Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. №11. Философия любви — чем эротология отличается от сексологии
Чем эротология отличается от сексологии.
Почему любовь стала непристойным предметом.
эротолОгия (erotology) — гуманитарная наука о любви,
эросе, о культурных и созидательных аспектах полового влечения и
о связанных с ним психо-социальных категориях (желание,
ревность, соблазн, наслаждение и т. д.).
В отличие от сексологии, которая утвердилась как наука в начале 20
века (в трудах Рихарда фон Крафта-Эбинга, Зигмунда Фрейда и
др.), у эротологии еще нет самостоятельного
научного статуса. Термин этот употребляется редко и нерегулярно.
Чаще всего эротологией называют старинные пособия по технике
сексуальных отношений: индийская эротология — «Кама-сутра»;
персидская эротология — «Ветка персика», античная эротология
— «Ars Amatoria» Овидия... Иными словами, эротология —
«наука страсти нежной, которую воспел Назон» и которой увлекался
пушкинский Онегин, пока не пресытился ею. В таком
понимании, эротология — это не наука о половых
взаимоотношениях, а искусство таких отношений как предмет
дидактических описаний и практических инструкций. Эротология —
это как бы древний, «донаучный» этап развития сексологии,
когда она развивалась в формах (а) интуитивно-описательных,
(б) наивно-назидательных и (в)
художественно-повествовательных.
Вряд ли такое соотношение «эротологии» и «сексологии», как своего
рода алхимии и химии, может удовлетворить критериям
целесообразности. Ведь никто, кроме историков науки, уже не занимается
алхимией — так зачем заниматься древней эротологией, если
есть сексология, оснащенная медицинскими приборами и
новейшими научными методами? Так и говорится, например, в
энциклопедическом справочнике «Сексология»: «Однако древняя
эротология, т.е. теория и практика любви, не ставила своей целью
исследовать сексуальность. Только с развитием целого комплекса
биологических и социальных наук, после преодоления
сопротивления церкви и сексологического ханжества, возникли предпосылки
к объективному изучению сексуальности... Последние
исследования в генетике, эндокринологии, нейрофизиологии,
эмбриологии, эволюционной биологии, гинекологии и других дисциплинах
позволили значительно обогатить и расширить познания в
области дифференциации и взаимоотношения полов, проявления
человеческой сексуальности» [1]. В новейшем американском «Полном
словаре сексологии» термину «эротология» вообще не находится
места. Зато сексология трактуется как междисциплинарная наука
о сексе, включающая медицинские, физиологические,
исторические, юридические, религиозные, литературные аспекты [2].
Получается, что сексология как бы поглощает и отменяет эротологию,
как свое наивное, полумифическое предварение. Действительно,
древняя эротология не «исследовала сексуальность» теми
нейрофизиологическими, генетическими, эволюционными и пр.
методами, которыми вооружена современная сексология. Но это именно
разница методов, а не стадий развития.
Сексология, как она выступила в начале 20 в. и установилась
к его концу,— это естественнонаучная дисциплина,
близкая к медицине и лежащая на биологическом основании. Не
случайно, как отмечается в том же справочнике, «первыми
начали систематическое изучение половой жизни врачи, причем
начали не с нормальных, а патологических форм». [1] Сексология
с самого начала руководилась медицинскими
интересами, была направлена на изучение и исцеление
болезней и нарушений в развитии сексуальности. В этом
она сродни другим разделам медицинской науки
(эндокринология, гинекология, кардиология и т. д.). Эротология, напротив,
обращалась к норме, к желанному и должному, к
радостным, творческим проявлениям эроса. Норма могла
трактоваться как угодно широко, включая и то, что позднее, в средние
века, стало трактоваться как отклонение, извращение,
дьявольская похоть и т.д. Но важно, что мифопоэтически вдохновляемая
эротология, в отличие от медицински ориентированной
сексологии, исходит из презумпции здоровья, а не болезни в
изучаемых явлениях половой жизни.
Еще одна существенная разница: как часть широкого комплекса
биологических дисциплин, сексология изучает и половую активность
животных. Между тем эротология — это гуманитарная
дисциплина, которая изучает не сексуальные отношения, а любовь
и ревность, желание и наслаждение, запрет и соблазн,
страсть и игру как специфически человеческий феномен.
Разница между сексологией и эротологией — это разница не стадий, а
типов науки, разница естествознания и
человековедения. Сексология изучает биологическую,
физиологическую и психофизиологическую природу сексуального инстинкта,
тогда как эротология изучает духовно-телесную природу,
психокультурную проблематику и условно-знаковые формы любовных
отношений. Сексология вписывается в ряд
биологических дисциплин, а эротология соседствует и сотрудничает с
философией, этикой, эстетикой, психологией, лингвистикой,
семиотикой, теорией искусства и другими гуманитарными
дисциплинами. Древние трактаты по «искусству любви», как правило,
содержат в себе зачаточные элементы и сексологии, и
эротологии, которые дифференцируются лишь много веков спустя.
В этих трактатах есть физиологические наблюдения и
практические наставления, близкие к медицине,— и одновременно
поэтическое и философское постижение человеческой природы,
феноменология влечения и наслаждения.
Сексология раньше сумела выделиться и утвердиться как
самостоятельная дисциплина в силу опережающего развития естественных наук
в 19–20 вв. Но, как заметил Клод Леви-Строс, 21-й век будет
веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе. Эротология
— одна из тех гуманитарных дисциплин, которые уже имеют
богатейшую традицию, от Платона («Пир») до Владимира Соловьева
(«Смысл любви»), Жоржа Батая («Эротизм»), Ролана Барта
(«Фрагменты речи влюбленного»), но которым еще предстоит защитить
свое право на особую методологию.
Есть еще одна, не научная, а жизненная причина, по какой
эротология достойна развития как самостоятельная дисциплина.
Под сильнейшим воздействием сексологии как науки любовное
вытесняется сексуальным в общественном сознании. Если в 19-м
веке было прилично говорить о любви и неприлично — о половой
жизни, то к концу 20-го века произошла рокировка: приличнее
говорить о гомосексуализме, мастурбации и оргазме, чем о
чувствах романтических, так сказать, разоблаченных Наукой и
потому спустившихся в разряд индивидуальных чудачеств и
анахронизмов.
Ролан Барт пишет про современное интеллигентное общество,
нечувствительное к любовным излияниям и разговорам:
«Все поймут, что у Х... «огромные проблемы в сфере сексуальности; но
никого не заинтересуют, возможно, существующие у Y...
проблемы в сфере сентиментальности; любовь как раз тем и
непристойна, что подменяет сексуальное сентиментальным /.../ Журнал
«Мы вдвоем» непристойнее Сада. Любовная непристойность
предельна: ничто не может ее приютить, дать ей весомую ценность
трансгрессии; одиночество субъекта робко, неприкрашенно —
никакому Батаю не найти письма для описания этой
непристойности» [3].
Именно потому, что любовь становится «непристойной», она заслуживает
нового разговора, иного, чем в те времена, когда она
выступала «законной» темой социального общения и поведения. Один
из современных мифов — что только сексология обеспечивает
научный, а значит и социально одобряемый, интеллектуально
«приличный» подход к любви. Но любовь, как и искусство, при всей
своей таинственной интуитивности, может быть предметом
особого, гуманитарного знания. В этом смысле
эротология родственна таким дисциплинам, как философия, эстетика,
искусствознание, литературоведение.
- Сексология. Энциклопедический справочник, 3-е изд. Минск, Белoрусская энциклопедия, 1995, с. 271.
- The Complete Dictionary of Sexology. New Expanded Edition, ed. Robert T. Francoeur. NY: Continuum, 1995, p. 588.
- Ролан Барт. Фрагменты речи влюбленного. (1977) Пер. с франц. Виктора Лапицкого. М. Ad Marginem, 1999, сс. 217–218.
- Зигмунд Фрейд. Неудобства культуры, в его кн. Художник и фантазирование, ред. Р.Ф. Додельцев и К. М. Долгов, М., Республика, 1995.
- Herbert Marcuse. Eros and Civilization. A Philosophical Inquiry into Freud. New York, 1955.
- Norman O. Brown. Love's Body. New York: Vintage Books, 1966.
- George Bataille. L'erotisme. (1957). Paris, 1972
- Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины 20 века. СПб, МИФРИЛ, 1994.
- Ролан Барт. Фрагменты речи влюбленного. (1977) Пер. с франц. Виктора Лапицкого. М. Ad Marginem, 1999.
- Мишель Фуко. Забота о себе. История сексуальности — III. Перевод с французского Т. Н. Титовой, О. И. Хомы.— Киев: Дух и литера, М.: Грунт, Рефл-Бук, 1998.
- Жан Бодрийяр. Соблазн. Пер. с фр. А. Гараджи. М.: Ad Marginem, 2000.
- Александр Эткинд. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М., Гнозисд — Прогресс-Комплекс, 1994.
- М. Н. Золотоносов. Слово и тело. Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста 19–20 вв. М., Ладомир, 1999.
- Михаил Эпштейн. В поисках «естественного человека». Сексуальная революция в западной литературе ХХ века. Вопросы литературы, 1976, #8, сс. 111–145.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы