Система, Утопия и антисистема (9)
Сергей Иванников (27/07/2023)
7. Антиутопия как инструментальный элемент системы
- Частным инструментальным элементом системы является антиутопия. С Утопией антиутопию роднит то, что оба эти образования являются продуктами коллективного воображения. Их функциональные роли так же сходны: они способствуют стабилизации системы. Но по целому ряду других параметров антиутопия – это противоположность Утопии.
- Если Утопия формирует положительный идеал, влияющий на направление дальнейшего становления системы, то содержание антиутопии – негативно. Она объясняет, почему утопический идеал не может быть достигнут в настоящее время, а движение к нему сталкивается с серьёзными препятствиями. Вне Утопии антиутопия смысла не имеет; её существование производно, вторично от существования Утопии.
- Если Утопии – это рассказ о будущем, то антиутопии связаны с пониманием настоящего. При этом в их содержание входят и представления о прошлом, но содержание такого прошлого существенно ничем не отличается от настоящего.
- Антиутопия – это признание бессилия общества осуществить идеал здесь и сейчас, но причины такого бессилия связываются с влиянием внешних факторов, чьё присутствие внутри системы опознаётся антиутопиями как инородное.
- В этом контексте не стоит путать антиутопические общественные представления с литературными. Антиутопия в литературе – это всего лишь жанр с достаточно ограниченными возможностями воздействия. Подлинная антиутопия пребывает не в литературе, а в реально существующих картинах мира.
- Главный тезис всех антиутопий может быть сведён к простому утверждению: общество стремится к осуществлению своих целей, но ему мешают. И это вмешательство имеет внешний характер: оно осуществляется силами, являющимися, по сути, чужими по отношению к создавшей Утопию системе.
- Вмешательством внешних сил объясняется и возникновение неудобных событий в прошлом. Неудобными они оказываются потому, что не вписываются в апологетические представления общества о самом себе.
- К числу таких, безусловно неудобных представлений относится, в частности, Русская революция 1917-1922 года. Она явным образом не вписывается в рафинированный образ русского народа, выстраиваемый под девизом «самодержавие, православие, народность». Для поклонников русского Белого движения не удобным является и факт поражения этого движения в Гражданской войне.
- Наличие антиутопий оказывается выгодным и для государства, т.к. при помощи данного концепта можно оправдать многие изъяны государственной политики и объяснить, почему действия государства, направленные на реализацию Утопии, недостаточны.
- Антиутопии могут стать инструментом какой-либо политической группы, борющейся за власть. В этом контексте показательна советская ситуация второй половины 1930-х годов. В 1934-1939 годах различные политические группы активно уничтожали друг друга в борьбе за власть, при этом все они использовали один и те же идеологические штампы – враги народа и вредители. Одним из следствий этого стало возникновение ситуации, когда поиском врагов и вредителей озаботилось само общество, и огромное количество доносов было написано на волне общественного энтузиазма. При этом особое рвение проявили те группы, против которых репрессии были направлены изначально: советская социальная элита и интеллигенция.
- Но антиутопии редко получают официальный статус. Намного чаще они становятся важным элементом самосознания гражданского общества. И нередки ситуации, при которых антиутопии – один из важнейших элементов такого самосознания. Признание или непризнание реальности антиутопии оказывается основанием для деления общества на «своих» и «чужих».
- Нередки случаи, когда антиутопия оказывается единственным настоящим основанием для самосознания некоего локального сообщества. В этом случае сообщество моментально превращается в маргинальное, что, впрочем, никак не мешает его участникам повышать символический капитал (П. Бурдьё) в собственной среде.
- Антиутопия способна играть большую роль и в индивидуальной, повседневной жизни, т.к. при помощи неё субъект находит объяснение собственным проблемам и причинам своих неудач. Они же блокируют любые попытки изменить собственную жизнь, объявляя их тщетными, бессмысленными.
- В любом случае антиутопия для того, чтобы стать действенной, должна получить общественное признание. Это элемент самосознания общества. И в первую очередь, именно общества, а не какого-либо общественного или государственного института.
- От антиутопий неотделима конспирология. Эти две формы понимания реальности легко и свободно переходят друг в друга. Антиутопия очень быстро конкретизируется в конспирологических моделях; конспирология, в свою очередь, неизбежно найдёт присутствие антиутопических элементов в наиболее значимых исторических событиях, даже если первоначально импульс её возникновения был иным.
***
- И в сфере общественного самосознания, и в сфере самосознания личного антиутопии усиливают разрыв между действительностью и идеалом и, часто, объявляют этот разрыв непреодолимым. При этом причины такого разрыва имеют псевдоэмпирическое обоснование.
- Развитие антиутопий – это симптом того, что Утопия находится в состоянии кризиса. Общество испытывает серьёзные сомнения в возможности её осуществления. Но эпицентр такого кризиса находится не в сфере непосредственного содержания Утопии, а в её инструментальной части. Поэтому такой кризис нельзя назвать общим; скорее, он может быть определён как локальный.
- В контексте метафизических представлений антиутопии являются манифестацией величия зла в мире. Согласно содержанию антиутопических представлений зло владеет миром, и силы добра оказываются неспособными этому помешать.
- Архетип представлений о том, что добро и зло царствуют в определённых реальностях, границы которых они оказываются неспособны преодолеть, генетически восходит к манихейству и предшествующим ему ближневосточным мифологиям. Бог как воплощение добра царствует в потустороннем мире, зато всё, что существует в мире земном, целиком отдано во владение зла. Распространение антиутопий в современности превращает Мани в одного из главных мыслителей сегодняшних дней, пусть это присутствие и оказывается внешне скрытым.
- Но популярность антиутопий существовала и в прошлом. Соответственно, и востребованность манихейства имеет общеисторический характер. Сам Мани был казнён в 274 году, и эту дату с полным правом можно отнести к числу важнейших символических дат мировой истории.
- Являясь манифестацией величия зла, антиутопии, в то же время, актуализируют и популяризируют образ Чужого внутри тех культур, в которых они действуют. Чужой – это персонаж архаических культур. Актуализация этого образа оказывается актуализацией архаических представлений в постархаическом обществе. Но, при том, что Чужой – родом из архаики, т.е. из прошлого, свои жизненные силы он получает от настоящего. Антиутопия – это всегда реакция на современные проблемы и на то, что система эти проблемы в настоящий момент не решает.
- Но, будучи реакцией на современную ситуацию, антиутопии влияют и на восприятие проблем, с которыми обществу ещё только предстоит столкнуться. Антиутопии формируют способ интерпретации этих проблем. Точно так же, как Чужие портят жизнь сегодня, они будут портить её и в будущем.
- Как подсказывает исторический опыт, на роль чужих лучше всего подходят евреи. По крайней мере, в ареалах христианских и мусульманских культур образ еврейства обладает высокой степенью пластичности, что делает его очень удобным для самых разных антиутопических интерпретаций реальности. Евреи – иные с этнической точки зрения, с религиозной, а также они хорошо интегрированы в экономические и информационные структуры, консолидированы и социально активны. К тому же, как отмечают сами еврейские авторы (С. Лурье, например), еврейские сообщества часто сами занимают провокационные позиции по вопросам, актуальным для общества.
- На роль Чужого нельзя попасть просто так. Кое-что надо и самому сделать для этого. Необходимо, что бы претендент на эту роль был замечен, а для этого требуется активность с его стороны. Как замечает русская пословица, «под лежачий камень вода не течёт». Когда, например, лидеры региональных этнических сообществ сетуют на несправедливое отношение к этим сообществам со стороны русских, а для многих русских скинхедов «чёрный» – это воплощение всего зла, что есть в России, им стоит обратить внимание для начала на то, как ведут себя отдельные представители этих сообществ в российских городах. И если, например, некоему представителю азербайджанского сообщества пробили голову за то, что он надругался над памятником героям Великой Отечественной войны (задокументированный факт), то, ответственность за это, в первую очередь, лежит на самом сообществе. Когда человек оказывается в чужой среде, он выступает не только от своего имени, но и от имени своего народа. И если такой человек ведёт себя оскорбительно по отношению к этой среде, весь его народ неизбежно будет восприниматься как воплощение зла.
- При том, что на Западе много писалось о российском антисемитизме, главным центром антисемитизма является сам Запад. Именно благодаря Западу возникали волны еврейской иммиграции и всевозможные «зоны осёдлости». Одной из таковых стала Польша, где антисемитизм всегда чувствовал себя уверенно и счастливо, а иудейская антиутопия стала одним из базовых элементов польского восприятия мира. Позже эта антиутопия вобрала в себя и очевидные русофобские элементы. Но, прежде чем, вектор польской ненависти переместился в сторону русских, поляки отработали схему на евреях.
- Польша – это пример того, как антиутопия меняет свой статус. Из локального, инструментального элемента системы она превращается в один из базовых системных элементов, структурирующих реальность в целом. Для среднестатистического поляка ненавидеть какой-либо другой народ – это нормально. И, наоборот, люди, не отличающиеся подобными воззрениями, а такие в польском обществе тоже присутствуют, чувствуют себя в своей стране грустно и одиноко.
- Наверное, в этом можно увидеть историческую иронию, но за пределами Польши сами поляки часто начинают играть антиутопические роли. Но Польша – это периферийное, незначительное европейское государство, поэтому и антипольские утопии нигде не выходили на первый план. С точки зрения антиутопического конструктивизма поляк – это всего лишь эрзац-версия еврея с ухудшенными функциональными параметрами. К тому же и сфера его применения оказывается ограниченной. Что, например, с этим образом делать на мусульманском Ближнем Востоке? А вот образ еврея там очень даже востребован.
- Одним из самых ярких моментов существования польской антиутопии стала Вторая мировая война. С момента возникновения независимого польского государства оно существовало под знаком утопии имперского типа: местная политическая элита грезила о Польше, чьи границы должны находится на Урале. К середине 1930-х годов стало ясно, что подобные грёзы должны как-то учитывать и наличие Германии на геополитической арене. И ряд польских геополитиков с увлечением начал создавать проекты совместного польско-германского военного похода против СССР. Потом наступило 1 сентября 1939 года и надо было как-то объяснить себе и обществу, почему всё пошло не так, как мечталось. И в этой ситуации очень вовремя рядом оказались евреи. Еврейский капитал, проникший в польскую экономику, политику и СМИ, сделал всё, чтобы не допустить союза между Германией и Польшей. Именно этот капитал спровоцировал польских политиков (а, может быть, и заставил) на анти-германские высказывания и действия, в результате которых Германия увидела в Польше не друга, а врага. Чужие привели Польшу к национальной катастрофе. В период германской оккупации польский антисемитизм обрёл второе дыхание, когда местные активисты соревновались с гестапо в поиске скрывающихся евреев с целью их последующего помещения в концлагерь и физического уничтожения.
- Еврейская антиутопия неформально присутствовала и в СССР. В позднесоветское время тема еврейского заговора наполняла собою сознание самых разных почвеннических групп. И в ряде случаев разработка этой тематики заслоняла собою аналитику проблем с действительно позитивным содержанием. Вопрос «что нам мешает?» оказался более важным, чем вопрос «что мы должны сделать?». В итоге, когда в стране началась Перестройка, возник очевидный дефицит проектов преобразования общества. Вместо разработки представлений о том, каким должно стать ближайшее будущее страны, почвенническая среда продолжала искать виноватых в уже случившихся «бедствиях». Отчасти это напоминает историю, когда в осаждённом Константинополе 1453 года местные богословы были увлечены вопросом о природе ангелов.
- Анти-утопия, являясь атрибутом устойчивого состояния системы, может, тем не менее, играть важную роль и в процессах глобальных трансформаций революционного типа. Революции предоставляют возможность покончить с источником зла в обществе предельно быстро, последовательно и глобально. И т.к. антиутопические элементы в той или иной степени присутствуют в любом обществе, они неизбежно соучаствуют и в процессе революционных трансформаций, влияют на формирование революционной идеологии, хотя степень этого влияния всегда различна.
- Наиболее последовательно и явно антиутопические элементы проявили себя в национал-социалистической революции 1933 года в Германии. Весь Веймарский период в истории этой страны прошёл под знаком Господства Чужого, воплощением которого в очередной раз стали евреи. 1933 год стал – в сознании многих немцев – не только возможностью возвращения к глубинным основаниям немецкого духа (консервативная революция), но и возможностью уничтожения власти зла (реализация анти-утопии). Когда современные правые идеологии пытаются, анализируя опыт немецкой консервативной революции, выделить в ней позитивное ядро (возвращение к первоистокам), очистив его от антиутопических элементов, которые объявляются несущественными, они сталкиваются с серьёзными трудностями. Даже если предположить, что левый национал-социализм (течение, во главе которого стояли братья Штрассеры) обладал более значительным творческим потенциалом, что представляется верным выводом, он в любом случае был пронизан антиутопическим пафосом, теоретическим основанием которого являлась расовая теория. Антиутопизм влиял на все аспекты деятельности национал-социализма, а для тех же боевиков Эрнеста Рема (левое движение) вследствие своей конкретности он был более значим, чем абстрактные «возвращения к первоистокам».
- История нацистской Германии оставляет открытым вопрос о том, что, в итоге, было главным в немецкой национал-социалистической революции: утопические идеи и цели или антиутопические? Но то, с каким рвением идеологи германского нацизма открывали всё новые и новые антиутопические элементы, приводит к выводу, что за недолгий срок существования Третьего Рейха влияние антиутопизма в его идеологии возрастало.
- Если в революции, или в общесистемной трансформации антиутопические элементы изначально преобладают, то этот процесс обречён на неудачу, т.к. ориентирован не на конструирование нового образа реальности и его воплощение в жизнь, а на негативную (деконструктивную) деятельность. Но если деконструктивизм не связан с процессами созидания, всё, на что он способен, сведётся к разрушению того, что было до него. Но нового здания на месте старого, превращённого в руины, не возникнет.
- Революционный антиутопизм, объявляя войну злу, часто присутствующему исключительно в его собственном воображении, неизбежно становится инструментом увеличения зла – и не воображаемого, а реального. Если мир отдан злу (манихейская модель), то всё, что происходит в этом мире, работает на усиление зла.
- История германского, польского, прибалтийского, украинского нацизмов свидетельствует о важной особенности этой модели миропонимания и политического действия. Элементы антиутопии являются структурно необходимыми для любой нацистской идеологии. Именно они позволяют легитимировать радикальные репрессивные действия в отношении противников этой идеологии. Вне антиутопии нацизм как идеология невозможен.
- На протяжении истории, в разных системах содержание антиутопий варьировалось. В сферу их притяжения может попасть любая социальная группа. Очевидные требования к претенденту – наличие специфических особенностей и относительная немногочисленность. Если второе требование не соблюдается, то содержание антиутопии вынуждено включать в себя моменты дистанционного действия. Именно так сегодня обстоит дело с русофобией на Западе, но данная ситуация может быть понята как технологическая новация эпохи глобализации.
- Содержание антиутопических элементов непосредственно указывает на ту форму или аспект деятельности системы, внутри которых происходит торможение этой системы. Если в качестве антиутопического элемента выступают католики в протестантских странах, то, следовательно, идеалы протестантских движений вступили в очевидное противоречие с действительностью. Если таковыми оказываются ведьмы, следовательно, реальная роль Церкви в повседневной жизни не соответствует повседневным ожиданиям. Когда американский сенатор Дж. Маккарти искал агентов коммунизма в госаппарате, реальные причины этих поисков – в неэффективности работы госаппарата в отсутствии адекватной социальной политики со стороны государства, и т.д.
- В этом контексте позднесоветский антиутопизм может быть интерпретирован как реакция общества на несбалансированность механизмов подготовки кадров в сфере идеационного производства. Эти кадры производились в том объёме, который был избыточен для реализации объективных потребностей системы. В результате этого реальные механизмы интеграции новых кадров в систему вступали в противоречие с нормами идеологии и этики, что вызывало критику и стремление обосновать эту ситуацию концептуально. Свою роль в этом процессе сыграл и раскол советской элиты на почвенническое и западническое направление с сопутствующими ему ценностными различиями.
***
- Благоприятный момент для актуализации антиутопий – это та фаза кризиса, при которой кризис уже присутствует явным образом, но фаза деконструкции или перезагрузки системы ещё не началась. Используя метафорические образы времён года, можно сказать, что антиутопии – это черта второй половины осени. Когда наступает зима, они, сохраняя своё присутствие в общественном сознании, уже не вызывают былого эмоционального отклика. Зимой слишком много других, более жизненно важных проблем.
- Слабая роль антиутопий в фазе острого кризиса показывает, что в этих элементах, помимо прочего, силён игровой компонент. Антиутопии привлекают к себе, интригуют, перемещают в мир скрытого и загадочного. Помимо идейных содержаний, в них силён и чувственный компонент. Пребывание в мире антиутопии – одновременно – тревожно и притягательно. Этот мир манит к себе и отталкивает. В этом контексте антиутопическое оказывается прорывом в мир эротического. Отношение к Чужому как носителю антиутопического начала – интеллектуально, но, в то же время, чувственно. Сама речь о Чужом вызывает эмоциональное воодушевление. Соответственно, Чужой начинает воплощать в себе, помимо прочего, и черты эротического объекта, притягивая к себе те чувственные импульсы, которые табуированы в рамках официальной (легитимной) модели существования. Ничего удивительного в этой ситуации, по большому счёту, нет. В конце концов, и те же Утопии – это пространство осуществления всех устремлений и желаний.
- Но если Утопия – это эротизм свободного осуществления правильного (с точки зрения существующих норм) желания, то чувственность антиутопии – это следствие осознания наличия сопротивления, препятствий и принуждения. Если в рамках Утопии человек – это субъект желания, то в мире антиутопий он превращается в объект. Подлинным субъектом оказывается субъект антиутопии (Чужой), овладевающий миром. Это овладение миром символически проецируется и на адепта антиутопии, и проецируется, в первую очередь, им самим.
- В рамках оппозиций психоаналитического типа переход от утопического к антиутопическому знаменует изменение фундаментальных эротических диспозиций: эротизм овладения миром трансформируется в эротизм претерпевания насилия. Даже тогда, когда антиутопическое обретает форму активной борьбы с ним, эта активность основана на соответствующих представлениях о прошлом, в рамках которых насилие со стороны антиутопических элементов уже состоялось.
- В рамках классической гендерной модели переживание антиутопического – это трансформация мужского в женское. Но эта трансформация имеет, пусть и широкое, но всё же локальное значение, т.к. затрагивает только мужское сознание. Подлинной эротической универсалией антиутопического является именно насилие, претерпевание которого делает различие между женским и мужским несущественным.
- Когда, где-нибудь в Москве в начале 1980-х годов, очередной идеолог общества «Память» с чувством внутреннего восторга развивал среди своего окружения идею, что «всё в стране принадлежит жидомасонам, которые контролируют здесь все процессы, и от них всё зависит», эмоциональные (либидозные) инвестиции в это высказывание несомненны. И так же очевидно, кто в рамках этого либидозного отношения выступает в роли субъекта, а кто – в роли объекта. Символическое переживание собственного изнасилования – либидозное основание любой антиутопии.
- История смены антиутопий – это, помимо прочего, история чередования символических эротических субъектов, осуществляющих насилие над теми, кто воспринимает антиутопические фантазии в качестве истинных. Ведьмы и колдуны, еретики и враги народа, коммунисты и инопланетяне, евреи и масоны, КГБ и ЦРУ сменяют друг друга в эротической галерее истории. Сегодня в этой галерее оформилось нечто новое, хотя, как известно, новое – это не до конца забытое старое. Многовековая западная русофобия сегодня обрела столь глобальные масштабы, что её существование в качестве ведущей западной антиутопии современности несомненна. Эта антиутопия персонифицирована. В сознании её адептов Президент РФ В.В. Путин делает с миром практически всё, что хочет. Он отключает свет и газ, смещает правительства, устраняет неугодных, всё видит и всё контролирует, включая погоду и толщину озонового слоя. В этом контексте вопрос о том, кто является главным эротическим символом современного Запада, можно считать исключительно риторическим.
(Продолжение следует)
Последние публикации:
Система и возможность её религиозной интерпретации (2) –
(08/11/2023)
Система и возможность её религиозной интерпретации (1) –
(03/11/2023)
Система, Утопия и антисистема (25) –
(31/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (24) –
(25/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (23) –
(18/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (22) –
(16/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (21) –
(09/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (20) –
(02/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (19) –
(22/09/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы