У распахнутого
Сергей Соловьёв (08/08/2005)
Они где-то там, в небе, за углом его зренья, как сметенные за край страницы знаки певчего препинанья, кружат, стягиваясь в пращу и развихриваясь, приближаются, вдруг врываясь в проем оконный, бьются в лицо его; накипь их остроклювая застит его и сквозь прищур верещит, когтя хрусталик его, задернув воздух тысячекрылой тьмой, они губ египет считывают сквозь ладонь его и, уже считав дельту ее, плюют в лицо ему этим визгом своим целлулоидным, на цокающий дельфиний, сбиваясь, на липкий лепет, и – нет их, звук лопнувшей вдруг струны. На двенадцатом этаже у распахнутого окна стоит он; ни города под ним, ни страны. Чистый лист утреннего перламутра, вновь с угла в клочья рвущийся – так, будто это его лицо рвется, и снова лист стягивается на глазах в чистый. А они опять, эти ласточки, на вираж заходят, чтобы снова биться в лицо ему и кричать… Если б мог он думать сейчас, он бы как-то связал этих ласточек с тем что в комнате происходит за спиной его. Но лишь стоит что-либо начать ему связывать, как снежит и снежит глазах. То, что это не человек там, в углу за спиной, – это ясно ему, безотчетно. Не сон, не виденье. Но что? То есть кто? Голая на голом полу сидела она, утопив подбородок в колени, чуть искоса глядя на ноги его, проходившие мимо, на свет меж раздвинутых штор, на дверь приоткрытую в кухню, где пил нараспев свой утренний кофе, и снова на ноги в проеме дверном, на чашку, взметнувшую черный косой парусок, на то, как отпрянул и замер, а чашка висела в воздухе, пересчитывая под собой осколки, на этот, растущий под его босыми ступнями мысок золотистого света. Искоса, из угла. Онемело он глядел на нее. А она на него. И свеченье меж ее напряженно сощуренных век исходило такой сверхъестественной силы, что мнилось – открой чуть пошире глаза, и его бы смело световою волной. Но удерживала, чуть раскачивая как качели этот свет меж век, глядя искоса, из угла, в этой позе – уткнув подбородок в колени и светясь в глубине этой волглой пещеры - будто худенький серпик луны на ущербе, отраженный в воде зыбкой дрожью до самого дна. Он стоит на двенадцатом, у распахнутого. Стрижи, шепчет он, нет, не ласточки-антигоны, а стрижи. Как прихотливо мысль ведет себя – над пропастью витийствуя во ржи, к себе спиной, что ищет – листригонов? Тот лунный свет в углу, как голубой кумыс в кувшине тьмы, без тьмы и без кувшина. Вчера художник-друг оставил ему ключ и уехал к морю. К ночи дверь изнутри он запер. Утром трижды мимо того угла прошел. Кто, впрочем, сказал, что если ангел, то непременно крылья? Искоса, из-за шелка тучи она на него глядела, как луна на хутор. У распахнутого, снова чистый станет черным от этой стаи. Черный, скомкан, в лицо брошен. И опять проступает истый, белый, как из пепла. Что за книгу они листают? Они, он шепчет, слюнят страницы. Они не могут взлететь с земли. Их путь не здешний, но и не птичий. Кривая в небе им только снится. Попав на землю, ползут и гибнут - зачем иначе им крылья такой длины? Их хвост раздвоен, они не в лимбе, они в звезде, как че-к у Винчи. Он стоял и смотрел на нее, наверно, прикрывая лицо ладонью, тем же жестом, как сейчас от птиц. Тыльной ее стороной к губам. Взгляд его поневоле скользил к той ложбинке вербной серебристо пуховой, почти бестелесной – так казалось ему, судя по лунотичным верхам. Он, наверное, что-то тихо сказал ей, вроде: ты кто? Так, что и сам не расслышал, вглядываясь в ее черты: неуловимо они на глазах менялись – от дочки до матери, до… Губы ее подрагивали, чуть приоткрыты: ты… ты… ты… Или это она так дышала - прерывисто, чуть задыхаясь? И вновь отдаляясь, смывала черты и светилась в углу, как серпик луны в ореоле – к похолоданью. И близилась снова – другою, по льду, не по крови. Лицо проступало как пишет мороз по стеклу, и тут же теряло свои очертанья, но так, будто кто-то стоял за стеклом наготове, губами прильнув, замутняя дыханьем окошко. Но как бы она не менялась - она не менялась, вот ведь что. И не потому, что ее черты не значили ничего. Не в этом дело. Мир, как кошка, падал внутри него, кувыркаясь в воздухе, уменьшаясь до неразличимой точки, закавыченной в коготки. И неважно – где и когда земля, да и будет ли. Он стоит у распахнутого… Этой жизни в углу нет имени, этой худенькой лунной, в колени лицом, не из тех, с кем живут долго-долго и счастливо, не из тех, с кем в огне ли любви, в ее дыме ли… У распахнутого… Ночь выкатывала луну, как яйцо по небу, будто порчу снимала. Сейчас она лишь едва видна, чуть туманней, чем та - в углу. Не из тех… Он как птица отводит беду от гнезда: голем, призрак, пришелец, суккуб, и вообще – это кукла художника, друга, к нему… Но как молот в груди: да!.. да!.. Та это женщина, та, и не спутать ни с чем это чувство, точнее, предчувствие: Ты!.. Он стоит - Без которой и Бог – пустота. - у распахнутого. И – летит… Но не он, а земля к нему, да и та – как исписанная страница - лишь покачивается вдали. Он висит на незримых нитях под раскрывшимся птичьим куполом. Так легка - если взгляд отвести от земли – эта ноша. Легче воздуха. Он струится, глядя искоса сверху вниз на распахнутое, почти невидим - как тот серпик луны, как жизнь…
Последние публикации:
Парщиков –
(28/04/2012)
Слова и ветер –
(31/08/2006)
Слова и ветер –
(30/08/2006)
Слова и ветер –
(29/08/2006)
Слова и ветер –
(28/08/2006)
Слова и ветер –
(27/08/2006)
Слова и ветер –
(24/08/2006)
Слова и ветер –
(23/08/2006)
Слова и ветер –
(21/08/2006)
Слова и ветер –
(20/08/2006)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы