Из цикла «Возвращение»
курсив>Продолжение.
5. В школу
Вложив мне, упакованному в новый зеленый костюмчик и от этого
неповоротливому и бестолковому, в руки букет, мать жестко сказала:
– Запомни! Дураков у нас в роду не было! Я отдала тебя Анфисе
Матвеевне. Это самая хорошая учительница. Так что я тебя честно
предупреждаю….
Глаза её блеснули сталью. Она выпрямилась и, роняя железные слова, произнесла:
– Если. Я. Услышу. Что Анфиса Матвеевна. Тобой. Недовольна….
Я обреченно опустил голову, и она закончила:
– Пощады не жди! Ты меня знаешь. Принесешь двойку – что у меня в
руке – то у тебя в голове будет!
Деваться некуда – рука у матушки тяжелая – пришлось учиться на
четверки и пятерки.
6. Рисунок
А первым был урок рисования!
– Достаньте свои блокноты, карандаши, ластики и нарисуйте каждый,
что хочет! На свой вкус.
Достали не скоро, с большим шумом, и снова стали смотреть на учительницу.
– Можете приступать. Начинайте!
Никто не двигался.
– А можно я нарисую дом? – спросил серьезный мальчик с белым
отглаженным воротничком.
– Да, конечно. Всё, что вам нравится.
– Я паровоз хочу! – закричал длинный с последней парты.
– А я – мячик!
– Кошку!
– Тише-тише! Я же сказала, каждый рисует то, что хочет. Все, что вам
угодно, только молча.
Ветер от раскрываемых блокнотов стих. Темные, светлые, стриженые и с
бантиками головы склонились, и шуршание 42-х карандашей по
бумаге заполнило пространство.
Как же это замечательно, что первый урок – рисование! Уж я-то нарисую!
Я нарисую….
Что?
Сейчас-сейчас…. Нарисую дом. Нет. Паровоз? Так-так-так….
Соседка по парте уже рисовала. Обыкновенный домик. Так и любой
может. Окошечко, крыша, труба…. Сейчас дым пририсует, ухмыльнулся
я.
Так, справа будет дом, а впереди станция. Как в самом деле. На
станции поезд стоит. Дальний. «Рига-Адлер». И навстречу товарняк
идет. У дома возле калитки мать. Она держит Ленку за руку. И
Серенька наша – вечер как-будто – хлеб жует. Устала за день
ходимши. Шарик! Обязательно! Шарик мой стоит и хвостом
крутит. Вот глумной!
Не. Не получится, чтобы у него на рисунке хвост крутился. А так он
не может стоять, чтоб не крутить. А если на задних лапах? Я
даже засмеялся тихонько. Сам рыжий, морда хитрая, а пузо
белое.
Колю нарисую. И мост надо. Речка может не поместиться! А как без речки?
Самолет обязательно! Ну и еще что-нибудь.
Красота, что рисование! Уж я-то нарисую! И не как-нибудь.
Учительница покажет мой рисунок всему классу и скажет: «Лучше всех,
конечно, нарисовал Боря Петров. Но у него способности. Борина
мама уже показывала мне его рисунки, и среди них есть даже
лучше, чем этот. А Борин папа, вы знаете, он рисовал
настоящие картины, и не карандашом, а масляными красками, как
настоящий художник!».
«Тогда конечно, – все вздохнут. – У него способности от отца!».
А я задумчиво посмотрю в окно.
Может, и сам художником стану. Летчиком побуду…. Или наоборот.
Выучусь на художника, порисую, а потом летчиком стану.
Мои новые карандаши, неумело, но старательно заточенные матерью,
ждали и были готовы начать любой рисунок.
И он начался. То разинув глаза и рот, то закусив губы до глубоких
вмятин, дрожа от нетерпения и чего-то другого непонятного, я
рисовал то, что хотел. Быстро и жадно шуршал карандашом,
спеша оставить на бумаге как можно больше штрихов. Я даже не
успевал за ним. И остановиться не мог, и думать ни о чем
другом. Я рисовал! Совсем забыв о новом зеленом костюме, который
поначалу очень стеснял – нужно ведь было не вымазаться и не
вляпаться, забыл о том, что это был Первый день в школе,
забыл обо всем.
Горя щеками и карандашом, сдавленным белыми пальцами, я не слышал,
как за моей спиной очутилась учительница. В строгом черном
костюме и с воротничком белей, чем у серьезного мальчика, она
спокойно ходила между рядами, смотрела рисунки, иногда
подсказывала кому-то, помогала, некоторых хвалила.
– О, Боря, ты сразу выбрал красный цвет! – сказала она, постояв у
парты, рассматривая мой рисунок. – А что это у тебя будет?
Я вздрогнул от неожиданности и бестолково завертел головой.
– Это…. Это…. Щас, вот тут еще и тут, – еще больше заторопился. – И
тут. Еще вот здесь….
– Ну, хорошо, – сказала Анфиса Матвеевна. – Ты рисуй! Я подойду еще
раз, попозже.
– Ага.
И я снова окунулся в рисунок. Карандаш тоже будто спешил. Кончик у
него сточился, а мне даже сменить его было некогда.
Рисунок мой рос, ширился, заполняя собой лист, и становился все
менее и менее понятным…. Раньше к первой линии или большому
прямоугольнику, получившемуся позднее, можно было пририсовать
многое: колеса, например – вагон получился бы, трубу с дымом –
дом, колеса и трубу – паровоз. Да все, что угодно! А
сейчас….
Чем больше я добавлял штрихов к своему рисунку, тем менее понятным
он становился.
Словно завороженный, не успевая за карандашом, изумленный, я
наблюдал возникновение новых линий, штрихов…. И постепенно
становилось ясно – не получится у меня дом, и станция не получится,
и Серенька….
Ну, так хоть что-нибудь получилось бы!
Изо всех сил я попытался сам повести карандаш, чтобы изобразить хоть
что-то понятное. И не смог! Рисунок продолжался без моего
участия.
Последние штрихи легли на бумагу. Я замер.
Красная Химера смотрела на меня с блокнотного листа. Линии, точки,
пятна, штриховка…. Огромное, зыбкое, странное и непонятное.
Рисунок скорее напоминал древний чертеж неведомой машины,
странную схему неизвестно чего…. И названия ему не было!
Быстро я прикрыл рисунок ладонью, испуганно стал зыркать глазами по
сторонам. Потом захлопнул блокнот и положил на него обе
руки.
Все заканчивали, и многие уже сдавали свои блокноты с неказистыми,
но простыми и понятными рисунками. Лучшие из них учительница
показывала классу и хвалила.
– Очень хороший рисунок, – она сказала, – у Виталика Моргунова.
Посмотрите, какой у него замечательный гриб!
Все увидели гриб, четко обведенный черным карандашом, на крепкой
желтой ножке и с коричневой, но почему-то в клеточку шляпкой.
Ничего. Хороший. Ну и что! Да я таких грибов – тыщу! И лучше еще. И
почему это в клетку? Где это он видел клетчатые грибы?!
Потом учительница показала домик с окном, трубой, дымом и человечком
рядом. Это был рисунок моей соседки по парте.
Смех! Ленка лучше нарисует!
Последние сдавали свои блокноты.
Красный, я прирос к парте.
Ни за что! Никому! Разве можно сдать рисунок, если даже я сам не
знаю, что это такое!
Потихоньку я спрятал блокнот в портфель.
Даже смотреть на него не мог. Сразу становилось тревожно и стыдно.
Рисунок пугал меня. Я боялся раскрыть блокнот на первой
странице и вырвать лист не мог – жалко нового блокнота. Я прятал
его ото всех, а уж если просили показать, старался поскорей
пролистнуть первую страницу.
Но мать все-таки увидела. Удивилась.
– Что это такое?!
Я не знал, куда деваться.
– А, – махнул рукой, – так, хреновина!
– А зачем ты её нарисовал?
Мать всмотрелась в рисунок получше.
– И правда, хреновина какая-то! Блокнот только испортил!
– Да ты вот где смотри!
Торопясь, я стал показывать ей другие, хорошие и понятные рисунки.
Она их посмотрела, похвалила и снова раскрыла блокнот на первой странице.
– Ну и ну! Вот уж действительно, хреновина. Как только умудрился!
И никому не объяснить – ведь не рисовал я её! Сама нарисовалась!
И что теперь с ней делать?!
7. Раненый из ночи
Осенняя ночь с воскресенья на понедельник выдалась неожиданно тёплой
и влажной. Мы уже спали, когда на улице у нашего дома
послышались голоса, и резкие сильные удары обрушились на ворота.
– Кто там?! – тревожно закричала мать.
– Открывай! – донеслось с улицы, и громкие невнятные слова и ругань
перемешались со стуком.
– Кого черти несут?!
Зажгли лампу, и я увидел у нас на кухне троих незнакомых мужиков.
Один сидел на табуретке, двое других, покачиваясь, держались
за его плечи, и громко бормотали кому-то угрозы.
– Падла! Гад! – сказал тот, кто сидел. – Не знал я, что у него ножик.
– Ничего, – наклонился тот, кто стоял слева, – мы ему, суке, сделаем!
– Не спрячется! – с кривой мстительной ухмылкой добавил третий. –
Из-под земли достанем!
– Засучите ему штанину! – сказала мать.
Мужики послушались. Я увидел размазанную по ноге кровь. Глубокая
длинная рана была на левом бедре.
– Где это тебя? – спросила мать, прижигая края йодом.
– На станции, – поморщился тот. Обдал меня холодным невидящим
взглядом. – Ничего, – пригрозил с затаенной злобой, – я ему
сделаю!
– Домой идите, а то рана будет кровоточить! – сказала мать, перевязав ногу.
Они канули в ночь со своими угрозами, а я долго не мог уснуть. Мне
представлялось, как эти трое рыщут сейчас по станции, ищут
того. Найдут и тоже будут его резать. И он придет к нам, или
его принесут. Тоже будет ругаться, грозить и тупо стекленеть
затянутыми какой-то мутноватой пеленой глазами. Он позовет
своих друзей, и они тоже начнут рыскать по станции. Скоро
целые стаи будут рыскать по станции и поселку, чтобы кого-то
найти и зарезать. И в нашем поселке уже нельзя будет жить,
потому что все начнут искать друг друга и убивать.
Дремучая злоба, словно чернила, разлита в ночи, и кажется, что во
влажной тьме ширится что-то жестокое и бессмысленное, чего уже
нельзя остановить. Зловещие ало-фиолетовые тени почудились
за окном, и знакомая боль ожгла грудь.
А мать сказала:
– У, заразы пьяные! Детей перепугали, – и принялась успокаивать плачущую Ленку.
8. Музыка на уроке
– Петров, читай дальше! Ты что, заснул?
Дальше стояло слово «пришел», но произнести первый звук сегодня было непросто.
Я набрал побольше воздуха, зажал его в себе…. И ясно понял – пропал!
Сейчас все узнают! И ребята, и девки, весь класс и вся
школа! И Горошиха узнает! Все на свете узнают, что я заикастый!
Один уже есть на школу, но он рыжий – ему все равно. А тут вдруг еще
один. И не кто-нибудь, а сам Борсик! Как же я буду жить?!
Лбом, затылком, спиной, грудью и руками я ощутил любопытные взгляды
40-ка человек, и два: учительницы и Горошихи – по
отдельности.
Сделалась тишина. Все с интересом ждали, и еще никто не догадывался….
Холодный пот прошиб меня насквозь.
– Ну что же ты молчишь? – повторила Анфиса Матвеевна. – Так хорошо
начал и вдруг замолчал!
Я выдохнул и снова набрал полную грудь воздуха. Отрешенно и свысока
оглядел притихший класс. Выхода не было! Тонким ручейком пот
сбежал вдоль позвоночника.
Пропадать, так с музыкой!
Я сделал хитрую физиономию, прищурился, как второгодник Рыжков и…
улыбнулся среди всеобщего безмолвия.
Вроде обдумывая, как бы это схулиганить поинтересней, медленно сказал:
– А-а там… а-а… песня хорошая. Она-а кончится, и я начну.
К классу примыкала жилая комната для учителей, и тихо сквозь
бревенчатую стену оттуда проникала мелодия. Голос, ласковый и
печальный, окутав волшебным облаком, укрыл от глаз, любопытно
ждущих, и унес с собой.
Из невообразимых пространств я обернулся – наш поселок, деревянная
школа и кто-то маленький, испуганный до отчаянья застыл в
перекрестье взглядов.
Все это показалось теперь далеким и ненастоящим, как смутное
воспоминание, фото из прошлого.
А вокруг – неведомая доселе страна вдруг раскрылась, зазвучала
новыми голосами, расцвела мягкими красками.
В голубоватом тумане строго и непреклонно высились мохнатые ели. То
здесь, то там поблескивала неподвижная, как стекло, гладь
озер. И камни удивительные – большие, округлые – были
разбросаны повсюду небрежно и вольно.
Подходили добрые звери и, головы ушастые наклонив к плечу, смотрели
умными глазами.
– Я умею говорить! – объяснял им, не тревожа лесной тишины. – Только
сейчас звуки почему-то скомкались и распухли в горле. Но
это пройдет! Так уже было. А потом прошло. Я умею говорить!
Они понимали мою беду, верили. Ободряюще махнув хвостами пушистыми –
ерунда, конечно, пройдет! – бежали по своим делам. И птицы,
посмотрев внимательным глазом и легко чирикнув – все
пройдет! – перепархивали с ветки на ветку.
И никто не дразнился!
Завороженный, я стоял в прохладном покое, почти безразличный к тому,
что происходило в школьном классе далекого поселка, где я
когда-то жил и учился.
«Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер», – стих волшебный голос.
– Во, даёт! – развалил тишину восхищенный вскрик хулигана Рыжкова.
Затаив дыхание, класс перевел 41 пару разинутых глаз на учительницу.
– Оказывается, ты так сильно любишь музыку, – задумчиво сказала
Анфиса Матвеевна. – Мы не знали об этом.
– Ага! – кивнул я обрадовано. – На мандолине играю.
– Ну что ж, – спокойно сказала моя первая учительница, – когда будет
у нас урок пения, принеси свою мандолину. Сыграешь нам, что
умеешь.
Звонок закончил нашу беседу, а на перемене мы пошли войной на
параллельный класс. Я был почти отличником и почти хулиганом.
Ребята меня слушались и с готовностью выполняли приказы, а тех
мы победили сосновыми ветками.
Беда прошла мимо. Я был счастлив до самозабвения. Всё получилось
само собой. Мир опять распахнулся, стал солнечным и звонко
многоголосым. В нем снова интересно и радостно жить.
А если вдруг тесно в кольце острых недобрых взглядов – вспоминаю
спасительную мелодию и волшебный голос.
Теперь я знаю: выход есть. Даже когда его нет.
Главное – успеть найти заветную дверь.
Я её открываю и ухожу от новой беды в легкую дымку тумана.
Босиком на траве изо всех сил, до головокружения, до боли в груди,
вдыхаю в себя весь существующий воздух, и затурканная
заботами, страхами и сомнением душа вновь удивляется величавой
необъятности мира.
Высоким елям и светлым березам, зеркальным озерам и древним валунам,
траве и небу, зверям и птицам… Всем, всем, всем! Я молча
расскажу о новых напастях и подлой несправедливости,
обрушившихся на меня и других, чтобы услышать спокойный и знакомый
ответ –
«Все пройдет!»
Я видел, как Анфиса Матвеевна и моя мать разговаривали о чем-то,
встретившись на станции. Потом меня долго не вызывали по чтению
в классе. Я даже удивлялся, недоумевая – может, она забыла
вписать мою фамилию в журнал!
Но мать объяснила:
– Анфиса Матвеевна сказала, нечего на тебя время переводить. Ты и
так хорошо читаешь. А если надо, я сама тебя проверю.
В классе я громко брякнул портфелем о парту.
– Знаете, почему меня по чтению не спрашивают?
В вопросительном молчании все уставились на меня.
– Анфиса Матвеевна сказала моей матери, что я и так лучше всех все знаю!
Ребята молчали, а Горошиха приподняла бровь. Она умела.
– Ну, может, чуть поменьше Горошихи, – добавил я из скромности.
– Не меньше! – сказал Рыжков. – Столько же. Одинаково с ней.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы