Есенин: судьба, образ, миссия
![]()  | 
  Как хотите, а мне всё-таки чем-то нравится мыльный сериал о Есенине.
  С одной стороны, туфта, конечно, полная, но, с другой стороны,
  акценты расставлены верно – во всяком случае настолько, чтобы
  донести до сознания обывателя несколько существенных мыслей. То,
  что Есенин был убит, этот стародавний секрет Полишинеля, становится,
  в сухом остатке, фактом уже совершенно несекретным. Например,
  для меня это стало очевидным давным-давно, и окончательно убедили
  меня в этом не догадки из области криминалистики и судебной медицины,
  а сам факт того, что «Англетер» был поспешно и секретно, «без
  шума и пыли» снесён в горбачёвские времена – через несколько лет
  после сноса дома Ипатьева. Всё логично: самые опасные свидетели
  ритуального убийства – стены дома, его облик. Нет дома – нет человека,
  можно сказать.
![]()  | 
  А теперь по сути фильма. Безруков-младший, играющий главную роль,
  – конечно, клинический дурак: папа сочинил для него роль первого
  диссидента в обличии золотоволосого Ивана-дурака, и бывший герой
  «Бригады» в неё органично вписался. Правда, и в самом деле органично
  – и за это его нельзя не похвалить. Вообще-то талант у Сергея
  Безрукова – цыплячий, но вот поди ж ты, какие чудеса делает с
  человеком диета вкупе с занятиями спортом: из малоподвижного,
  сыроватого увальня он за несколько лет превратился, в смысле пластичности,
  почти в Ивана-царевича и иногда даже выделывает такие антраша,
  что впору вспомнить о блистательном Андрее Миронове. Да и белые
  нэпмановские костюмчики Безруков носит здорово, опять-таки органично
  – так сказать, просто и шикарно. Этим, правда, все его актёрские
  достижения и исчерпываются, потому что он играет того, лубочного,
  Есенина, которого втайне обожали комсомолки тридцатых, под большим
  секретом переписывая в школьные тетради: «...Не расстреливал несчастных
  по темницам». Но лубочный Есенин – это, так сказать, икона для
  простонародья, потому что за ней скрывается совсем другая, подлинная,
  «икона» – та самая поздняя фотография, которая обычно почему-то
  никогда не тиражируется, но которая очень уместно показывается
  здесь, в этом фильме, в заключении каждой серии. Замечательная
  фотография, вглядитесь: в ней нет ничего ни мечтательного, ни,
  наоборот, разухабистого. И основное впечатление от лица Есенина
  на этой фотографии я бы определила так: трагическая сосредоточенность.
  «Я всё знаю. Я знаю, навстречу чему я иду. Хреново мне, братцы.
  Хотя... чего там: хули сопли-то размазывать».
  И вот до такого – такого! – выражения не подняться никакому Безрукову:
  это мог бы сыграть только Александр Михайлов, который, играя в
  этом фильме следователя, проживает здесь сразу две трагические
  судьбы, фатально устремлённые к гибели, – судьбу Есенина и судьбу
  того, кто расследует обстоятельства его гибели. Несмотря на сиротскую
  драматургию роли, обожаемый мною Михайлов теперь, много лет спустя,
  воспроизводит в ней, но уже со старческой умудрённостью и с ещё
  большей сосредоточенностью, то же самое, что он некогда сыграл
  в «Змеелове»: «Я не смогу не погибнуть, но должен идти до конца
  как можно спокойнее и сосредоточенней, чтобы успеть сделать как
  можно больше из того, что мне сделать дОлжно».
  Вот именно: пожилой Михайлов сыграл в этом фильме именно то, что
  и составляло message судьбы молодого Есенина как таковой – судьбы,
  в которой, несмотря на её хаотическую буйность, не было ровным
  счётом ничего прихотливого или случайного. Вот как раз к этому
  я и веду: Есенин – это главный юродивый нашей литературы – «юродивый»
  не в оскорбительно-пренебрежительном, а в высоком, религиозном
  смысле этого слова – можно сказать, Василий Блаженный двадцатого
  века, потому что все эти публичные демарши и дебоши были, если
  вдуматься, не более чем дымовой завесой, благодаря которой Есенину,
  как ему казалось, было проще совершать свою миссию – и совершать
  её, так сказать, методично и сосредоточенно.
  Как её, эту миссию, определить? Я бы определила её как стояние.
  «Нет, черти, голыми руками не возьмёте: я – не ваш, я – ушёл».
  Я – не ваш: я не хочу и не буду жить по законам стихий «века сего»,
  а всё остальное уже не столь существенно – даже и пресловутый
  «еврейский вопрос», потому что и здесь соответствующее окружение
  Есенина разделилось в пропорции «фифти-фифти», а Троцкий и Блюмкин
  были, выходит дело, своего рода ангелами-хранителями (очень парадоксальными,
  как и положено на страже у юродивого, ангелами-хранителями), опекавшими
  его до тех пор, пока свыше не было произнесено сакральное: «Свершилось».
  Вот такие вот соображения. Собственно, я всегда об этом догадывалась,
  но вот этот кичовый, по всей видимости, фильм не понятно почему
  стал катализатором тех мыслей, которые имелись у меня давным-давно,
  но которые удалось систематизировать только сейчас.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             

