Комментарий | 0

Анти-Толкиен: Фродо. Рассказ и комментарии.

 

 
Фродо Беггинс стоял на самом краю пропасти, на дне которой медленно двигался огненный поток. В правой руке, охватив большим и указательным пальцами, Фродо держал Кольцо Власти и внимательно в него всматривался. Сейчас он должен его бросить вниз и навсегда расстаться с тем пьянящим и пленяющим могуществом, которое это Кольцо дарует своему владельцу.
 Фродо замер, он не хотел расставаться с силою Кольца, с его абсолютной безупречной красотой. О, как прекрасна эта золотая с зеленью гладь Кольца, как оно совершенно! Но нет, ни это, не только это, что-то еще иное всплывало из глубин самости хоббита. Уже взбираясь на гору, страдая от боли, теряя сознание, лишаясь последних сил Фродо временами казалось все вокруг до боли знакомым: и этот каменистый пейзаж, и сверхусилия пути, и верный Сэм, без помощи которого Фродо никогда бы не выполнил своей миссии, и борьба с обезумевшим Голлумом… Все это как будто бы уже было. Присутствовало чувство того, что он вновь перечитывает уже не один раз прочитанную ранее книгу.
 Вот и несколько мгновений назад он знал о нападении Голлума и в нужный момент лишь отошел в сторону и безумец с криком отчаяния провалился в огненную бездну. Знал Фродо и о том, что на этот раз все случилось иначе, чем… всегда (?). Или не всегда, но, все равно, все пошло не так, как тому должно быть. И вот Фродо стоит на краю бездны, напряженно всматривается в зеленоватое золото Кольца Власти и пытается что-то понять или вспомнить. Разум оказался для этого бессильным, а воля не способной решить участь Кольца.
 Позади, из глубины пещеры, истошно кричал Сэм, призывая немедля, пока еще не поздно, бросить проклятое кольцо вниз, в Огонь. Но Фродо не слышал криков Сэма. Он застыл в ожидании ответа на мучительные вопросы, возникающие из самой последней глубины небытия его души.
 Глаз Саурона, почувствовавший опасность и ее источник, своим черным лучом уже приближался к хоббитам, но не мог оказать на них никакого воздействия и по тому призвал на помощь воинов-назгулов, которые, впрочем, также не могли уже ничего изменить, как та соломинка, которую хватает утопающий. Теперь полем боя стал внутренний мир Фродо, его душа, в пространстве которой сражались две непримиримые силы Неведомого Духа и Илюватора-Единого, сотворившего сей мир.
 Фродо поднес указательный палец левой руки к Кольцу, намериваясь его одеть. Но сила сопротивления воспрепятствовала этому действию. Он застыл. Борьба двух равных по могуществу намерений истощила остатки его сил. И когда от слабости Фродо уже готов был рухнуть наземь или в бездну, к нему, продолжая кричать, подбежал возбужденный Сэм.
 
– Фродо, бросай кольцо вниз… Скорее! Фродо, скорее!
 
Сэм нервно толкнул Фродо в правое плечо, пытаясь вывести того из оцепенения. Это Сэму удалось, но не так, как того бы ему хотелось. Толчком Сэм сдвинул правую руку Фродо влево, и Кольцо наделось на находившийся в опасной близи указательный палец левой руки. Так случай или то, что со стороны кажется случаем, помог победить силам Неведомого Духа.
 Тут же Фродо увидел сияющее Око Саурона, испускающее направленный прямо на него черный луч. Фродо только было хотел сдернуть так нелепо оказавшееся на пальце Кольцо, как услышал, или ощутил внутренний голос, располагающий к полному доверию, который утверждал, что только во взгляде Саурона он получит окончательный Ответ. Фродо неведомым образом понял, что источником этого голоса является он сам, но только какой-то иной, более настоящий, более существующий. Преодолевая ужас, Фродо устремил взор в самую сердцевину Ока Саурона. И в тот же миг ослепительно черный всполох холодной молнии пронзил все существо хоббита, ужас разрушил животную душу; Фродо познал смерть, но был воскрешен, вернее, пробужден в абсолютном существовании, за пределами мира иллюзии, жизни и смерти. Теперь он Был и его слово вышло из этого Бытия: «Я Есмь».
 Обернувшись назад, он увидел змеящегося Илюватора-Единого и его страшный мир-лабиринт, в котором томились бесчисленные мириады обманутых и плененных духов. Холодная Ярость вырвалась из Того, кого в том мире звали Фродо. Нет, Он не останется здесь, в своем Истинном Бытии, Он вернется и вступит в смертельную схватку с Единым и его прислужниками Аинурами и прочими сущностями.
 И Фродо вернулся. Его каменное лицо и холодный взгляд привели в трепет Сэма. Изумрудно-золотого цвета Кольцо торжественно восседало на указательном пальце своего Господина, от чьего взора ни что не могло теперь укрыться во всей гирлянде тварных миров.
 Фродо-Саурон громоподобным голосом обратился к Сэму:
 
– Со мною ли ты, мой верный друг, или против меня? Решай, служишь ли ты мне или земным царям, предателям Духа и рабам Единого?
 
Сэм, обездвиженный страхом, молчал.
 Появились верные назгулы. Их холодные благородные лица излучали свет бесконечно далекого неведомого мира. Они застыли в ожидании приказа Повелителя.
 Видя испуг и замешательство Сэма, Фродо приказал благородным назгулам:
 
– Возьмите Сэма и заключите пока в Башню. И пусть обращение с ним будет достойным. Исполняйте.
 
Двое благородных назгулов легко подхватили Сэма и, взяв его под руки, на крылатых конях унеслись прочь.
 Фродо-Саурон, обладающий теперь и Оком, и телом, переместился вместе с оставшимися благородными назгулами на поле грядущего боя, где в новой битве должна решиться судьба этого мира. Он видел ужас белого мага Гендольфа – этого древнего лжеца и предателя. Не ведал Гендальф такого исхода миссии хоббита, не знал, что среди миллионов повторений одного и того же может случиться один роковой сбой. Видел Фродо и многих славных воинов, которым сегодня суждено пасть. Многие из них достигнут освобождения из заключения концентрических кругов Вечного возвращения. Видел он и разрушенные города, и поверженные страны. Видел он и поверженного Илюватора.
 
Битва начиналась.
 
 
***
 
Несколько пояснений к рассказу «АнтиТолкиен: Фродо»
 
Рассказ «АнтиТолкиен: Фродо» по своему жанру относится к философской фантастике, в которой, по определению С.Л. Кошелева, присутствует «совмещение… философского и художественного освоения действительности», а «философское содержание выражается, как правило, через иносказание».
 
Персонажи и отчасти сюжет рассказа заимствуются из «Властелина колец» Толкиена, а также из его другого произведения «Сильмариллион», дополняющего философскую и хронологическую композицию трилогии. Все герои и события известны читателю, что дает возможность не останавливаться на их описании, раскрытии характеров и т.п. По сути, действия персонажей романа выполняют в рассказе лишь служебную функцию иллюстрации мировоззренческой концепции. Для этого выбран и истолкован по иному ключевой момент всей повествуемой истории, – уничтожение хоббитом Фродо Кольца власти, служившего залогом несокрушимости сил зла, без чего вся остальная борьба не имела бы смысла. Но в рассказе все перевернуто кверху ногами: и исход борьбы, и места полюсов добра и зла, и, соответственно, отношения к действующим лицам. Таков замысел: деструктивным по отношению к парадигме трилогии путем выразить чуждые ей (трилогии) мысли, придав отрицательным персонажам положительное значение.
 
Идея рассказа заключается в выражении гностического понимания мироздания, как места борьбы Неведомого Духа, символизирующего субъективное начало и Демиурга (в «Сильмариллионе» это Эру Илюватор), творца объективного мира, «концентрационной вселенной», в которой пленены частицы Неведомого Духа – того что мы называем «Я». Согласно воззрениям некоторых гностических учений человеческий Дух («Я») заперт в кругах Вечного возвращения и без помощи из ВНЕ, из своего Источника не в состоянии освободиться из заключения. Но иногда эта помощь из ВНЕ приходит и тогда появляется шанс развеять чары Демиурга (материальный мир здесь понимается как иллюзия, мираж, плохо скопированная фальшивка мира настоящего). В этом случае происходит разрыв синхронной связи Мира (Макрокосма) и человека (Микрокосма), следствием чего может стать появление острого чувства обмана, таящегося во всем сущем, могут возникнуть некие прозрения и прорывы духа в Иное (в Несущее, Небытие), но чаще подобные разрывы сопровождаются очень ясными переживаниями «дежавю», т.е. ощущением и пониманием многократности повторения данного момента существования. Но одного только разрыва синхронизации слишком мало. Необходима трансгрессия, выбрасывающая человека вон из этого мира. Это травматический и опасный опыт, пережить который дано далеко не каждому. Но если он успешно пройден, то человек пробуждается от сна иллюзии. И тогда пробудившийся Дух начинает испытывать к миру и его Творцу Холодную Ярость. Об этом, например, так писал метафизик прошлого века Нимрод де Розарио: «мир… является просто полем боя. Поле, занято смертельными врагами, с которыми надо беспощадно бороться, ибо они отрезают Путь Возвращения к Источнику, мешают уходу, и стремятся низвести человека к гнусному рабству, каковое является подчинением Вечного Духа материей… Т.о. мир – это место, где Лицом к Лицу сталкиваются бодрствующий человек и Демиург».
 
В рассказе как раз и описывается пробуждение Духа у хоббита Фродо и его выход за рамки сценария, уготованного ему Демиургом. Все это происходит при наличии у Фродо как частых «дежавю», задающих направление духовному поиску, так и успешной инициатической трансгрессии, когда самость Фродо была разбужена взглядом Ока Саурона (эманация Неведомого Духа), а сам хоббит претерпел радикальную сущностную трансформацию. Т.о. цепь иллюзии была разорвана, но впереди Фродо еще ожидает тяжелейшая схватка с древним Врагом, исход которой на самом деле не известен.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка