История жителя Вятского края в первой половине ХХ века
Посвящаю этот труд моей семье
Мой дед – Афанасий Васильевич Колотов
Чёрный хлебушко – калачу дедушка.
Интерес к истории и занятия ей полезны для повышения образованности человека, его нравственного и культурного развития. Вот как пишет об этом византийский историк VI века Агафий Миринейский: «Отнюдь нелегко обозреть и перечислить все блага, которыми история наполняет человеческую жизнь. Я думаю, что история не может быть расцениваема ниже философии. А может быть, она приносит и большую пользу. Ибо она, как некий непоколебимый и неподкупный учитель, распоряжается и указывает, чему следовать и чего надлежит избегать. Пользуясь величайшим очарованием и как бы приправляя наставления разнообразием примеров и представляя наглядно, в чём люди, пользуясь благоразумием и справедливостью, прекрасно вели дело, а в чём погрешали против должного вследствие или неправильного суждения, или по произволу судьбы, она незаметно и тихо приобщает душу к добродетели, ибо приятное и предоставленное для свободного выбора легче в неё внедряется и ею усваивается».
Данный труд посвящён жизнеописанию Афанасия Васильевича Колотова, моего дедушки, а также моей семейной истории по папиной линии, и охватывает события преимущественно первой половины XX века.
Основой его является уникальный документ – автобиография Афанасия Васильевича, занимающая 110 страниц рукописного текста. Кроме того, источниками послужили фотоснимки, составившие иллюстративную часть настоящей работы, воспоминания моей мамы, различные предметы, документы и надписи, связанные с нашей семейной историей.
Афанасий Васильевич Колотов (03.09.1908–20.06.1986) родился в Вятской губернии. Будучи ребёнком, он стал свидетелем перехода от Российской империи к Советскому Союзу. В 40-х годах XX века участвовал в трёх войнах – Советско-финской, Великой Отечественной и Советско-японской. Посвятив свою жизнь профессии строителя, мой дед прошёл путь от каменщика до начальника строительно-монтажного управления и внёс вклад в постройку многих зданий в городе Кирове (Вятке). В частности, он руководил строительством дома № 68 на улице Карла Либкнехта (Спенчинской) (1956 год), в котором потом проживал со своей семьёй и в котором теперь живут его потомки, в том числе и я. Также Афанасий Васильевич дважды (в 1953 и 1963 годах) избирался депутатом Кировского городского Совета депутатов трудящихся.
О дедушкиных родителях сохранилось мало сведений. К сожалению, достоверно неизвестны ни отчество, ни даты жизни Василия, папы Афанасия и моего прадеда. Мама Афанасия скончалась в Нижнем Тагиле в августе 1931 года, незадолго до того, как ему исполнилось 23 года.
У дедушки были два брата, которых звали Иван и Илья, и сестра. Я знаю, что детьми Ильи Васильевича являлись сын Виктор (Виктор Ильич Колотов) и дочь Анна, скончавшаяся в 1993 году. Анна Ильинична Таланкина (Колотова), племянница Афанасия Васильевича, вышла замуж за Михаила Таланкина и проживала в Нововятске. В мои детские годы семья Таланкиных приходила к нам в гости, а мы гостили у них.
О дедушке Афоне у меня сохранилось несколько детских воспоминаний. Помню, как он показывал мне руку, раненную во время войны.
Александра Константиновна Колотова в молодости.
Надпись на обратной стороне фотоснимка: «Няня грудной группы Колотова Александра Константиновна проводит кормление детей Вовочки Лукина и Саши Широкова».
Афанасий Васильевич был женат на Александре Константиновне Колотовой (Марковой) (06.05.1906–24.07.1984) (рис. 24, 26–28, 47, 48), моей бабушке. Они поженились 8 июня 1927 года, а через 50 лет (8 июня 1977 года) отметили золотую свадьбу, когда Афанасию Васильевичу исполнилось 68 лет и Александре Константиновне – 71 год. В декабре 1941 года у них родился сын – Анатолий Афанасьевич Колотов (24.12.1941–25.03.2000) (рис. 33–35), мой папа. Как записано в бабушкиной трудовой книжке, она получила начальное образование и по профессии была няней.
В свидетельстве о рождении Александры Константиновны указано, что родилась она «в 1906 году 20 числа апреля месяца» в деревне Дербени Вожгальского района, Вятского округа, Нижегородского края (области). Даты её рождения, обозначенные в свидетельстве о рождении (20 апреля) и на надгробном памятнике (6 мая), отличаются. Вероятно, это связано с различием в календарях, принятых в царское и советское время. Деревня Дербени (место рождения бабушки) по дальнейшим свидетельствам находилась в Кумёнском районе.
Родители Александры Константиновны – Константин Тимофеевич (рис. 25) и Дарья Ивановна Марковы, мои прадедушка и прабабушка. Мама Александры скончалась в феврале 1932 года в Нижнем Тагиле, там же, где за полгода до неё скончалась мама Афанасия Васильевича.
У Константина Тимофеевича и Дарьи Ивановны было 8 детей – четверо сыновей и дочерей. Сыновей звали Георгий, Егор, Иван и Максим. Дочери (в порядке убывания старшинства): Евдокия (Авдотья), Александра, Мария и Анна. Дочь Ивана Константиновича Маркова и племянница Александры Константиновны – Серафима Ивановна Машковцева (Маркова) (скончалась в 2014 году). Я видел её, долгое время мы поддерживали с ней телефонную связь.
Анна Константиновна Русских (Маркова) (10.08.1915–30.09.2001) младшая сестра бабушки, жила в селе Макарье (недалеко от Вятки). Она вышла замуж за Ивана Ивановича Русских (23.09.1907–06.04.1983) (рис. 29, 31). Их дети: дочь Галина и сыновья Александр (09.06.1948–24.06.1995) и Валентин (12.11.1940–10.11.2009) (рис. 30). Я встретился с Валентином Ивановичем Русских в больнице весной 2004 года во время моего обучения в клинической интернатуре. Он лечился в кардиологическом отделении, мы поговорили. Мои дедушка и бабушка много общались с Анной Константиновной и её семьёй. Во времена моего детства общение между семьями продолжалось, вспоминаю, что мы навещали родственников в Макарье.
Анна Константиновна запомнилась мне как очень добрая и славная женщина. Последний раз я видел её осенью 1997 года во время моего обучения на первом курсе медицинского института. Мы с мамой приходили к ней в гости. Она была одна, обрадовалась нашему приходу, накормила нас куриным супом.
Мой дедушка, Афанасий Васильевич, скончался дома 20 июня 1986 года в возрасте 77 лет. Причиной его смерти, указанной в свидетельстве о смерти, явилась «хроническая сердечная недостаточность». Бабушка, Александра Константиновна, скончалась в больнице от разлитого фибринозного перитонита 24 июля 1984 года в возрасте 78 лет.
Афанасия Васильевича и Александру Константиновну похоронили на Макарьевском кладбище. Их могилы находятся рядом, за одной оградой. Поблизости, через тропинку, похоронена Анна Константиновна со своим мужем. Вблизи расположена могила их младшего сына, Александра. Могила старшего сына, Валентина, также находится недалеко.
Прошли годы. Я, внук Афанасия Васильевича Колотова, вырос. Интерес к дедушкиной автобиографии появился у меня уже давно, а с октября 2014 года началась работа по переводу рукописного текста в печатный вариант, его комментированию, подготовке иллюстративного раздела.
Большое значение для объективности при исторических занятиях принадлежит изучению биографий отдельных людей, представителей того или иного времени. Жизнеописание Афанасия Васильевича примечательно тем, что показывает, как видел и переживал важные события истории их непосредственный участник. Кроме того, труд моего дедушки написан живым языком, содержит многочисленные интересные описания и подробности.
Можно предложить следующую периодизацию текста автобиографии:
Следует отметить, что рукопись начинается и заканчивается похожими занятиями – огородными работами, собиранием ягод и грибов, рыбалкой, которую дедушка очень любил.
За участие в военных действиях и за трудовую деятельность в мирное время Афанасий Васильевич был удостоен следующих наград:
Медали и значки:
Всего 20 наград.
Боевым товарищем Афанасия Васильевича был Даниил Фёдорович Онохин (рис. 42), военный корреспондент и фотограф, автор книги «От Вятки до Эльбы: записки военного корреспондента», изданной в 1975 году.
В нашей домашней библиотеке имеются 3 экземпляра этой книги, каждая из них подписана. Надпись в первой книге: «Дорогому А. В. Колотову – смелому человеку, отважному воину на память. Ваш Д. Онохин». Во второй книге напечатано: «Ветерану Великой Отечественной войны – участнику встречи с молодёжью треста «Кировжилстрой». 25 апреля 1975 г.». Надпись в третьей книге: «На память дорогому сыну Анатолию Афанасьевичу от папы. 28/III-75 г.», строкой ниже дописано: «от участника 311 С.Д. 595 О.С.Б.».
«История жителя Вятского края в первой половине XX века» по своему замыслу аналогична «Истории вятской семьи в первой половине XX века» – моей первой работе по семейной истории, изданной в 2014 году и посвящённой моим родственникам по маминой линии. Настоящий труд также предназначен вниманию читателей, связанных с нашей семьёй, и всех тех, кто интересуется отечественной историей и культурой.
К. А. Колотов
Автобиография
Я, Колотов Афанасий Васильевич. Родился 3 сентября 1908 года в деревне Белая Нижне-Ивкинского сельсовета Кумёнского района Кировской области.
В детстве я очень любил заниматься рыбалкой, у нас была река, называется она Ердым. С папой ходил рыбу собирать во время ледохода, он сакал намётом и вывиливал1 на землю, а я ходил с кошелём и собирал. А когда вода становилась малая, мы перегораживали всю реку и ставили морды2 тогда, когда рыба метала икру, и ходили смотреть 3 раза в день, и приносили до 5–10 кг в раз. А летом очень любил удить рыбу на удочку, а когда поспевали ягоды (земляника, черника), этим я очень увлекался и ходил в воскресные дни, а также очень любил ходить за белыми грибами в лес и всегда приносил грибов, ягод, рыбы, так как я знал, где растут ягоды, грибы. А в простые дни помогал родителям на полевых работах боронить3, картошку садить, навоз загребать в борозды во время пашки, навоз возить на лошадях, за лошадьми ходить в поле, в луга, сено загребать, сено топтать на возах, лён теребить; всё, что заставят, делал.
В школу меня отдали учиться 8 лет в село Нижне-Ивкино, это было в 1916 году. Первый год моей учёбы тогда изучали закон Божий, ходил к нам поп и преподавал, изучали молитвы, а по воскресеньям водили нас в церковь строем, а сзади стояли учительницы и наблюдали, кто как себя ведёт. А на второй год учёбы (в 1917 году) царя сбросили, приехали из района и в ночное время иконы сняли, закон Божий изучать прекратили. Тогда в основном все родители ребят в школу возить не стали, а школа была от нас в 6-ти километрах. Нас домой возили через 2 недели, чтобы вымыть в бане, а остальное время жили в общежитии в школе в 1-м этаже, а на втором учились, тогда нас в школе было очень мало (10–15 человек). Таким образом, 2-й год учёбы был сорван, а в 1918 году уже учились более или менее нормально, а когда я учился уже в 3-м классе (это было в 1919 году), у нас в феврале месяце сгорел дом посреди глухой ночи. Сгорело всё чисто, даже 2 коровы-тёлки, телёнки, овцы сгорели, а я спросонья выскочил на улицу без шапки. Когда я хватился за голову, то она оказалась вся во льду, тогда у меня эта зима учёбы пропала, мне пришлось с мамой остальную зиму идти сбирать4 по причине пожара, а также и летом мы с ней ходили сбирали вокруг села Рябинова. Я только смог окончить 3-й класс в 1920 году. А в 1921 году я хотел учиться в 4-м классе; 2 недели проучился и мне продовольствия, а главным образом хлеба, не привезли, родители и братья сказали, что все учились по 3 класса и тебя больше учить не будем.
И в 1921 году мы жили плохо – хлеба не было. Зимой папа с братом Иваном уехали в Котлас валенки катать, чтобы заработать хлеба, а у нас его не было, тогда мне снова пришлось идти сбирать. Тогда мы ходили со своим соседом Ильёй Никифоровичем Крестьяниновым, сбирали мы в районе села Коршики и Средней Ивкины, в один день мы обходили по 6–7 деревень и еле-еле сами себя кормили, это длилось 20 дней, и когда мы вернулись домой ночью, мороз был 30 градусов, в лаптях, все обмёрзли. Я пришёл домой, залез на печь и заплакал, и сказал маме, что я сбирать больше не пойду. А в 1921 году меня отдали к дяде в деревню Арифаловы Быковского сельсовета Кумёнского района. Я ему помогал сеять озимые (рожь), он пахал, а я боронил; детей у него не было. А в 1922 году отдали меня в работники в деревню Бесштаники Нижне-Ивкинского сельсовета Кумёнского района Кировской области. Работал я у них 3 месяца: июнь, июль, август, за 15 руб. все три месяца ишачил; летом вставали в 3 часа утра и ложились в 11 часов, земли было у них на 6 человек, а обрабатывали мы – 3 человека. Хозяин был от нас из деревни, он ушёл, женился на вдове, его звали Николай Филиппович Колотов, жена была Таня, у них была дочь, и были старик и старуха. Старик был хороший плотник и ходил в г. Вятку, тогда зарабатывал 30 руб. в месяц, а я за 15 руб. всё лето, так как я был батрак.
В 1923 году, мне тогда было 14 лет, пятнадцатый, это дело было весной, в апреле месяце, я ушёл от родителей и братьев в г. Вятку. Тогда были биржи труда, на работу поступить можно было только через биржу труда, но меня устроила мама по знакомству, к хозяину, к кустарю, он уроженец был с Нижне-Ивкино из села. Проживал он в г. Вятке на улице Красноармейская, дом № 31, фамилия его Скорняков Пётр Михайлович, жена его Анастасия Владимировна. Он был хороший кустарь, вырабатывал он более 100 предметов для разных гармошек и баянов, делал ручки школьные и отправлял в разные города; штамп у него стоял на жучке, где вставляется перо: «П. М. Скорняков г. Вятка». Вот он меня, батрака, и принял на работу к себе в качестве дворника, платил он мне 15 руб. в месяц; питание у меня было своё из расчёта 15 руб., но мне тогда иногда привозили кое-что из дома, а остальное покупал в магазине у частников и на рынке питания. В мою обязанность входило тогда: вставал я в 6 часов утра, подметал тротуары, улицу проезжую (часть, половину дороги), кормил собак, варил им суп, ходил за хлебом, за булками в магазин, носил молоко для хозяев. Кипятил самовар, топил баню, мыл пол в бане (когда все вымоются, я мылся последний), покупал куриц, резал их, теребил, помогал хозяину кое-что и, таким образом, работы хватало до 10 часов вечера.
Из деревни я ушёл в синих штанах, в самотканом пиджаке, в лаптях и с краюхой хлеба. Прожил я у хозяина месяц или полтора, тогда он повёл меня с собою, купил мне сапоги, брюки и, кажется, какой-то пиджак; за это он с меня деньги не удержал. Мы с ним заключали договоры и заверяли в профсоюзной организации, и ходил я на биржу труда, делал какую-то отметку на наших договорах. Дворником я проработал 9 месяцев, до января месяца 1924 года. А с января месяца 1924 года хозяин Пётр Михайлович Скорняков перевёл меня в мастерскую учеником-штамповщиком. Я работал на ручных прессах, вырабатывали всевозможный прибор для гармошек, платил он мне сначала 30 руб. в месяц, а потом я стал у него зарабатывать до 50 рублей. Завтракал, обедал, ужинал в мастерской, была плита, на ней и варил иногда мясо, спал на 2-м этаже в коридоре на широкой деревянной лавке. В 1925 году в мой день рождения хозяин мне подарил гармошку 2-хрядку, я был очень доволен его подарком. В деревню приезжал на родину к Рождеству и к Троице погулять с девчатами в разных деревнях на расстоянии до 10–12 километров. В религиозные праздники меня часто кормили домашним печеньем. Так я у него проработал 4 года и 2 месяца. До июня месяца 1927 года.
Комментарии
В «Автобиографии» курсивом выделены слова, которые в основном подчёркивают оригинальность текста и орфографии Афанасия Васильевича, а также некоторые сложные для понимания слова при прочтении рукописи.
1 Сакал намётом и вывиливал на землю. «Сакать – что, сиб. прибирать к рукам, присваивать, таскать» (В. И. Даль). «Намёт, намёта, м. – рыболовная снасть, состоящая из мешкообразной сетки, прикреплённой к длинной жерди» (Д. Н. Ушаков). Такой намёт, принадлежавший А. В. Колотову, видел автор данного труда. «Сакать намётом» – соответственно, «таскать, вытаскивать намётом».
Оригинальное слово «вывиливать», по-видимому, связано со словом «вилять». «Вилять, виляю, виляешь, несов. (к вильнуть) – чем. Двигать то в ту, то в другую сторону, колебать из стороны в сторону» (Д. Н. Ушаков).
2 Морда. «Морда, морды, ж. (фин. merta) (обл.). Верша, плетёнка из ивовых прутьев для ловли рыбы» и «Верша и вёрша, верши, ж. (спец. обл.). Приспособление для ловли рыбы, сплетённое из прутьев или проволоки в виде бутылки или воронки» (Д. Н. Ушаков).
3 Боронить. «Боронить, бороню, боронишь, несов. к взборонить, что. Разрыхлять бороною (пашню). Боронить поле» и «Борона, бороны, ж. (с.-х.). Земледельческое орудие, состоящее из рамы с вертикально направленными зубьями, служащее для мелкого рыхления земли» (Д. Н. Ушаков).
4 Сбирать – или собирать. «Сбирать, ходить по миру, нищенствовать, просить Христа ради, питаться подаянием, милостыней» (В. И. Даль).
(Продолжение следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы