Комментарий |

Проективный словарь философии. Новые понятия и термины(23)


Проективный словарь философии.

Новые понятия и термины(23)


Философия искусства и культуры (6)

Культуроника - теоретическая практика трансформации культуры.
Транслингвистика и другие транс-дисциплины преобразуют то, что
они изучают.

КУЛЬТУРОНИКА (culturonics) - гуманитарная технология,
изобретательская и конструкторская деятельность в области культуры;
активное преобразование культуры как следствие или предпосылка
ее теоретических исследований.

Обычно говорят о творчестве в рамках какой-то области культуры:
литература, искусство, наука, философия... Но может ли культура
как таковая быть предметом творчества? Может ли у гуманитарных
наук, исследующих культуру, быть особая практическая ветвь, дисциплина
преобразования культуры
, - подобно тому, как техника преобразует
природу, изучаемую естественными науками, а политика преобразует
общество, изучаемое общественными науками? Что такое культуроника
в ее отличии, с одной стороны, от культурологии как теоретической
и исторической дисциплины, a с другой стороны, от техники и политики
как практических надстроек над естественными и общественными науками?

В системе человеческих знаний-умений есть одно пропущенное звено.
Науки, как известно, делятся на три большие группы: естественные,
социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки
- методы преобразования того, что данные науки изучают, a у третьей
эта надстройка отсутствует, точнее, еще не приобрела своего места
и функции в системе.

Культуроника в отношении гуманитарных наук есть то же самое, что
по отношению к естественным наукам есть техника как преобразование
природы, а по отношению к социальным наукам есть политика как
преобразование общества. Гуманитарные науки остро нуждаются в
своем собственной технологии и в своей собственной политике -
отсюда и постоянные попытки технологизировать или политизировать
гуманитарное мышление, пренебречь его спецификой ради выхода в
конструктивное измерение. Культуроника - это практическая
надстройка
над науками о культуре, попытка воплотить
трансформативный потенциал гуманитарного мышления,
не утрачивая его специфики, не технологизируя
и не политизируя феномена культуры.

Культуроника - это конструирование новых форм действия
в культуре
, новых техник общения и познания, новых моделей
восприятия и творчества. Если культурология мыслит проекциями
- преломлениями предметов в знаковых системах разных культур,
то культуроника мыслит проектами, т.е. знаковыми системами,
которые еще не стали практиками и институциями какой-либо культуры
и образуют план возможных трансформаций всего культурного поля.
Если культурология - это наука о культуре, культуроника - совокупность
технологий, основанных на этой науке
. Наука и техника различаются
как сферы открытия и изобретения. Гуманитарные науки не меньше
нуждаются в изобретениях и изобретателях, чем естественные.

Мы спрашиваем у естественных наук, каков технический потенциал
того или иного открытия. Так и про гуманитарную идею или теорию
можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение,
исследовательский метод, художественный стиль? Можно ли на основе
данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, творческую
среду? Вот какие вопросы обращает культуроника к гуманитарным
наукам, ища в них задатки искусств, творческих практик, интеллектуальных
ремесел.

Культуроника возникает в связи с культурологией и на ее основе,
поскольку именно исследование культуры выявляет ее нереализованные
возможности. В отличие от культурологии, которая изучает известные
культуры, культуроника изучает то, чего еще нет, - проектирует,
моделирует и продуцирует возможные культурные объекты и формы
деятельности, включая:

Новые художественные и мыслительные движения;

Новые дисциплины, методы исследования, философские системы;

Новые стили поведения, общественные ритуалы, знаковые коды, интеллектуальные
моды;

Новые типы религий, культур и цивилизаций...

К культуронике относится деятельность таких культурных сообществ,
которые порождают на основе определенных теорий определенные культурные
практики, например, итальянские гуманисты, немецкие романтики,
американдкие трансценденталисты, итальянские и русские футуристы,
русские символисты и концептуалисты.

Культуроника - это деятельность

Д.С. Лихачева по экологической охране культуры;

Ю. М. Лотмана по развитию семиотического сознания и системному
изучению и преобразованию семиосферы;

Г. П. Щедровицкого по внедрению рефлексивной методологии в образовании,
градостроительстве, дизайне, экономике.

Среди новейших культуронических проектов и инициатив можно назвать
движение "митьков" в Ленинграде-Петербурге, деятельность московских
концептуальных групп "Коллективные действия" (А. Монастырский
и др.), "Медицинская герменевтика" Олега Ануфриева и Павла Пепперштейна,
проекты "Выбор народа" и "Монументальную пропаганду" Виталия Комара
и Александра Меламида, художественную партию "Правда" (Леонид
Пинчевский и др., Нью-Йорк, 1991-1995). [1]

Понятие гуманитарных технологий (techno-humanities)
вовсе не предполагает, что гуманитарные науки должны заимствовать
"техно" от технологий, основанных на естественных науках. Наоборот,
естественные науки в свое время позаимствовали понятие "техно"
у сферы искусств (греческое "techne", "собственно, и означает
"искусство, художество, мастерство"). Теперь пришла пора вернуть
"техно" в гуманитарную область.

Гуманитарным наукам должны соответствовать гуманитарные искусства
- не те искусства, которые изучаются гуманитарными науками, а
те рефлексивные практики, которые возникают на их основе. Гуманитарное
мышление разворачивается как в форме наук, так и в форме вторичных
искусств
, включая искусства коммуникации, информации, знаковой
кодировки и перекодировки. Это искусства преобразования культуры,
подобно тому как первичные искусства преобразуют природу или культуру
первого, "естественного" уровня, (например, естественные языки).
Так, скульптура преобразует мрамор, танец и театр - человеческое
тело, поэзия - речь. Но возможна и такая деятельность, например,
по изучению театра или поэзии, которая не ограничивается теоретической
сферой, но ведет к преобразованию самих этих искусств, прокладывает
им новые пути (например, "бедный театр" Е. Гротовского или "лингвистическая
школа" в современной американской поэзии).

Рассмотрим трехслойное строение гуманитарного поля в сфере языка.
Во-первых, на основе языка возникают первичные "искусства слова"
- лирика, эпос, драма, объединяемые понятием художественной словесности.
Во-вторых, на основе языка возникают теоретические дисциплины,
исследующие как сам язык - лингвистика, так и языковые искусства
- литературоведение. На этом традиционное дисциплинарное членение
языкового поля в общем завершается, дальше следуют только уточнения,
спецификации (роды и виды языковых искусств, направления и методы
в лингвистике и литературоведении).

Между тем необходимо очертить еще один уровень - мета-языковых
технологий, которые пользуются научными понятиями лингвистики
и литературоведения, чтобы трансформировать сами предметы их изучения
- язык и словесность. Речь идет о практическом, экспериментальном
литературоведении, образцы которого мы находим в программных работах
теоретиков и критиков, обосновавших новые направления литературы
или исследовавших возможность новых художественных форм - классицизм,
романтизм, реализм, символизм, футуризм, сюрреализм, неоавангард,
постмодернизм и т.д. Буало и братья Шлегели, В. Гюго и Э. Золя,
М. де Унамуно и Ф. Маринетти, А. Бретон и Р. Барт, а в России
- В. Белинский, Д. Мережковский, А. Белый, В. Шкловский, Ю. Тынянов...
Область их усилий - уже не поэтика или эстетика, которые исследуют
действующие законы литературы и искусства, а транспоэтика
и трансэстетика, которые через поэтику и эстетику движутся
к новым возможностям литературы и искусства, пытаются преобразовать
то, что они изучают. Приставка "транс-" означает "за", "сквозь",
"через", "по ту сторону" того, что обозначается корневой частъю
слова. В приложении к названиям теоретических дисциплин "транс-"
обозначает именно вторичные практики, технологии, которые возникают
на их основе и ведут к трансформации изучаемых ими областей.

Широчайшее поле применения имеет и транслингвистика,
которая создает искусственные языки или задает новые направления
развитию естественных языков. Очевидно, что деятельность доктора
Л. Л. Заменгофа, создателя международного языка эсперанто, не
относится к области лингвистики, хотя и развивается на ее основе.
Именно сравнительный анализ существующих языков позволил Заменгофу
синтезировать новый язык, сочетающий романские, германские, славянские
элементы. Транслингвистика охватывает область построения как плановых
международных языков (волапюк, окциденталь, интерлингва и мн.
др.), так и специализированных языков, включая языки различных
дисциплин (математики, логики, лингвистики) и языки программирования,
общения человека и машины. Большой вклад в транслингвистику, в
теорию и практику лингвопроектирования внесли Р. Декарт, Г. В.
Лейбниц и такие создатели проектов философских языков, как Дж.
Дальгарно, Дж. Уилкинс. Ж. Делормель.

Что касается естественных языков, то они по традиции считаются
"инертными", открытыми только медленным историческим изменениям,
а не сознательным преобразованиям. Но и в этой области есть место
для проективно-трансформативной деятельности. К транслингвистике
относятся: словарная, а в значительной мере и словообразовательная
работа В. Даля, по-новому структурировавшая лексические запасы
русского языка и прибавившая к нему около 14 тысяч собственно
далевских новообразований; "воображаемая филология" В. Хлебникова,
которая вылилась примерно в такое же число неологизмов и в эксперименты
с морфологией и синтаксисом, значительно увеличившие гибкость
русского языка; в наше время - "грамматология" Ж. Деррида, которая
из теоретической сферы постоянно выходит на уровень трансформации
языковых практик. Все это и можно отнести к гуманитарным технологиям,
т.е. практикам второго, надтеоретического, а не дотеоретического
уровня.

Существующее деление культуры на первичные практики и изучающие
их теории заведомо неполно и не позволяет определить характер
творческого вклада многих выдающихся деятелей культуры, например,
русского Серебряного века. Д. Мережковский, В. Иванов, А. Белый
были и писателями, и теоретиками, но в их работе присутствует
нечто третье, чего нет ни у чистых художников (например, Н. С.
Лескова или А. П. Чехова), ни у чистых ученых (типа А. Н. Веселовского
или А. А. Потебни). Они не просто делали литературу и не просто
изучали ее, а раздвигали границы литературы, открывали в ней новую
эпоху, исходя из теоретического видения ее задач и возможностей.
Они писали символистские стихи, но они и создавали программу и
практику символизма как целостного культурного движения, в котором
были и художественная, и теоретическая, и философская, и религиозная
составляющие.

Это и есть культуроника. Ее нельзя смешивать с художественным
творчеством или другими формами действия внутри определенных предметных
областей культуры. Так же, как в области естественных наук мы
различаем явления природы (предмет науки) и технологические процессы
(применение науки), а в области социальных наук - общественные
процессы и их сознательную политическую трансформацию, так и в
области гуманитарных наук следует различать три уровня:

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка