Комментарий |

Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. №2. Новые способы взаимодействия общества и электронных сетей

Во второй выпуск ПСФ вошли термины, характеризующие новые способы
взаимодействия общества и электронных сетей: соционетика,
реал, W-жест, нетософия.


соционЕтика (socionetics; англ. social, социальный
+ net, сеть) — воздействие электронных сетей на социальную жизнь;
дисциплина, изучающая формы такого воздействия.

Если в конце 20 в. электронные сети в основном воспроизводили
«офлайновые» формы общественной коммуникации (газеты, магазины,
настольные игры), то рубеже 21 в. начинается обратный процесс.
Новые виртуальные сообщества выходят из компьютера в реАл
(см.) и воздействуют на общественную жизнь. Таковы, например:

«тОлпники» (flash mobs, smart mobs), которые обговаривают
в сети момент своего появления и программу поведения в публичных
местах, совершают общую акцию и быстро рассеиваются;

«дрУжники» (friends) — участники сетевого Живого Журнала,
которые переносят свое виртуальное знакомство в реал,
создают свои места общения;

новые книжники, участники «книговOй поруки» (book crossers),
которые сообщают по сети о книгах, оставленных ими на скамейках
и в других общественных местах; подобранные кем-то другим, эти
книги затем совместно обсуждаются, передаются из рук в руки, образуют
основу новых дружб и союзов (бутылка с запиской, брошенная в океан,
— первый опыт такого bookcrossing).

Это уже не электронные сообщества, а электронно порождаемые
реальные сообщества
, которые от электронной сети усвоили
свою мгновенность, текучесть, рассыпчатость. Условное название
таких сообществ — ЭГГ, электронно генерированные
группы: EGG — electronically generated groups. По-английски
«egg» — «яйцо», т.е. речь идет о быстро развивающихся зародышах
новой социальности. В таких «эггах» все связаны со всеми, об одном
событии мгновенно извещаются миллионы людей, которые могут потенциально
стать его участниками. Эти трансэлектронные сообщества
отличаются от доэлектронных тем, что перенимают от сетей их мобильность,
вариативность, спонтанность и эфемерность.

По мере роста таких сообществ приходит в движение и большое общество,
совершается процесс его нетификации. Общество становится
более подвижным, текучим, прозрачным, сетеобразным,
столь же проницаемым для интеллектуальных и социальных взаимодействий,
как электронные сети. Подтверждается мысль Тейяра де Шардена о
растущей ноосфере земли и мысль Арнолда Тойнби о поступательной
этерификации общества (его растущей эфирности). Это воздействие
электронных сетей на формы общественных событий и взаимосвязей
и составляет область соционетики.


реАл (realdom) — сфера реальности, взятая по отношению
к другим, виртуально-ментальным сферам бытия; все то, что существует
за пределом электронной вселенной с точки зрения ее обитателя;
бытие вне сети (off-line).

Реал не следует путать с реальностью. Реальность —
то, что первично, со всех сторон окружает людей, навязывает свои
физические и социальные законы. Реал вторичен. Это
то, чем оказывается реальность, когда мы успели про нее забыть,
отключиться, войти в виртуальное измерение, а потом посещаем ее,
как свободные странники по мирам. Реал — это реальность,
из которой можно уходить и возвращаться.

Слово «реал» образовано по той же модели, что и термин
«астрал» — тонкий, ментальный план «звездного» инобытия, в котором
происходит общение землян с Духовными Существами. Для виртуалов
— обитателей сетевых миров — реал является таким же
отдаленным планом бытия, как астрал — для обитателей земли.

Примеры:

Встреча нашей сетевой группы в реале назначена на 7
ч. вечера.

Многое из того, что сейчас зарождается в сети, переносится в реал.

В реале еще выходят литературные журналы, но их все
меньше читают: проще сдернуть интересную вещь с экрана.

Одно из главных удовольствий сети — что на выходе из нее можно
заново ощутить вкус кофе, запах деревьев и т. д., т. е. вернуть
кайф реала, который исчезает, когда долго и безвыходно
в нем пребываешь. Реальность утомляет и вгоняет в депрессию, когда
ее не на что сменить. Именно переходы туда и обратно, ре — ви,
ви — ре, образуют прелесть реально-виртуального бытия, и потому
в принципе не стоит овиртуаливать мир и ореаливать
сеть, пусть будут врозь, как ноты «ре» и «ви», на которых разыгрывается
эта музыка двойного существования.


W-жест (W-gesture; три расставленных пальца: указательный,
средний и безымянный) — знак двойной победы; приглашение к виртуальной
встрече.

Язык — это не только слова, но и жесты, знаки, которые читаются
не в книге, а в теле, чаще всего на руках и пальцах.

W — сетевой жест, по которому странники виртуальных
миров могут опознать друг друга в реале, приземлившись
где-нибудь в пространстве улицы, клуба, кафе, заседания, вечеринки.
Знак W выражает их принадлежность к иным мирам, посвященность
в мистерию Сети.

W-жест означает: встретимся в сети, обменяемся электронными
сообщениями, до скорой виртуальной встречи!

W — знак, похожий на букву V, знак победы, но к двум поднятым
пальцам, указательному и среднему, добавляется безымянный. Буква
W — знак всемирной Сети. Это как бы два V, два знака
победы, слившиеся воедино.

Дабл-ю, W — это двойное V не только по геометрической конфигурации.
Исторически буква V и буква U представляют вариации одного знака.
Оттого так похожи они своими начертаниями и стоят рядом в латинском
алфавите и производных от него европейских. В английском алфавите
все три буквы следуют друг за другом: U — V — W.

В каком-то смысле Сеть — это двойная победа. Буква V, которой
Черчиль изобразил на пальцах победу союзников во 2-ой мировой
войне, — это знак победы внутри реальности, которой добиваются
политики, военные, финансисты и другие люди успеха... W
— это победа над самой реальностью, выход в виртуальное измерение.
Victory + virtuality = 2 V =
W.


нетосОфия (netosophy; англ. net, сеть + греч. sophia,
мудрость) — сетемудрие, система электронных коммуникаций
как среда и средство философских исканий. Наряду с историософией,
космософией, культурософией, технософией (см.), возникает
и нетософия. При этом сеть выступает не просто как
предмет философских размышлений, а как синтез технических
вoзможностей сети и творческих исканий философии
.

Не случайно образ паука и метафора плетения — одна из древнейших
в мифологии мудрости как умного сопряжения, сплетения разных мыслей.
Греческая Афина, богиня мудрости, славилась своим ткаческим искусством;
известен миф о ее состязании с Арахной, которую богиня превратила
в паука, вечно висящего на паутине и ткущего свою пряжу.

Есть три логические возможности развития темы «философия и всемирная
сеть»:

  1. Как философия представлена в интернете (философские электронные журналы, сайты, библиотеки, коллекции...)
  2. Как интернет представлен и осмыслен в философии (философия сетей, коммуникаций, новейших средств информации, масс медиа и т. п.)
  3. Как возникновение интернета воздействует на судьбу, роль, задачи, перспективы, самосознание философии; какое место интернет занимает в развитии философии как дисциплины; и какова роль философии в судьбах интернета, как она воздействует на развитие электронных коммуникаций.

Именно третий вопрос и образует область «сетемудрия»:
как осетить философию — и как офилософить сеть.
Соответственно возникают две области взаимодействия философии
и интернета:

  1. нетософия, как одна из софийных дисциплин (см.) и
  2. софионет, как однa из подсистем (или надсистем) всемирной сети, одним из прообразов которой является интеЛнет (см).

То, что со стороны философии выступает как нетософия,
со стороны интернета выступает как софионет, как электронная
«соборность» и сомыслие, опыт интеграции софийности в систему
электронных коммуникаций.


Лит.: Marvin Minsky. The Society of
Mind. New York et al.: Simon & Schuster, 1988; Pierre Levy. Collective
Intelligence: Mankind's Emerging World in Cyberspace. NY, London:
Plenum Trade, 1997; Howard Rheingold. Smart Mobs: The Next Social
Revolution. Perseus Publishing, 2002; М. Эпштейн. Из тоталитарной
эпохи — в виртуальную: Введение в Книгу книг. «Континент», #102,
1999, 355–366; М. Эпштейн. Debut de siecle, или От Пост- к Прото-.
Манифест нового века. Знамя, #5, 2001, 180–198.




Продолжение следует.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка