Комментарий |

Охотники за духовностью

Евгений Иz

Охотники за духовностью.

Катманду, баньяны, ашрамы и русское паломничество

="04_091.jpg" hspace=7>

Одно дело туризм и совсем другое - географические поползновения в
поисках трансцендентной истины и освобождения. Человеку
относительно спокойному и внутренне уравновешенному часто бывает
трудно понять, зачем некоторые его соотечественники с
неодолимой силой стремятся куда-то далече, в иноземные святые места
и славные своими чудо-гуру закордонные локусы. Такой
человек может быть озадачен тем, что эти его соотечественники,
будучи рожденными в определенной культурной среде и под сенью
определенной духовной системы, желают реализовать свои
стремления к высшему в иной культуре, посредством иной религии и
особенно - на чужбине, овеянной сладкими мифами. Такой
человек хочет спокойно и уравновешенно, без лицевых подергиваний,
рассмотреть и понять эту ситуацию.

Конечно, многие из нас при случае не отказались бы потрогать руками
древнейшие ступы, поглазеть на раритетные скульптуры
Каджурахо, убедиться на собственной шкуре в целительных свойствах
священных рек и просветляющей атмосфере мифических гор. Не
говоря уже о том, чтобы посмотреть на засекреченный обряд в
аутентичном храме или взглянуть в глаза какому-нибудь
легендарному дедушке, обвешанному амулетами. Не важно - является ли
нашим методом наука, а целью религия или же наоборот. Хотя
бы для сравнения с тем, в чем мы родились и выросли. Но для
чего русские люди, крещеные, с православными
бабушками-дедушками, ну или прабабушками-прадедушками, для чего они ищут
истину не рядом с собой, а где-то вдалеке?

Ответов, теорий и трактовок может быть уйма. Духовный кризис,
замешанный на кризисе социальном (лицевое подергивание...),
стремление к расовым корням, на родину прарелигии, обоснованное в
труде очередного книжного авторитета (лицевое
подергивание...), оглядка на моду среди таких же охотников за духовностью
из авторитетных развитых стран (лицевое подергивание...),
натуральная практическая ценность древнейших духовных систем
(лицевое подергивание...) или же просто - ничем не
мотивированное Лицевое Подергивание. Мало ли. Именно на фоне стройного
хора неравных вариантов хочется просто слушать, слушать и
слушать это убедительное пение. Слушать, а самому в это время
думать собственную думу.

Чем лучше шиваистский гуру какого-нибудь нового
урбанистически-сектантского пастора? У кого о том справиться: у адепта гуру или
у отца-основателя очередной церкви? А может быть лучше
обратиться к дипломированному специалисту Ведущего Университета,
признанному европейскому эрудиту и убежденному
материалистическому фундаменталисту? В этом смысле несчастным маловерам,
не горящим желанием довериться первому попавшемуся
проходимцу или вдохновенному теологическому спекулянту, приходится
проделывать удвоенную работу и совершать большой путевой крюк.
Зато в дороге думается хорошо...

...Хорошо там, где нас нет? Плохо там, где мы думаем, что мы есть? В
то время, когда нас нет. И не будет, покуда мы зависли
между Плохо и Хорошо. Потому что нас нет там, где мы думаем, что
мы есть. Мы есть лишь там, где ничего нет. Особенно нас. Ом
Рам...

В пути есть время подумать, и уже на подходе один мой друг с парой
незаинтересованных свидетельств по означенному поводу. Уже
скоро, через несколько абзацев.

А пока я вспоминаю что-то даосско-китайское, проверенное
тысячелетиями, пропитанное нектаром мудрости, что-то вроде “чтобы
постигнуть природу мира, не обязательно покидать пределов родной
деревни”. Да, родная деревня... которой нет. Ом Рам...
Конечно, в Китай и Тибет за дхармой едут значительно реже, чем в
Непал и Индию. Лучше уж дома почитать специальную
литературу, поставить на каминную полку маленького резного Лао-цзы,
пошвырять стебли тысячелистника. Да и пневмонию атипичную
теперь больше шансов подхватить, нежели духовное просветление.

Между тем, вполне понятно, что так привлекает носителя западного (а
также западно-восточного) сознания в гималайском
удивительном топосе, на просторах от Кашмира до Сиккима и от Варанаси
до Мадурай. Древнейшая удивительная культура и все ее не
менее удивительные производные. Что-то, как минимум чуть-чуть
большее, чем просто экзотика. По крайней мере, для
представителя индоарийской языковой группы.

Вообще-то, гуру на родине этого термина обозначает также
проводника, гида по особому миру духовной практики; такой
проводник знает, как вести ученика от стадии к стадии, от
начального посвящения к конечному. Гуру дает ученику мантру, затем
учит его овладевать энергиями своего тела, затем дает
сакральное знание, затем - знание Абсолюта. Порой каждой из стадий
и каждым из посвящений заведует какой-то один гуру. Такой
себе институт практического, неформализованного и
непосредственного избавления от тьмы неведения. Министерство тонкой
энергетики. При этом очень часто гуру предоставляет своему
ученику такую степень свободы в решениях, что западный тип ума
может усомниться в наличествовании какого-либо обучения
вообще. Но ведь благими намерениями выстлана дорога в мрачноватую
котельную. А еще считается, что настоящий гуру появится
только тогда, когда ученик будет готов к встрече с ним. Кстати,
очень удобно, не правда ли? Нет, серьезно. Кроме того, есть
такие виды посвящения, при которых ученик постоянно помнит
своего учителя, проживая в другой (своей родной) стране и
таким образом очищаясь от греха забвения Абсолюта. Но все-таки
для настоящего гуру - патриота своей страны - лучше, когда
ученик (несколько учеников) приедут на его не слишком богатую
родину и поживут какое-то время там, общаясь и лицезрея
своего учителя. Я просто убежден, что характернейшими
свойствами подлинного гуру будут именно смекалка и юмор - на фоне
общеобязательных человеколюбия и сострадания. Думаю, очень
неспроста легендарный тантрический “священный безумец” XV века,
национальный герой Бутана по имени Другпа Кюнлег говорил
когда-то: “Твой разум может быть добродетельным и чистым, но ты
не постигнешь учения Будды, если останешься дома”. Еще бы!
Королевство Бутан с 1974, кажется, года разрешило наконец-то
въезд на свои буддистско-заповедные территории иностранцам.
Правда с тех пор и до нынешних дней одни сутки пребывания в
королевстве (помимо лимита на количество въезжающих)
обходятся в размере обязательных 200 $ (это питание, размещение и
медицинские услуги). Зато страна очень чистая. И, если
сильно надо постигнуть учение Будды - полный вперед!

А вот и мой друг с информацией из первых рук. Мой друг (далее я буду
его обозначать его инициалами - П.З.) - ныне гражданин
Новой Зеландии, окончил Университет по специальности “История
искусств”, и мы с ним не виделись восемь лет. Он приехал из
долгого одиночного путешествия по странам Востока, и его
маршрут выглядит так: Н.Зеландия - Япония - Таиланд - Индия -
Непал - Индия - Украина. Его рассказам я вполне верю и спешу
сообщить, что П.З. совершал именно туристический рейд, без
особого фанатизма интересуясь нынешними лицами древних религий.
Здесь я приведу лишь два его ответа на мои вопросы из
состоявшейся недавно беседы, которая была мне необходима для
общеантропологических исследований. Быть может, эти ответы и не
обрисуют всей картины с множеством ее скрытых “слоев”,
однако, какое-то впечатление все-таки они оставляют. Мой первый
вопрос касается общей непальской импрессии, а именно -
популярного и загадочного Катманду. Второй вопрос уже более
непосредственно касается темы “русские в поисках духовного успеха
в Индии”. Я сижу в своей деревне и просто перевариваю
информацию... Я спокойно и уравновешено, без лицевых подергиваний,
хочу рассмотреть и понять ситуацию...

ИЗ: Опиши свои впечатления от мифического Непала и удивительного
города Катманду. Интересны образы актуальные, еще теплые,
характерные для пресловутого контекста глобализации, но в то же
время с аутентичной чертовщинкой.

П.З.: Катманду - город довольно уникальный в контексте Непала,
видимо, как и любая столица любого развивающегося государства.
Поэтому - город контрастов. Катманду, видимо, всегда
являлся каким-то магнитом для людей, выросших в западной культуре,
поэтому количество оных в вышеозначенной географической
локации трудно переоценить. Беря во внимание экономическую
недоразвитость Непала, получаем, что любой иностранец
расценивается в первую очередь как ходячий кошелёк. Поэтому всё, что
может заинтересовать этого иностранца (а среднестатистический
его портрет это израильтянин 25 лет отроду, желающий хорошо
покурить драпа, попутно пробежась по Гималаям для историй,
и потрахать девок для удовольствия) можно довольно просто
найти в Катманду. Здесь речь пойдёт главным образом о Тамеле
(туристское гетто Катманду). Магазины продают последние хиты
западной эстрады и ворованные DVD-диски последних фильмов,
ломятся от изобилия обувки и туристской параферналии из
Вьетнама и Кореи, интернет-кафе через каждые 5 метров предлагают
кабельный доступ в сеть по смешным ценам, вкуснейшая еда со
всего мира по не менее вкусным ценам, всё это Катманду.
Однакож, перейдя дорогу из Тамеля в непальскую часть города,
замечаем аккуратные, но обветшалые здания, забегаловки, где
единственное блюдо в меню это «дал бат» (вареный рис с
вареными-же бобами и пресной подливкой), которое и есть единственая
и неповторимыая непальская еда, которую они едят 2 раза в
день, каждый день. Святые коровы, засирающие своим святым
помётом этот удивительный город и люди, купающиеся, стирающие и
чистящие зубы в какой-то луже.


Центр этого средневекового города наполнен удивительными по своей
красоте зданиями. Джаганот-храм притягивает индуистских
пилигримов со всего суб-континента, включая и тех «holy men», что
не преминут потребовать с тебя 10 рупий за фото. Есть же в
городе и те белые, что живут в нём годами, практикуя буддизм,
изучая санскрит и тибетский, живя в маленьких бедных
комнатушках и жуя дал бат на 1-ое, 2-ое и 3-е.

ИЗ: Наконец, глубокий индийский гештальт на подходе. Слоны,
обезьяны, ступы и просветленные бомжи под деревьями бодхи, платаны,
баньяны и следы Вишну на аллее звезд - это ладно. Но
расскажи о встреченных там тобой русских - тех, кто взыскует
святости и жаждет стяжать просветленья. Кто эти люди, каков их
возраст и происхождение, каковы особенности их обитания при
ашрамах, каковы их повадки и привычки с манерами? Если можно,
отдельное мнение о русской тусовке около резиденции Саи Бабы.

П.З.: Все русские, которых я встречал в Индии, были там
исключительно при ашрамах. Это о чем-то да говорит. Возможно это
говорит о том, что у них просто не хватало денег, чтобы жить в
обыкновенных гостиницах, однакож отмету это предположение в
свете его чрезмерной правдоподобности. Что меня удивило в то
время, так это то, что даже люди в разных ашрамах вели себя
по-разному. В Пондичерри, например, там, где расположен Шри
Ауробиндо ашрам, люди выглядели довольно умиротворенно,
некоторые даже жили там с детьми. Совершенно другая петрушка
оказалась в Путтапарти, в ашраме Саи Бабы. Подавляющее
большинство русских там (а их там огромное количество, по скромным
прикидкам человек 500 это точно) оказалось возрастом в
пределах 30-40 лет, хотя было несколько 20-летних ребят. Многие
живут там неделями, некоторые месяцами, единицы - постоянно.
Оговорюсь, что житие в общинах в 5 тыщ человек это не моё, и
видимо обстановка сама по себе окрасила моё впечатление о
происходящем. Многие наши живут там в общагах, где за 10 рупий
можно получить кровать в казарменного вида бараке. Ещё за
25 рупий - купить талон на питание на весь день в индийской
столовке. Типичный же день состоял в подьёме в 4 утра, после
чего «помощники Саи Бабы», как их там величали,
рассортировывали тысячи людей в шеренги. Потом посредством какой-то
сложной системы расчётов (а может быть просто посредством
бросания костей) они определяли, какая колонна будет сидеть у
прохода, по которому будет проходить Саи Баба. К 6 утра все уже
рассажены, и Саи Баба выходит, чтобы собрать письма и
пожелания правоверных и пригласить счастливцев на интервью с ним.
Эта процедура называлась утренний даршан. Второй даршан,
вечерний, происходил в 6 вечера, но этот заход обычно был
коротким, и зачастую Саи Баба проходил только между рядами женщин
(мужчины и женщины садятся по разные стороны ярко
раскрашенного павильона). В остальное время «ашрамцы» предоставлены
сами себе.


Русские ашрамцы, с которыми я общался, очень по-серьёзному верили в
то, что Саи Баба действительно является высшим божеством,
какое Земля только видела, гораздо божественнее Будды,
Мохаммеда и Иисуса, в доказательство чего они с удовольствием
предлагали расклады, в которых ясно давалось понять, сколько
очков набрал каждый из «отцов человеческих». Интересно, что
Иисус имел только 4 (меньше всех), а лестница заканчивалась
(естественно) Саи Бабой, который набирал все 10 по этой
загадочной шкале. При ашраме также имеется и музей, в котором есть
видеозаписи Бабы, показывающего всяческие чудеса.


Происхождение русских при ашраме оказалось самое что ни на есть
разнообразное. Я там встретил молодого парня-пианиста из Одессы,
бизнесменов средней руки, механика из Томска, а также
довольно много наших эммигрантов, начиная от Израиля и заканчивая
Италией(!) Вот такие баньяны.

Так что же в итоге? Совершенно ничего особенного, кроме того, что
людей весьма много и они не точь-в-точь похожи друг на друга.
Может быть, что-то, обладающее актуальной ценностью, имеется
в последней картине “Трилогии свободы” - фильме
“Просветление” режиссеров Жан-Марка Барра и Паскаля Арнольда? Может
быть, люди бегут в Гоа или долину Кулу от своего общества,
которое с детских лет насилует их психику чрезмерно жесткими
схемами и понятиями, и находят в яркой и жаркой стране хотя бы
видимость своей интуитивной цели - веру в ничто, пребывание
в нигде... А может быть и нет. Ведь иногда не люди едут
туда, а напротив - оттуда приезжают к людям вежливые и
подкованные агенты; трепещут оранжевыми пятнами на столбах объявления
и афиши; мягко расставляются духовные сети разной степени
маскировки... Каждому - свое?

И все же, интересно посмотреть на жизнь в местах, где рождались
когда-то люди, говорившие окружающим, например, такое: “ваша
основная проблема в том, что вы реально не существуете” или же
“все часы в мире показывают разное время, тем не менее никто
никуда не опаздывает”. Передо мной извивается залитая
утренним светом улочка Катманду, я делаю шаг...

_ _ _

Е.Иz

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка