государственные структуры управления и информации, попутно повышая собственный символический капитал посредством критики того, чего никогда не было. Сегодня представителей этого сообщества можно поздравить: взамен несостоявшейся перманентной революции они получают перманентную глобальную трансформацию. И если такая трансформация не будет поддержана обществом, то у Русской цивилизации не будет шансов на будущее. Но, парадоксальным образом, к счастью для страны далеко не всегда выбор её дальнейшего пути зависит от тех, кто привык выступать от имени русского общества.
- Историческая ирония присутствует и в выборе отечественным консерватизмом стратегических приоритетов развития. Подавляющее большинство российских консерваторов выступает за многополярный мир. И такой выбор представляется безусловно верным. Но, в то же время, он является сущностным отрицанием консерватизма. В режиме многополярности структура социальной реальности будет меняться намного стремительнее, нежели это могло бы произойти в рамках модели однополярного мира. Многополярность – это не просто дверь в будущее, это – прыжок в будущее. И в таком будущем консерватизму в его нынешнем состоянии нет места.
- В перспективе глобальной трансформации неизбежно возникают вопросы: что такое традиция? Что такое традиционализм? – Сегодня ответ на эти вопросы невозможно. Единственное, что можно предположить, что понимание традиции в будущем будет существенно отличаться от её понимания в настоящем. Но кем тогда являются современные традиционалисты с точки зрения будущего?
- Глобальный системный проект по необходимости адресован всему обществу, т.к. требует активности от всех социальных групп. Это требование влечёт за собой изменение ценностного соотношения между социальными и экономическими целями. Если в доконструктивистском обществе социальное вписывается в экономическое и, соответственно, может быть реализовано лишь в той степени, в какой обладает экономической рентабельностью, то требования со стороны общесистемного проекта меняют это соотношение: нормы экономической рентабельности уступают место целям социального развития, а конкретные формы экономической деятельности обретают легитимность лишь в той мере, в какой они служат социальным целям.
- В рамках общей социальной модели приоритет идеи экономической прибыли над социальными целями и является капитализмом. Капитализм на онтологическом (метафизическом) уровне – это подчинение сущности власти числа. Число определяет ценность сущности, её право на существование. Когда отношения между экономическими и социальными факторами меняются в пользу последних, такая модель вежливо именуется посткапитализмом. Но сам термин является условной конвенцией, призванной не дразнить и не огорчать правый политический спектр. Но в результате таких компромиссов мы получаем пустое понятие. Всё, что можно сказать о посткапитализме, это – то, что он не тождественен капитализму. Но как только этот термин начинает конкретизироваться, ему на смену приходит другое название – социализм.
- Социализм не является конкретной формацией и, тем более, не связан с конкретным историческим периодом. Социализм – это не тип общества, а социальная и политическая стратегия. Это не фаза в развитии, а процесс. И в качестве процесса социализм не может быть осуществлён, построен, достигнут. Социализм – это движение. И в этом качестве он в большей степени – набор задач, а не список достижений. Главным содержанием этой стратегии являются: 1) приоритет социальных целей над экономическими, соответственно; 2) приоритет ценностей общего блага над индивидуальными; 3) забота об интересах социального большинства, признание того, что каждый член общества имеет естественные социальные права; 4) все члены общества обладают равными возможностями, а подлинным основанием для социальной стратификации являются личные достижения индивида, что указывает на соответствующую антропологическую модель: понимание сущности жизни как служения.
- Социализм как стратегия метаисторичен. Он обнаруживается в жизни разных народов и в разные исторические периоды. Соответственно, реальный социализм всегда обладает почвенническим (национальным, этническим) характером и связан с историческим горизонтом возможностей. Эти обстоятельства придают каждому социализму уникальную форму.
- Реализация любого глобального цивилизационного проекта, именно вследствие своей зависимости от общества, неизбежно потребует преодоления капиталистической модели и формирования политических стратегий социалистического типа. Но индивидуальность каждого из таких проектов предопределяет и индивидуальность стратегий.
- Отношения между социализмом и капитализмом не являются устойчивыми и однозначными. Все попытки социалистических государств и властных центров уничтожить капитализм оборачивались, в итоге, неудачей. Капитализм как деятельностная модель порождается городом. И на каждом новом витке своего становления город регулярно возрождает капитализм. Какими эти отношения будут в отдалённом будущем сказать нельзя. Но, исходя из сегодняшних реалий, можно предположить, что наиболее оптимальным вариантом разрешения этого конфликта является интеграция элементов капитализма в социалистические политические и экономические стратегии. В настоящий момент этот процесс часто определяется как государственный капитализм. Но государственный капитализм не тождественен социализму. Он может трансформироваться в социализм, служить целям социального развития, но может быть и формой обеспечения господства государственного аппарата над обществом.
- Любая проективная деятельность требует высокого уровня рационализации. И чем глобальнее масштабы проекта, тем уровень рационализации выше. В сфере экономики, в частности, это проявляется в развитии элементов планирования, стимулировании роста определённых секторов и отраслей экономики. Сложность современной инфраструктуры выводит на первый план государство. Если в рамках капиталистической (пост)индустриальной экономики центрами принятия решений могут быть негосударственные структуры (ТНК), то в рамках реализации большого проекта роль центра принятия решений неизбежно сохраняется за государством. В связи с этим выбор такого или иного проекта в качестве глобальной цели государству выгоден ещё и тем, что гарантирует ему господствующее положение в общественной жизни. Выбирая тот или иной проект в качестве некой цивилизационной перспективы государство, в значительной степени, действует ради себя самого. Именно государство является первичной социальной базой для конструктивизма будущего. Оно же будет формировать и содержание Утопии, конкретизирующей содержание проекта.
***
- Глобальный конструктивизм оказывается производным от сферы технологии и будет реализовываться при их активном участии. Т.к. эти технологии уже сейчас тесно связаны со сферой виртуального, а в дальнейшем эта связь будет только усиливаться, то участие возможностей виртуальной сфере в самом процессе проектирования новых социальных моделей является неизбежной.
- Аналоги глобального социального проектирования существуют уже сегодня. В частности, речь идёт о Building Information Modeling (BIM), являющейся технологией информационного моделирования в строительстве. BIM включает в себя процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания. «BIM-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта – от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции. Особенность BIM в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечёт за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика». (Сайт СтройМосРу). При этом «BIM позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всём его жизненном цикле, но и всё, что расположено рядом с ним». Соответственно, благодаря этой технологии происходят минимизация корректировок проекта, расчёт затрат строительства и их оптимизацию, разрабатывается последовательность этапов реализации проекта и её скорость. Прогнозируются ожидаемые результаты. Различие между строительством здания и строительством мироздания в данном случае имеет не столько качественные, сколько количественные параметры.
- В рамках общей деятельности системы реализация таких проектов имеет безусловное значение, т.к. от этого непосредственно зависит её дальнейшее существование. И система будет стремиться осуществить выбранный проект, не обращая серьёзного внимания на препятствия и локальные издержки этого процесса. При этом в рамках системной рациональности не существует каких-либо особенных факторов, чьё наличие способно отклонить процесс преобразований от изначально выбранного вектора. Если результат запрограммирован, а его себестоимость зафиксирована, то он должен быть достигнут независимо от каких-либо обстоятельств, являющихся внешних по отношению к поставленной цели. Особенность подобного рода моделей – в их универсальности, формализации и функциональности. Всё, что не вписывается в эти стандарты, системой в своих действиях не учитывается.
- Примеры подобной формализации можно, опять-таки, наблюдать уже сегодня. Если государство или его региональные структуры осуществляют проект создания парков, то ответственные за это структуры не обращают внимание на количество и состояние деревьев, которое надо вырубить, если парк делается на месте предыдущего парка. Вырублено будет всё, что мешает ровному проведению парковых дорожек. Если в результате кампании по строительству новых школ одна из них должна быть построена в историческом ландшафте, на месте уже существовавшего объекта, объект будет уничтожен и школа построена. Если в результате заявленной модернизации на заводах необходимо заменить старые станки станками нового поколения, старые – будут изъяты и утилизированы, независимо от того, насколько хорошо они работали. Если на том же предприятии внезапно потребуется омолодить персонал, это будет сделано независимо от реальной квалификации увольняемых и принимаемых на работу. Точно также формализованы и этапы осуществления отдельных проектных элементов. Если в рамках модернизации детских площадок в городском районе требуется, для начала, снести старые, то вначале снесут все площадки в этом районе, и только после этого начнётся строительство новых. А то, что в течение трёх-четырёх месяцев на месте уже снесённой площадки будет существовать пустырь, необходимо отнести к издержкам модернизации. Наивно ожидать от системы, пусть и вступившей в новую фазу своего становления, внимания к индивидуальным аспектам существования. Система всегда имеет дело с формальными характеристиками реальности и с общими представлениями об обществе, в рамках которого общество конкретизируется как население, а личности превращаются в индивидов.
- Те случаи, когда благодаря вмешательству общества какой-либо из проектов корректируется, например, принимается решение об отказе от сноса исторического знания, является сбоем в работе системы, и относится к числу единичных, частных случаев.
- Конструктивистское проектирование неизбежно меняет уже существующую социальную структуру. Значение одних социальных групп благодаря проекту возрастает, других – падает. Появляются новые социальные группы и исчезают старые. Любой проект создаёт лидеров и аутсайдеров.
- Возникновение аутсайдерских групп в процессе реализации Больших проектов не является уникальным явлением. Любое развитие системы делает существование определённых социальных групп избыточным, ненужным. Специфика конструктивистского проектирования в этом контексте – лишь в том, что ряд групп приговаривается к аутсайдерству изначально, целенаправленно. И нет никаких гарантий, что авторы проектов будут стараться каким-то образом заботиться о том, чтобы положение аутсайдеров облегчалось.
- Компьютеризация государственных выплат и расчётов по ЖКХ поставила в позиции аутсайдеров большую группу российских пенсионеров, по объективным причинам не способных пользоваться компьютерной техникой. И в этой позиции данной группе придётся существовать до конца. Цифровизация расчётов подсказывает, что в условиях глобальной трансформации, связанной с интенсивным технологическим развитием, в роли проигравших чаще всего будут оказываться старшие поколения. При том, что срок биологической жизни с течением времени будет увеличиваться, сроки активной социальной (профессиональной) деятельности, имеют тенденцию к сжатию, сокращению.
- В условиях интенсивного технологического развития каждое новое поколение обладает качественно новыми, более совершенными технологическими навыками. Отсюда – неизбежность разрывов (дистанций) между разными генерациями, касающимися не только профессиональных навыков, но и сферы общемировоззренческих вопросов. При этом техника сужает длительность формирования генерации. Ранее, люди, родившиеся с интервалом в 10 лет, могли относиться к одному поколению, сейчас эти интервалы сужаются. Сегодня они составляют 5-7 лет.
- Система сохраняет свой антиперсоналистический характер на всех этапах и фазах своего становления. Она может достигать новых уровней технического развития, переходить от стихийного становления к целенаправленному (проективному) самоформированию, менять вектор своей политики с элитарного на общесоциальный, но личность всегда будет восприниматься ею как функция. Соответственно, система и личность, никогда не вписывающаяся в системные функционалистские стандарты, всегда будут находиться в глубинном конфликте друг с другом. Само стремление системы установить контроль над личностью, является частным проявлением такого конфликта.
- В условиях глобального системного конструктивизма конфликт между системой и личностью никуда не исчезает. Более того, появляется возможность для расширения сферы такого конфликта. Точно так же, как более высокий уровень развития повышает степень её хрупкости и несёт более глобальные риски, более масштабная системная деятельность увеличивает объём сопутствующих ей издержек. Более глобальные цели и проекты неизбежно увеличивают степень формализации системного действия.
- Вследствие собственного несовершенства государство не может идею социальной справедливости превращать в главную цель своего существования. Во-первых, потому, что сама эта идея является крайне расплывчатой и в разных ситуациях интерпретируется разными социальными группами по-разному. Если в обществе существует социальная дифференциация, то различные этические интерпретации одного и того же события неизбежны. А, во-вторых, вследствие формализации своей деятельности, государство само производит несправедливость. Оно есть машина по производству несправедливости.
- Справедливость соотносится с личностью. Следовательно, она связана с индивидуальными проявлениями реальности. Но когда представления о справедливости формализуются и обезличиваются, она превращается в закон. Закон знает лишь об общих свойствах реальности. И в этом качестве, являясь порождением справедливости, он, в то же время, является её отрицанием. Закон знает не о личности, а об индивиде. В лучшем случае нормы справедливости и закона совпадают. Но такое совпадение случайно. Закон и государство взаимосвязаны: первое является атрибутом второго. Но даже строгое следование нормам закона государству оказывается не под силу. И в этом случае возникают издержки в государственной деятельности.
- Одна из новационных черт, присущих глобальному конструктивизму, связана с неотвратимостью его действий. Если система вступила на путь глобальной конструктивистской трансформации, ни один внутрисистемный элемент не способен противостоять этому процессу. Остановить систему может не какой-то внутрисистемный элемент, а лишь другая система.
***
- Ни одна социальная модель не преодолевает конфликта между системой и личностью. Это относится не только к капитализму, но и к социализму. Любой персоналистический социализм – это иллюзия, не способная осуществиться на практике. Но наличие такого конфликта между социальными моделями и личностью не порождает структурного релятивизма. Социальные модели могут быть лучшими или худшими относительно друг друга не в соответствии с тем, как они относятся к личности, а в соответствии с тем, как они формируют комплекс возможностей для личностного существования. Система не знает о личности, но способна заботиться об индивиде. И именно такая забота является главным основанием для оценки качества деятельности системы.
- Эпоха конструктивизма в истории человечества не открывает дверей в «земной Рай». Наоборот, она создаёт новые риски, проблемы, средства контроля, новые противоречия. Но, в то же время, она создаёт для личности новые возможности, а для цивилизаций оказывается единственным способом выживания.
***
- Конфликт личности с системой не может быть результирован в формализованном отрицании системы. Такое отрицание само по себе является свидетельством антиперсонализма, ущербности личностного начала. Личность неотделима от почвы, от Земли. И система также связана с почвой, действует от её имени и старается защищать её интересы. Получается не безупречно, но ничего лучшего для этой цели земная (историческая) реальность предложить не может. Вне системы почва исчезает, разрушается, оказывается поглощённой другими силами и растворённой в них. Система наделяет почву ущербным существованием, но вне системы почва просто перестаёт существовать.
- Сквозь фильтры системности всегда проглядывает несоизмеримо значительный образ – образ Земли. Этот образ лишь отчасти принадлежит сфере имманентного. Изначально, прорастая сквозь черты системности, имманентности, историчности, он являет себя как нечто превосходящее любые частные определения. И именно он предопределяет глубинное отношение личности к исторической реальности. Этический аспект этого отношения может быть сведён к короткому тезису «вопреки всему!». Так, например, несмотря на все многовековые несовершенства Российского государства русское общество, осознавая их, поддерживало, поддерживает и будет поддерживать это государство, т.к. оно является единственной силой, способной сохранить и защитить Русскую землю.
- Само наличие образа Земли в общественном сознании – это один из знаков того, что реальность не должна исчерпываться сферой своей имманентности. Это утверждение не может быть рационализировано. Земля – это предел любой рациональности.
Последние публикации:
Система и возможность её религиозной интерпретации (2) –
(08/11/2023)
Система и возможность её религиозной интерпретации (1) –
(03/11/2023)
Система, Утопия и антисистема (25) –
(31/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (24) –
(25/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (23) –
(18/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (22) –
(16/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (21) –
(09/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (20) –
(02/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (19) –
(22/09/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы