Комментарий | 0

Чечня. Записки о гражданской войне* (29)

 

 

Мы сидели кружком и рассуждали о действиях командира. Непонятный его уход в горы. Что заставило Старика? Какие слова сказал ему Ахмет?

- У меня подозрение, что это был кто-то из наших. Антиснайперская подготовка один в один, - высказал предположение Башир.

- Мне тоже показался он очень знакомым, - подтвердил его мнение Пийлу.

- Да, ладно, кто из наших на такое способен. Я не знаю ни одного такого, - высказался Захид. - а ты, что думаешь, Асхаб?

Я пожал плечами. Что судить и рядить!

- Вернется Мансур, и мы все узнаем. А гадать на кофейной гуще? - увильнул я от своих мыслей по этому поводу. Не хотелось мне делать сейчас никаких предположений.

- Хотелось бы, чтобы вернулся, - усомнился Идрис.

Старик вернулся под утро мрачнее грозовой тучи. Я как раз выполнял роль часового.

- Наш? - спросил я.

Старик кивнул головой.

- Хлыст? - определился я.

Старик кивнул головой.

- Ушел?

Старик покачал головой.

- Я взял его на отдыхе.

- Разговор был?

- Нет! Кто в курсе?

- Блик и Слон догадались.

- Ясно!

- Покурим?

Старик вновь кивнул.

Мы молча выкурили по паре сигарет. Он в молчании затушил вторую и так же молча пошел спать. Я постоял еще немного и поднял Захида. Не надеясь на местных, мы продолжали сами себя охранять.

«Почему? Что я помню о нем? Капитан из войск дяди Васи. Крепкий профессионал. Негатив на ум не приходит. Что его толкнуло в наемники? Стрелять и убивать своих?! Обида – на кого? Настолько озлобиться, чтобы пойти убивать тех, кто… Ломай голову, не ломай, а правду теперь не узнать. Я бы попытался поговорить. И… дать ему шанс укокошить меня и вновь сбежать. Поэтому Старик и пошел один. Пулю в лоб и никаких разговоров! Какая разница, что толкнуло Хлыста на предательство. А может Старик ошибся? Может он тоже был под прикрытием. А Ахмет, его смерть? А вдруг? Почему у командира не было сомнений? Или просто не подумал? Вдруг ошибся и убил хорошего парня? Как теперь быть с этой неизвестностью? Куда её деть? - я встал с койки и снова пошел курить. - Сна от мыслей ни в одном глазу. А Старик спит с чувством выполненного долга. Старче! А вдруг ты ошибся, Старче? И на старуху бывает проруха».

В обед командир собрал всех нас. Молча смотрел в наши глаза, как будто пытался проникнуть в душу каждого, осунувшись лицом, скулы еще сильнее определились. Смотрел и, наверное, искал правильные слова, чтобы рассказать. Чтобы рассказать так, чтобы ни у кого не осталось и доли сомнения в происшедшем. И не находил. Как рассказать о человеке, с которым плечом к плечу ни один раз ходили в бой, который прикрывал наши спины, и вдруг - спекся.

- Я видел его глаза. Глаза загнанного зверя, - нарушил молчание Старик.

Он достал сверток и бросил на стол. Из него вывалились пять долларовых пачек.

«Аккуратно сложены, бумажка к бумажке, номинал к номиналу. Так складывают деньги бухгалтера и те, кто возвел их в божество. Ни одной мятой купюры. Все перетянуто резинками. Это не деньги – цена! Прав оказался Старик. Как всегда, прав, - я оцепенел от увиденного. - На что хотел потратить эти деньги Хлыст? На свое благополучие в одной из взятой на выбор стране?».

Гром встал, собрал деньги подрагивающими руками и бросил в печь, готовившую нам еду. Никто не посмел противиться этому. Да и не было желающих. И неважно, какой суммой определилась офицерская честь Хлыста. Ибо нет ей долларового эквивалента, если она присутствует в человеке. А если её нет, то и неважно, во сколько серебряников она станет.

Остаток дня прошел практически в молчании. Каждый думал о своём. Каждый примерял на себя кафтан предателя. Искал причины и не находил их. Настроение было подавленное. К еде никто не притронулся.

- Подожди, Саша! Я ведь считал его своим другом. Помнишь! Ту передрягу! Ведь он тогда спас меня от смерти. Успел первым выстрелить. Если бы… - Гром стукнул кулаком в мою грудь. - Я не верю Саша! Так не бывает!

- Бывает! Сколько раз нас продавали за бабки? Посчитать? Он устал быть предаваемым и решил предать сам. Ты видел деньги? Не сами бабки, а как с любовью они были сложены. Он лелеял их. Его купили, Вася! Почему? Если там наверху можно, то почему нельзя и мне продаться? Что у тебя есть, кроме твоей чести? Машина? Дом? Семья? Благополучие? Ничего у тебя нет. И не будет в обозримом будущем. Если конечно… Не поменять приоритеты, - я жестко смотрел в глаза своему напарнику. - Мы в России под чужими собачьими кличками. Задумайся. Мы скрываем свои погоны не потому, что… Не потому, что так требует оперативная обстановка, а потому что не можем защищать Россию открыто из-за сук наверху, которым нет дела, кроме как набивать карманы и разрушать страну. И надо выбрать, где ты хочешь оказаться.

- А ты сделал свой выбор? - услышал я подошедшего сзади Слона.

- У меня нет выбора. Я свой выбор уже сделал на присяге, - ответив Слону, я достал сигарету и нервно закурил.

- Собаке – собачья смерть. Теперь там могут посчитать, что можно купить спецназовца, - почти словами Жеглова высказался он.

- Хер им в задницу! - прорычал Дюна, тоже слышавший весь разговор.

- Никто кроме нас! - не совсем к месту отметился Барс.

Подтянулись Блик с Миной. Не хватало только Старика.

- Что не спим? - вот и все в сборе подумал я на вопрос нашего командира. - Значит так! Я решил из черной кассы отправить деньги родителем Хлыста. Они не виноваты, что их сын оказался ублюдком. И письмо о его смерти, что погиб при выполнении служебных обязанностей. С «Куратором» вопрос решу. Несогласные есть? Думаю, так будет правильно. Не надо родным клейма на старости лет. Еще раз! Есть кто против?

«Не было никого против. Зачем сединам прибавлять позор. Это будет нечестно, конечно, по отношению к Ахмету и другим сложившим голову на этой войне. Но пусть этот грех останется на нас. Правильно это или нет? Не знаю. Но эта война сама по себе неправильна. И лучше отец Хлыста доживет свой век в уверенности, что воспитал достойного сына, чем последние дни в ощущении никчемности прожитой жизни». В этих мыслях я и встретил новый день, который завертел нас в водовороте совсем других событий и надолго отвлек мысли от случившегося.

(Продолжение следует)

_____________

*_ Записки являются художественным вымыслом. Их герои и события выдуманы.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка