Волевая живучесть любви
/Фредерик Бегбедер, “Любовь живет три года”, М.: Иностранка, 2003/
Всякий, кто случайно или намеренно сталкивается с продукцией
литкритики, в принципе, должен отдавать себе отчет в том, что имеет
="03_101.jpg" hspace=7> Фредерик Бегбедер |
Лучше отдавать себе в этом отчет еще до ознакомления с чьим-то
мнением о чем-либо.
Признаюсь, чтение этой книги вызывало у меня затруднения - некоторую
боязнь, протест, колебания и смущения. Не факт, что такое
же действие сие произведение окажет хоть на кого-нибудь еще.
Хотя, статистически это очень вероятно. Речь-то идет о
гибели и похоронах любви, о рождении и сохранении любви же. А
лично мое признание в собственной субъективности и
неадекватности по отношению к роману Бегбедера вполне обосновано. Роман
“Любовь живет три года” попал ко мне в руки в тот самый
момент, когда... ну, вы понимаете... как раз, чтобы
отождествиться с героем и прицельно точно идентифицировать все
параллели. Мы даже с ним ровесники оказались во время чтения (хотя
автор лет на семь старше). Синхронизация появившейся книги
меня-то и напрягла. Кризис отношений, тяжеленные сомнения,
поиск спасения, вся эта лихорадка ускользающего Эльдорадо... Так
что, возможно, я сильно преувеличиваю. Имейте в виду.
Фредерик Бегбедер уже известен и “засвечен” - сильно на родине, чуть
="03_102.jpg" hspace=7> 99 франков |
молодого человека”, “Каникулы в коме” и французского
“Generation П” - “99 франков”. В “Иностранке” некогда публиковались
переводы его а ля Ирвин Уэлш, но провальных “Рассказиков
под Экстази”. Согласно читательскому же опросу, Бегбедер -
наихудший автор “Иностранки” 2001 года. И вот этого носатого
голубоглазого шатена, лучшего автора Франции и наследного
принца рекламы и СМИ, вновь издают по-русски в серии “За
иллюминатором” “Иностранки”.
Предыдущие творения Бегбедера меня совершенно не трогали. И к чтению
в этот раз я приступил с предубеждением против автора и
легкой метафизической опаской, имеющей вышеупомянутые личные
причины. Герой “Любви...” - журналист Марк Марронье, автор
светской хроники и активный участник ночной клубной жизни
Парижа, его можно помнить по бурно-глупому роману “Каникулы в
коме”. Он мотается на своем мотороллере по раутам, пьет горькую
в связи с распадом, казалось бы, идеального брака, ищет
смерти от неосуществимости новой любви и невозможности вернуть
прежнюю. Ему 30 лет, он в отчаянии. Личный его опыт, а также
исследования психологов-социологов-биохимиков говорят
строго одно: всякая любовь живет три года, потом ей наступает
кирдык. Теперь, когда известно, что за страстью идет нежность,
за нежностью - скука, а потом третий год истекает, и
человек, как робот ничего не в силах поделать с этой программой -
теперь все просто теряет смысл. Бедняга Марк, да уж. Но хоть
ни разу за весь роман у него не кончались деньги.
Первые страниц 40 я испытывал обычное от бегбедеровской манеры
легкое возмущение. Я был тотально несогласен с автором, меня не
убеждал ход его мыслей, его стиль отдавал глупым и
безнадежным “европопсом”. Амбициозность повествования висела в пустоте
на голом месте. С 50 по 100 страницы все стремительно
поменялось (и у Ф.Б., и у меня лично). Прежние недостатки
остались, но неплохо уравновесились чем-то новым, какой-то глубиной
резкости, каким-то четким фокусом. Яснее проступила
печальная и острая картинка, правдивее стал язык. Да, такая история
будет интересна всем, кто сильно любил (и не страдает
амнезией), любит или очень желает любить. Бегбедер - сторонник
простых сюжетов и лукаво-наивный провокатор читателя.
“Писатели вообще ничего полезного делать не умеют. Но мы описываем
общество как оно есть, со всеми его недостатками”, - его
слова. Банальная, но правда.
А с 100 страницы я доверился перу мосье Бегбедера и не пожалел о
том. Может, это и не лучший иностранный писатель 2003 (писалось
это в конце 90-х, издано на родине героя в 2000-м), но -
далеко не худшее произведение из читанных в этом году. Роман
страдает зацикленностью на глубокомысленных авторских
сентенциях, прямо этакий французский сборник крылатых афоризмов
житейской умудренности, но - очень многих эти “микроморали”
могут развлечь, потешить и утешить. Не смотря на всю свою
сентенциозность, “Любовь живет три года” - книга искренняя, и эта
“новая искренность” прекрасно дышит под типичным
бегбедеровским гламурным соусом. Когда автор обобщает французскую
реальность под проблематичным сводом Одиночества и
Ориентации-на-эгоистическое-удовольствие, на горизонте возникает мрачная
фигура Уэльбека с серым флагом антиутопии в скандальных
руках. Но это в романе - не главные моменты.
Сама книга, как и все предыдущие творения Бегбедера - призвана с
чем-то покончить, как всегда, в автобиографическом смысле: “Я
считаю свою жизнь достаточно интересной, чтобы рассказать о
ней другим”. Схема мотивации в изложении истории любви мне
представляется в этом романе такой: Исповедь - Прощание -
Проживание - Изживание - Примирение. Но более всего я рад тому,
как в наших с товарищем Бегбедером случаях все закончилось.
Или мы с ним ошиблись??? Или все только начинается?...
Цитаты под занавес (для затравки): “Что плохо в браке по любви - он
сразу берет слишком большую высоту. Единственная
удивительная вещь, которая может произойти с браком по любви -
крушение. А иначе - что? Жизнь кончена. Мы побывали в раю, еще не
начав жить. Так и сиди до самой смерти в одном и том же
прекрасном фильме с одними и теми же безупречными исполнителями.
Это не жизнь. Когда имеешь все сразу, рано или поздно
начинаешь ждать катастрофы как избавления. Уповать на беду.”
“Богатые сегодня забыли, что деньги - средство, а не цель. Они
просто не знают, что с ними делать. Если ты беден, по крайней
мере, можешь уговаривать себя, мол, будь у тебя бабки, все
пошло бы на лад. Но, если ты богат, не скажешь же себе, что вот,
будет у тебя новый дом на Юге, новая спортивная машина,
шузы за двенадцать тысяч монет или еще одна манекенщица - и все
пойдет на лад. Когда ты богат, оправдываться нечем. Вот
почему все миллионеры сидят на прозаке: потому что никто больше
не мечтает быть на их месте, даже они сами.”
“Рай - это другие...”
Более пафосные и проникновенные части текста пусть останутся тем,
кто заинтересуется обычной и необыкновенной историей любви.
Как-то в интервью Бегбедер достиг предельных высот откровенности,
сказав: “Я уничтожаю все, к чему прикасаюсь. Вполне логично
будет под конец уничтожить самого себя”. Вот в это, кстати,
уже верится с трудом. У Бегбедера, как и у его любви,
наблюдается недюжинная волевая живучесть.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы