Комментарий |

Лаборатория бытийной ориентации #53. О ловком манипулировании манипуляторами.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2001. - 832 с.

Не такой уж, в самом деле, я дурак, чтобы пытаться объять необъятное. А книга С. Кара-Мурзы и показалась необъятной: в 1000 почти страниц, затрагивает множество актуальнейших проблем, связанных с технологиями господства. Я остановлюсь только лишь на проблеме защиты от воздействий манипуляторов, на снижении нашей уязвимости к этим воздействиям.

Автор делает вывод о том, что главная атака на сознание происходит в логосфере, когда язык из Дома Бытия пытаются сделать чем-то иным, наверное, бараком для подконтрольного существования. Идет массированное создание новых языков, в которых слова теряют святость и ценность, перестают выражать заключенную в вещах первопричину, теряют признаки трансценденталий и освобождаются от морали. Манипуляторы создают политические мифы путем ловкого подбора слов, вворачивания малопонятных обывателю терминов (ваучер, секвестр), выполняющих роль шаманских заклинаний и способных подавить слушателя фальшивым мнением "эксперта". Здесь главный принцип защиты - отказ от языка, на котором манипулятор излагает проблему; можно пересказать то же самое другими словами, избегая всяких идеологических категорий. "Если все годы реформ идет вымирание населения, если в русских областях почти прекратилась рождаемость, если крестьяне вынуждены были вырезать более половины крупного рогатого скота, то называть это "путь к нормальной экономике" - надругательство над здравым смыслом".

Автор прав. Действительно, мы - рабы слов, придуманных кем-то ради извлечения идеологической выгоды. Сейчас, в начале XXI века обнаруживается настоящая пропасть между реальными вещами и идеологическими словами "социализм", "капитализм", "демократия", "либерализм" и проч. Мы не должны спешить говорить слова, слушать слова и верить словам. Часто защитой могут стать просто тишина и молчание. Вера, как нахождение утерянных сакральных смыслов часто произносимых слов, защищает человека от ментальных атак, возвышая слово, не позволяя ему быть простым "речевым материалом". Философия (не автоматическое чтение философских книг, а именно философствование) тоже защищает человека, ибо учит самостоятельно мыслить и исходить из универсальных смыслов жизненного мира человека. И, разумеется, защищает человека поэзия - опасная, обоюдоострая, не поддающаяся идеологической вивисекции, чарующая, гадкая, непредсказуемая и омерзительная.

Для человека важно, пишет С.Кара-Мурза, почувствовать и осознать, что мы живем в ином обществе, нежели раньше. Мы попали в джунгли, где за нашим сознанием, за нами самими идет охота. Этот тезис представляется исключительно важным, т.к. всем нам свойственно благодушее, надежда на "авось". Когда мы слышим о манипуляции сознанием, то думаем, что уж нас-то не провести. Но нас проводят снова и снова.

Автор считает, что исключительно важно поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором или потенциальным манипулятором. Если нельзя совсем не ходить на "собрания нечестивых" (а почему, собственно?), то надо стараться хотя бы ходить не так часто. Лучше избегать соблазна побывать в "театре скандалов", который разыгывают перед нами манипуляторы. В действительности разнообразия информации на каналах телевидения нет никакого - так незачем переключать телевизор с одной программы на другую в надежде получить хоть какую-то крупицу знания. Алексей Михайлов в свое время спорил с утверждением о том, что телевизор - это "ящик для идиота"; он говорил, что для умного телевизор - окно в мир. Умный начинает смотреть в окно, а оно вдруг становится ящиком, а он сам - идиотом. Одиссей мог слушать сирен, привязанный к мачте, его же товарищи уши залили воском.

Важный этап манипуляции - захват аудитории, ее "присоединение", создание союзника в душевном мире адресата. Операция захвата имеет свой сценарий и свой ритм. С. Кара-Мурза пишет: "Если во время сеанса гипноза "жертва" вдруг скажет "я тут отлучусь ненадолго, а вы пока продолжайте", - все усилия гипнотизера пойдут насмарку". Иногда очень полезно быть туповатым и непонятливым и не спешить "понимать" всякий новый тезис. Иногда очень полезно переспросить - "скажите прямо, что вы имеете в виду"?

В программе манипуляции очень важен темп. Манипулятор достигает успеха, когда опережает процесс мобилизации психологической защиты аудитории. Поэтому столь большое значение имеют сенсационность и срочность в атаке на слушателя и зрителя. И здесь автор советует следовать народной мудрости "утро вечера мудренее", дать сырым мыслям, чувствам и впечатлениям отлежаться. Это очень интересный момент, т.к. современная культура лелеет образ человека, который на лету все схватывает и на лету подметки режет, все знает и во все врубается. Здесь же предлагается быть тугодумом, тормозом, опасливым крестьянином, который не семь, а семьдесят семь раз отмерит, прежде чем отрезать.

Легче всего манипулировать сознанием человека, мышление которого отвечает четкому и строгому алгоритму. Если же оно петляет, следует необычной логике и приводит к парадоксальным выводам, подобрать к нему ключ трудно. Если вместо шляпы на ходу вы надеваете сковороду, если вместо валенок перчатки натягиваете себе на пятки, если вместо двери выходите в окно, а отдыхать уезжаете в Арктику, то манипулировать вами весьма трудно. Манипулятор предполагает, что рыба ищет, где глубже а вы - где лучше. А вы ищите не лучшее, а скромненькое, серенькое, с обоями в цветочек.

Манипуляторы вытравляют чувство исторического времени, погружая нас в "вечное настоящее", заставляя существовать лишь здесь и сейчас, в особом замкнутом времени спектакля. От человека требуется усилие памяти и это поистине тяжелейшее усилие, ибо для человека так сладостно забывание! Человеку может быть удобно верить в то, что источник нынешней экономической разрухи коренится в дефектах советского хозяйства; однако, временные ряды главных натурных показателей хозяйства с 70-х годов и до сего дня свидетельствуют об убийстве хозяйства политическими методами, в результате чего Россия попадает в тройку стран (наряду с Югославией и Ираком), положение в которых ЮНИДО характеризует понятием "разрушенная экономика".

Манипуляция не терпит диалога в любой его форме. Манипуляторы хотят видеть в нас лишь потребителей идей. Диалог с другими и, прежде всего, с самим собой - важнейшее условие противодействия манипуляции сознания.

Эти и другие аспекты защиты от манипуляционного воздействия рассматриваются С.Кара-Мурзой подробно и убедительно. К сказанному им, пожалуй, следует добавить лишь то, что манипуляционные программы опасны и для самих манипуляторов. И если часть из нас научится не попадать на крючок к лукавым ловцам душ, то сами эти ловцы, рассматривающие другого лишь как вещь, как объект, неминуемо сами овеществляются и их будущее - быть вешалками для шляп и сушилками рук в общественных туалетах.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка