Комментарий |

Навстречу словарному празднику: 22 ноября – День Словарей и Энциклопедий

День Словарей и Энциклопедий в России следовало бы отмечать 22
ноября. Это день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872),
создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».
Словарь – это не просто книга, он собой завершает и
одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию
языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари
заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более
подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля.

К празднику словарей надо загодя успеть подготовиться – и прежде
всего, понять его насущность. Словарь – это не просто жанр
описания лексического состава языка. Это срез нашего языкового
сознания, это способ мышления – по сходству слов, в отличие
от их смежности в речи. Замечательный русский лингвист Н. В.
Крушевский писал: «Процесс развития языка с известной точки
зрения представляется нам как вечный антагонизм между
прогрессивной силой, обуславливаемой ассоциациями по сходству, и
консервативной, обуславливаемой ассоциациями по смежности
»
(«Очерк науки о языке», 1883). Из этой идеи – парадигматики
языка в отличии от синтагматики – исходил основоположник
современного языкознания Ф. де Соссюр, на ней построена вся
современная, т.е. постсоссюровская лингвистика.

Что такое ассоциации по смежности? Это последовательность слов в
тексте, например, «мама мыла раму» («мама» ассоциируется с
«мыть», «мыть» – с «рамой»). Что такое ассоциации по сходству?
Это словарь и его сегменты, например «мама, папа, брат,
сестра», «мыть, чистить, пачкать, грязнить», «рама, окно, дверь,
потолок». Словари бывают разные. Вышеприведенное – сегменты
идеографического словаря, где слова подобраны по сходству
значений. В более привычном, алфавитном словаре слова
подобраны по сходству начальных букв (первых, вторых, третьих и
т.д.). Важно то, что, мысля ассоциациями по сходству, мы мыслим
словарно. Тезаурус, справочник, энциклопедия – это все
разновидности словарной организации текстов.

Но точно так же организованы и гипертексты, и поисковые системы в
интернете. Например, мы ищем в интернете слово «словарь» – и
получаем множество текстов на основе этого общего для них
слова. Это словарь цитат к слову «словарь». Словарь – это, по
сути, прообраз интернета , поскольку сам интернет устроен по
образу тех ассоциаций сходства, которыми проникнуто наше
сознание.

Самый быстро растущий сегмент книгоиздания – это
справочно-энциклопедическая литература. Словари и энциклопедии, справочники и
тезаурусы составляют все более сильную конкуренцию
сюжетно-повествовательной словесности. Они потому и пользуются таким
спросом, что возрастающий мир информация все более плотно
укладывается в ряды ассоциаций по сходству, а не по смежности.
Поэтому пророчески звучит ныне мысль Крушевского о
«прогрессивной силе, обуславливаемой ассоциациями по сходству», в
противоположность консервативной силе ассоциаций по смежности.
Конечно, мы любим читать хорошие истории, мысленно созерцать
последовательность событий, развертывающихся во времени.
Однако это скорее моменты расслабления, отдохновения нашего
мозга, это его консервативная сторона, которой, безусловно,
нужно отдать дань. Но стремительные скачки в культуре, науке и
технологии, прорывы в приобретении и переработке информации
совершаются в системе наших совокупных знаний о мире, то
есть в системе многочисленных словарей, составляющих
понятийно-знаковую матрицу нашего сознания. Все эти словари:
алфавитные и идеографические, цитат и синонимов, терминов и метафор,
фразеологизмов и неологизмов, абстрактных понятий и
повседневных реалий, профессиональные и жаргонные словари –
перекрещиваются в нашем сознании и образуют сложнейшую систему
координат всех мыслительных процессов.

На этом я закончу свою краткую похвалу словарям и словарности. В США
День словарей отмечается ежегодно 16 октября, в память
родившегося в этот день основоположника серии вебстеровских
словарей Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских
школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими
пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением
словарного запаса учащихся.

А мы в наш Словарный день, 22 ноября, вдобавок ко всему
перечисленному, могли бы задуматься и о том, как нам повезло с Далем.
Большие академические словари выходили и до него, он же создал
уникальный словарь, представляющий не только наличный
состав языка, причем разговорного, но и способы его лексического
обогащения. Словарь Даля – это книга словопроизводства, а не
только словоописания. Она включает не только то, что
говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость,
если не «избыточность», его словесных гнезд. Даль приводит все
возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их
употребления, но с самой возможностью их образования. Это
словарь не столько для справочного использования, сколько для
пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один
из академических словарей не сравнится с далевским в
представлении словообразовательного богатства русского языка, в
передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой
книгой пользовались – и вдохновлялись ею – столь разные писатели,
как А. Белый и В. Хлебников, С. Есенин и А. Солженицын.

Итак, предлагается учредить День Словарей и Энциклопедий как дань
памяти В. И. Даля и в знак возрастающей роли словарей – наших
лоцманов и маяков в ширящемся океане информации. Я надеюсь,
что учителя, филологи, писатели, издатели, читатели,
книгопродавцы, библиотекари, библиографы смогут подготовиться к
этому событию. В этот день или накануне, 21-го ноября:

  1. провести в языковых и литературных классах Словарный урок;
  2. раскрыть студентам и школьникам многообразие словарей и привить навыки их систематического использования;
  3. объяснить важность словарей для исторического самопознания и самоописания народа, включая осмысление современной истории;
  4. на уроках иностранных языков подчеркнуть важность двуязычных словарей и представить главные словари и энциклопедии изучаемого народа;
  5. объяснить, почему мы мыслим не только вербально, но и словарно и почему по словарной модели работает интернет;
  6. на уроках информатики, в компьютерных классах – объяснить, как принципы организации слов в словарях и энциклопедиях расширительно работают в электронных сетях; почему с появлением интернета и гипертекстов все более распространяется словарно-энциклопедический способ представления информации, причем авторство словарных статей приобретает массовый характер (Википедия);
  7. в книжных магазинах – провести встречи читателей с составителями и авторами словарей и энциклопедий, лексикографические конкурсы со словарными призами победителям;
  8. в библиотеках – организовать выставки словарей и энциклопедий, провести экскурсию по соответствующим разделам библиотеки, рассказать о многообразии словарно-библиографического описания мира как книги или библиотеки.
  9. в научных учреждениях – обратить внимание на развитие терминологии и на роль энциклопедий и словарей в разных отраслях современной науки и техники;
  10. в литературных клубах, кружках, студиях – отметить продуктивную роль словарного мышления в художественной и эссеистической словесности («Бувар и Пекюше» и «Лексикон прописных истин» Г. Флобера, «Хазарский словарь» М. Павича, «Фрагменты речи влюбленного» Р. Барта, ряд рассказов Х. Л. Борхеса и др.)
  11. везде – выделить новый, быстро развивающийся жанр проективных словарей, открывающих простор творческому словообразованию, расширению лексических и концептуальных возможностей языка (например, «Дар слова. Проективный словарь русского языка»);
  12. везде и по любому поводу – вспоминать о В.И. Дале и его роли в становлении не только словарного дела, но и самого русского языка.

Я не берусь предвосхитить все способы, каким День Словарей и
Энциклопедий может стать праздником для разных языковых и
неязыковых профессий, но совершенно уверен, что без словарей
человечеству так же не выжить, как и без слов. Если человек –
существо словесное, то, значит, и словарное.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка