Комментарий | 0

Дневной дозор ночных тетрадей (23)

 

 

 

 

Шестой сезон. Осень

 

         1

Возможна ли революция сознания без тычка тебе пистолетом в затылок? Форма работы над истиной-в-себе – работа без ориентации на какой-либо успех, плату или выгоду, хотя бы в форме внимания другого человека. Простой пример: ты начинаешь вести дневник с такой степенью правдивости и точности, выверенности и такта, на какую способен, но абсолютно не рассчитывая на то, что кто-то когда-нибудь его прочтет. Ты ведешь дневник без малейшего учета себя как социального раба. Такой опыт потребует настоящей революции в твоем сознании. В том же измерении можно писать и стихи, и даже роман.

       Пора переходить к новым формам жизни, к новым видам собственной самоорганизации. В силу чрезвычайной ситуации на нашей многострадальной планете мы должны находить абсолютно неожиданные формы перевода себя в новые потоки "внутреннего мирового пространства".

 

         2

Искусство познавать жизнь всеми органами чувств – ничуть не менее достойно внимания, чем искусство мыслить, осознавать и сомневаться.

Познать не значит понять. Это нечто отдельное, не каждому доступное.

 

         3

Истина укрыта непроницаемой стеной ума.

 

         4

В человеческой истории не действует ли естественный отбор, когда всё лучшее, утонченное, духовное вытесняется и уничтожается цинично-лживым и нагло-агрессивным? Изо дня в день, из эона в эон.

         Всякие островки душевного здоровья, духовной прозрачности, благородства, подъема первоинтуиции в человеческой истории – сверхъестественны. Равно и в жизни индивида.

Не в этом ли смысле писал Рильке, что всякое истинное стихотворение сверхъестественно?

 

         5

Уходя в мыслительный путь "поиска истины" и в обрамляющую этот путь тяжеловесно-тщеславную эстетику, русский интеллигент сходит с индийско-русского пути. С высшего уровня сознания переходит на низший, где "делает успехи". Никакого общения между людьми двух этих путей быть не может. Это параллельные вселенные. В этом одна из причин ненависти умственного человека западного типа к инаковым формам сознания.

 

         6

Дело не в том, чтобы избавиться от мыслей, а в том, чтобы не считать их своими или, тем более, связанными с твоей сущностью.

 

         7

Культ западного типа просвещенности – петля на шее России и народа. Увлеченно идя по этой широкой дороге, почти всякий наш индивид, начитавшись и насмотревшись, теряет здравый смысл и провисает словно парящий в ментальном облаке. И с какого-то момента он настолько влюбляется в свою евро-американского образца "образованность", что не замечает само то мгновение, когда начинает презирать и ненавидеть Россию и само существо русского человека, ибо русский человек – из иного. (Не из большего или меньшего, а из иного).

         Вот почему "русская интеллигенция" невозможна, она неизбежно становится образованской и в тот же момент антирусской, она извращает само существо духовного, как оно понималось издревле. И чем бóльших успехов в своей разнообразной деятельности она достигает, тем сильнее разрушает саму основу евразийской русской инаковости, убивая в русском желание жить. И мы это видим в том числе и по катастрофическому падению рождаемости. Происходит этот отказ-от-жизни, разумеется, на глубоко инстинктивном уровне.

       Вот почему чем больше в нашем обществе так называемых образованных людей, тем решительнее кердык стране. Они ею пользуются, чтобы показать ей кукиш, как те триста юношей, которых Пётр отправил учиться на Запад. То, что многие остаются "на заработках" в России, ничего не меняет. Физические присутствие, физическое отсутствие. Но с кем и с чем твой дух?

 

         8

Герман Кайзерлинг: "В философском смысле нет ни добра, ни зла, ибо одно соотносительно с другим". Если, мол, не будет зла, то и добра мы не обнаружим. Это с точки зрения западного филологизма, где философия строится из слов, из речевых фигур. В империи слов, с точки зрения филологической слово "добро" и слово "зло" действительно не существуют раздельно. Но в реальности есть и добро, и зло, и они не являются проблемой языка. (С точки зрения языка зло и красота едва ли близко связаны, но в реальности ничто так не дружит с красотой так, как именно зло, и чем абсолютнее зло, тем оно обаятельнее, эффектнее, соблазнительнее и красивее). Несомненно, существуют сообщества, где добро и доброта не являются добродетелями, соотносимыми со злом, но являются тем же самым для души, чем воздух для тела. В таком обществе абсолютно другие задачи, в том числе и у искусства, иные нежели непрестанно толочь в ступе тему и сюжеты борьбы добра со злом и наоборот.

 

         9

Влюбленный в Европу монарх воюет с европейским союзом. Возможна ли победа? По логике материальной и психологической – нет. Но Александр I победил же (да еще ведь "непобедимого" корсиканца!), но... лишь с помощью всего русского народа. А затем – после ряда безуспешных попыток организовать политику в христианском ключе, –величайшее разочарование во всей этой модели жизни, смена имени и уход в бездны архаико-индуистского православия. Вот вам и разница между европейским и русским. Хотя ведь и кровь-то у Александра, вероятно, что-то шептала ему иной раз в снах по-немецки... Но эти шепоты давно уже были несущностны. Он что-то понял в судьбе.

 

         10

Я даже думаю, что пребывая в полном комфорте, в чудесно красивой стране, где безупречно налажена жизнь, где всё заслуженно домогается твоего восхищения, – любовь невозможна. В любой живой стене должны быть трещинки, зазоры, осыпи. Вне обнаженности трагической стороны жизни (или бытия, кто на сколько способен) человек оказывается в комнате, оклеенной красивыми обоями, и предположим, что весь твой мир – это такая вот безупречная комната: откуда взяться воплю, раздирающему в клочья всю накатанность пошлости? Без обнаружения и созерцания погибельности, недоуменности, слабости и несовершенства существа или вещи или страны, которые рядом с тобой или в тебе, – невозможна любовь. Нельзя любить всё демонстративное, показное, намеренное. Нельзя любить дворцы, нарочито придуманные парки, почти все написанные в мире картины, города, выстроенные напоказ и т.д., и т.д., и т.д. Для любви нужно, чтобы что-то разверзлось в тебе, земля заколебалась, чтобы сердце дрогнуло, а вовсе не эстетические рецепторы: "на щечке родинка..."

 

         11                                                               

Что же правдиво? Неизвестность себя.
Своя собственная текучесть
в мерцании неуловимых сверхсмыслов.
Подсмыслов.
Присутствие отсутствующего вождя.
Наваждение беглых сигналов,
чей опыт неистов.
 
Неотступность присутствия:
только кого и чего
не пытайся сказать и понять,
ибо это – струенье.
Иллюзорность попыток
схватить, уловить и обнять
этот явственный след аромата
от даоявленья.
 
Нет правдивее краски, чем холст голубой,
чем осенний распах чернозема твоих размышлений
над такой беспощадной, неистощимой судьбой,
где живет существо из твоих невзначай озарений.
 
(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка