Комментарий |

Бумеранг не вернется: Красные

Евгений Иz

/Фрэнк Диас «Евангелие от Толтеков. Жизнь и учение Кецалькоатля»,
Киев: «София», 2004/

Кармический промах краснокожих: когда по чистому совпадению у
коренных мексиканцев шел год Первого Тростника, связанный с
культом Кецалькоатля, на берег высадились бравые коммандос
Фернандо Кортеса. Ацтекский авторитет Моктесума был убежден, что
это «наш господин Кецалькоатль вернулся!». Чистые Малыш и
Карлсон. Только с трагической сноской на незыблемость хода
небесных сфер и неколебимость предания. Моктесума так и сказал
Кортесу: «О повелитель, после тяжких испытаний ты смог
вернуться домой. Садись же на свою любимую циновку, свой трон – все
цари ацтеков хранили его для тебя. О чудо! Воочию вижу пред
собой всех пережившего властителя нашего!». А как бы вы
поступили на месте Кортеса?

Долгая и сложная предыстория этого кармического промаха – эпос о
четвертом воплощении Пернатого Змея Кецалькоатля изложена в
книге «Евангелие от Толтеков». Четвертое воплощение звали Се
Акатль, поскольку он был рожден в год Се Акатль т.е. в год
Первого Тростника. Ушел за океанские воды на восток, был светел
ликом и бородат. Вернулся Кортес с ребятами. Известная
историческая трактовка. Неизвестно, как бы повернулась судьба
американских континентов. Адепты северного Маниту
сопротивлялись, но узок был их круг и страшно далеки они были от
огнестрельного прогресса.

Фрэнк Диас, кубинец по происхождению, живет и преподает в Мексике, в
Университете Куэрнавака. Специализируется строго на
Кецалькоатле и толтеках, что в антропологическом изводе Центральной
Америки обобщается под культурой науатль (язык, счисление,
философия). То есть, это его не первая и не последняя
работа. К каждой из четырех частей книги (занимающих двести сорок
пять страниц) аккуратно приведены источники (их несколько) и
комментарии (от автора и от неравнодушного переводчика
Т.Матросова). Выглядит убедительно. Однако, это не строго
научное исследование, это именно приведенный с приближением к
аутентичному звучанию эпос. Без сносок неспециалисту разобраться
с нагромождением тамошних богов и их аватаров невозможно.
Это не философ Лосев, который берет весь Ренессанс и строго
согласно научному методу раскатывает его в увесистый том
академического исследования. Это другое. Учитывая, что
источников у Диаса немало, к тому же некоторые источники писаны
по-английски, а это уже двух-трехкратный перевод, эпос льется
слаженно и гладко. Некоторые эпизоды странны или излишне
балластны, но это же Красные. Надо уважать.

Ввиду всего этого читающему придется самостоятельно (с маленькой
помощью комментариев) улавливать параллели между мифом о
Кецалькоатле и некоторыми фрагментами из христианства, митраизма и
скандинавских сказаний. Это не та книга, в которой хотя бы
в заключительном резюме будет выдвинута гипотеза о
ностратической группе и первичной территории. Это та книга, в данные
которой, как в расклады мадам Блаватской, можно только
верить или не верить. Книга не без сумбура, - разящая разница
между древней цивилизацией и ее нарративами и нынешней с ее
трансгрессией налицо. Порою может показаться, что
беспрецендентный наив толтекского Писания оборачивается синтагмами
эзотерических инсайтов (особенно, когда в примечании нам пояснят,
что, допустим, оговоренный камень вод – это не камень, но
передняя часть гипофиза, участвующая в особой алхимической
внутренней практике). Зато все желающие могут насладиться
возвышенным стилем образной и метафорической речи краснокожих
братьев. «Я воин, тот, кто проделал путь с Небес. Не зря носил
я свой золотой знак. Я причина движения Солнца. Я вернулся
раскрыть свою руку – обитель страны крыльев, одинокий
путник.» Вспоминаешь реплики героев Гойко Митича, фильмы вроде
«Верная Рука, друг индейцев»…
Хотя подобный уровень
вдохновенного высказывания можно встретить хотя бы и у коптских
гностиков.

Любопытно, что Моктесума никогда не видел Се Акатля, аватара
Пернатого Змея, да еще и принадлежал к ацтекской группе,
противостоявшей и заместившей исчезнувших толтеков. Он был «не науа»,
как и земной отец Се Акатля – Мишкоатль, Облачный змей, т.е.
представитель иной (северной) культуры. Но мать Се Акатля –
Чимальма, Щит и Рука, зачала его непорочно в «ущелье рыбы».
Изначально интересно читать этот миф о четвертом приходе
бога Кецалькоатля как историю о нисхождении, помрачении,
жертве и воскрешении верховного существа над всеми существами
Ометеотля. Благодаря точному летоисчислению в древней Мексике,
известно, что Се Акатль Кецалькоатль реально родился в 947г.
от Р.Х. и жил и правил в Туле вплоть до своего изгнания, а
затем и рассеяния этнической группы толтеков. Кроме того,
самым завораживающим моментом повествования о пути Кающегося
(одно из имен Се Акатля) служит его посмертное участие в
создании людей пятой расы, что сводит все приключения и борения
духа к необъяснимому оккультному парадоксу (ведь 947г. от
Р.Х.). Зато широкому читателю обязательно станет заметно, что
культ Пернатого Змея в отличие от Локи-образных извращений
Тескатлипоки, Дымящегося Зеркала, вечного врага Кецалькоатля,
истока человеческих жертвоприношений в Центральной Америке,
- культ Кецалькоатля гуманен, близок к срединному пути, к
христовой заповеди «возлюби ближнего своего», направлен на
горний мир и на объединение этносов континента и мира, то есть
– глубоко прогрессивен для той поры и тех мест. Священные
времена отсутствия буржуазии и смирного бытия
неразвивающегося рынка. Толтеки, согласно книге Диаса – дословно
«искусные», «художники». Люди, жившие художественно. Воины
прекрасного. Такие в печали покаянного гнозиса вполне могли, как Се
Акатль, добровольно взойти на самосожжение. И тем искупить.
Хотя судьбу не переломить. Толтеков уничтожили те, кто позже
назвался ацтеками. Ацтеков ловко поймали за язык волшебные
пришельцы-инвесторы вроде Кортеса. Ну, и так далее, до наших
дней. Show must go on.

Напоследок, из книги Диаса лишний раз, если кто не знал, можно
почерпнуть, что в результате своего преображения и вознесения Се
Акатль Кецалькоатль стал на небосводе специальной звездой, а
именно планетой – Венерой. Ну и все прилагающиеся к этому
европейские коннотации. Умному скучно не будет. К тому же, у
книги одна иz самых стильных («софиевских») обложек.
Кастанедовцам должно прокатить.

«Повсюду вы найдете тех, кто трудится, выражает себя, погружен в
раздумья, творит. Не мешайте им, не вторгайтесь в их занятие по
невежеству своему.»

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка