Хроника маленькой жизни (2)
Пока отец и сын проходят стадион, словно вдвинутый в глубину между домами, оставляют позади старинное здание: красивое и таинственное.
Трамвайная развилка, и – церковь, красным взмывом поднимающаяся в высоту летнего воздуха.
Но церковь на тот момент почти под запретом.
Подземный переход, станция метро, оставшаяся позади, и – дом: жёлтого цвета, серьёзной массивности, кажущийся насупленным, но такой надёжный…
Узкий перешеек между ним и другими – гораздо более низкими, небольшой разлив двора с простенькой площадкой: сплошной круг карусели, невысокая горка…
Мама ждёт.
Обеденное время…
Коридор многоколенчат, живут в квартире три семьи, вернее – две, и тихая, одинокая алкоголичка Машка, работающая на бумажной фабрике, дарит порой мальчишкам то карандаши, то ещё какую-то мелочь…
Телефон на тумбочке проклеен лентой.
Кухня огромна, колонка висит, белея, и чёрная пасть её со вспыхивающей синеватой короной огня, пугала мальчишку, когда был совсем маленьким.
-Как погуляли? – мама как раз несёт из кухни супницу, папа открывает ей дверь.
-Хорошо, по-моему? Правда, сынок?
-Правда, па…
-Мойте руки…
Они моют их: в ванной, вбок продолжающей кухню, они моют их – вполне счастливые в выходной, предчувствуя вкусный мамин обед…
В первой комнате сидят за массивным столом, покрытым скатертью, всё чинно, и двор, живущий за окнами, словно плещется плазмой солнца и детской игры.
Огромный буфет смотрит в реальность насупленно.
Он огромен, его венчает своеобразный фронтон, и не перечесть всех завитушек и украшений, плетущихся по поверхности буфета.
Он принадлежал некогда Матовой – Александре Константиновне, солистке Большого театра, Заслуженной артистке…
Как пианино – чёрное и старинное, расположенное у соседней стены.
…Матова в 55 году, когда мама приехала учиться из Калуги, прописала её у себя: певица к тому времени потеряла голос, но молодёжь ходила к ней, кое-что показать она могла, и среди этой молодёжи был отец мальчишки, увлечённо поедающего борщ.
Какая она была Матова?
Напрочь лишённая тщеславья, не позаботившаяся о посмертной славе…
Мальчишка не знает об этом…
Мама рассказывала уже взрослому своему сыну…
-Был вечер, собрались гости, Александра Константиновна лежала в соседней комнате: тяжело было ходить. Обычный милый вечер.
Гости разошлись, я перемыла посуду, вернулась в комнаты, и… знаешь – будто нечто тяжёлое, свинцовое, давящее пронеслось, ворвавшись из другой комнаты, где лежала тётя Саша…Я не сразу решилась зайти. Она лежала мёртвая.
Мальчишку назвали в честь певицы…
Рассыпаются выходные, разлетаются, отсверкав…
В первую школу Сашу возили на троллейбусе: мал один ездить, а располагалась она в своеобразной низине, меж теснящимися домами, в колоритнейших московских дворах; его возила мама, вела, когда был первоклассником, за руку…
…будто и сейчас ведёт.
Его возили и встречали: мама, работавшая в ТПП СССР, могла отпрашиваться, или выходить на полдня (отец – физик, возвращался из НИИ в вечернее время)…
Лёшка Сазанов – друг ещё по детсаду – подбегал:
-Пойдём гонять после уроков?
-А то!
Велосипеды, войнушка, пистолеты…
Память, убывающая с годами, расцвечивается суммами полувыдуманных подробностей.
Строга ли Надежда Васильевна?
…стирается лицо первой учительницы, стираются миры уроков, нечто эхом звучит, не позволяя потерять себя окончательно в дебрях столь долго тянущейся, одномоментно пролетающей жизни.
Олег Скороходов – двоюродный брат Алёши подходит:
-Ну, вы чего тут?
-Думаем, во что играть будем…
Дребезжат звонки.
Уроки размываются: как не самое интересное…
Детей встречают: всем куда-то ехать надо…
Детей встречают…
Саша сидит у пианино, стараясь одолеть мудрёную науку: рука должна как будто держать яблоко, и, отчётливо представляя его, спелое, не знает, как играть, воображая оное в горсти ладони.
Всё же пробует.
Учительница ходит на дом, но успехи Саши – скромнее скромного: словно и клавиши: о! чудесные клавиши, покрытые слоновой костью, с благородной желтизной (тайное золото) – сопротивляются его игре.
Однако, ноты завораживают: словно надписи на чужом, недоступном, чуть приоткрывающемся языке (папа шутит: Запомни, сынок, твоя сверх-задача – расшифровать язык этрусков)…
Он глядит в эти ноты, видя связки сушёных грибов, великолепные формулы математики, надписи на древесной коре, сложностью превосходящие язык далёких этрусков, потом пробует играть, и - раздаётся звонок в дверь.
Бежит открывать, и Алёша Сазанов, стоящий в дверях, вопросительно глядит на него:
-Ты что забыл?
-Я музыку делаю…
-Му-зы-ку… - Тянет Алёша, занимающийся спортивной гимнастикой. – А сбацать можешь чего-нибудь?
Вот он – стоит у двери, и Саша, устроившийся на чёрном, тяжёлом, вертящемся стуле играет – как получается.
Алёша слушает кисло.
-Не пойдёшь, значит?
-Может, вечером?
-Ладно, созвонимся давай…
И – не стало Алёши, но и остаться один на один с музыкой не получается…
Совсем уж собрался на двор, и – вдруг мелькнула коричневая обложка: Легенды и мифы Древней Греции.
Кун появился недавно.
…дерзкие и требовательные, уверенные, что аура героев оправдает что угодно, спускаются в Аид Тесей и Пейрифой: дерзкие и мощные, уверенные в силе своей садятся на каменные углубления, чтобы остаться там надолго, надолго…
Розоватое свечение мрамора: храмы, сквозящие тотальной белизной.
Мальчик один раз был с тётей в русской церкви: насколько же поразил контраст: хотя греческих храмов и не видел, но представлял так живо…
Геркулес, спускающийся в недра Аида, влекущий на свет Цербера, бедный зверь, ослеплённый денным светом, роняющий зелёные горошины слюны…
Жуток взгляд медузы-горгоны, шевелятся сонные змеи, но отражения медузы в щите спасает солнечного, на сандалиях бога летящего героя.
Сколько всего!
Хотелось вобрать сразу, сразу переосмыслить, будто и мир изменится, расцветёт новыми красками, сияя, великолепный…
Мама пришла – узнавал по тому, как открывается дверь.
-Что ты не гуляешь, Сашк? Ребята ждут, наверно…
-Я зачитался, ма…
Книжка съедает время.
Мальчик не знает о нём ничего: сжимающимся и упругом, длинном и пролетающим мгновенно.
Он бежит на улицу…
Пыльный асфальт мая сереет обыденно, но золото листвы уже насыщено летом: скоро на дачу, под Калугу, к родне.
Саша выбегает во двор, но площадка пуста, и… где теперь искать своих, а?
Железная гулкая лесенка дребезжит под ногами – вела в соседний двор, где стоял дом Алёши…
Вот же – Сазанов на самокате пролетает…
-А ты чего без? – притормаживает.
-Забыл…
-Совсем ты со своей музыкой!
…у меня нет пока своей, Лёш…
Возвращаться?
Ну его!
-Я и так тебя обгоню.
-Давай!
Сазанов мчится по двору, мелькают полосы света и тени, зелень словно слегка покачивается, плотно облепив ветви, и Саша, разгоняясь так, что в боку болит, мчится за ним, летящим…
…они упираются в голенастые ноги огромной птицы, мудро смотрящей на них с высоты…
Клюв её огромен, и, кажется, любой удар разнесёт бедную сашину голову.
Но птица вовсе не угрожает: просто смотрит с высоты: и в глазах её мерцают ум, даже мудрость… лукавство.
Горазд был на выдумки, а догнал ли Алёшу?
Или улетел тот на своём стремительном самокате времён – улетел в никуда?
Фонтан в центре одного из дворов белел массивно, и два медвежонка, жавшиеся к медведице в центре, казались ручными и милыми.
(Продолжение следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы