«Из левых низов – в правые верхи»
|  | 
Виктор Васнецов. Фрагмент картины « Богатыри» (1898г.)
	Обсуждая вчера вечером достоинства любопытного портрета Ленина кисти
	Петрова-Водкина, как-то по ассоциации, коль скоро речь
	зашла о молодых революционерах, вспомнила я и свои юные годы, и
	то, какое впечатление производили на меня тогда молодые
	диссиденты-энтузиасты, эволюция которых бывала по большей части
	столь поучительной, что эту тему не грех было бы затронуть
	ещё раз – но теперь уже для более широкого круга читателей.
	Так вот, где-то году этак в 1976-м (экая седая старина, прямо
	скажем!), когда я заканчивала школу, в наш класс пришёл молодой
	человек по имени Марик. Познакомившись со всеми нами, Марик
	брезгливо дёрнул губой и сказал: «Ну, у вас тут не класс, а
	болото – никакой жизни, никакого общественного сознания». Да и
	правда, какая, с его точки зрения, у нас тут могла быть
	жизнь: все мы дружно ходили в Малый театр, в Третьяковскую
	галерею, писали сочинения о подвиге Зои Космодемьянской... Ну вы
	же понимаете: тоска! Нафталин! Серость! «Совок»! И вот
	тогда-то благодетельный Марик открыл перед нами новые горизонты.
	Только мы собрались было пойти на оперу Глинки «Иван
	Сусанин», как Марик сказал: «Ну, уж нет! Кто теперь, в наше время,
	это старьё слушает?!» – разорвал билеты (по-моему, в
	музыкальный театр имени Станиславского) и повёл нас на концерт
	Окуджавы. На концерте прославленного исполнителя мне было
	тоскливо, поскольку ничего интересного в этом жалком и безголосом
	плюгавом мужичонке плебейски-бомжеватого вида я не
	находила. А в его песнях, тексты которых были похожи на плохие
	подстрочные переводы с иностранного, – тем более. Однако же сам
	Марик был радостно возбуждён: глаза его сверкали, прядь его
	иссиня-чёрных волос прилипла к вспотевшему от восторга лбу...
	«Вот это да, правда?» – обратился он ко мне, пока бард
	перестраивал свою гитару с «виноградной косточки» на «комиссаров
	в пыльных шлемах». «Да...» – нерешительно протянула я, с
	тоской вспоминая весёлый и торжественный инструментальный
	грохот, сопровождающий с детства любимое «Славься, славься,
	русский народ». Но билеты на «Ивана Сусанина» были, как
	известно, разорваны бестрепетной рукой Марика.
	Вторая атака была предпринята Мариком на наши живописные вкусы.
	«Народ, вы куда?» – спросил он, когда мы стройными рядами
	отправились было в Третьяковскую галерею. Узнав, куда мы держим
	путь, Марик закатился гулким истерическим смехом, в котором
	слышалось нечто байроническое. «О, я вас сейчас в такое место 
	поведу!» – заговорщицким тоном сообщил он нам и повёз нас на
	метро до станции «Краснопресненская». Выйдя из подземки, мы
	долго блуждали по каким-то переулкам, потом в торжественном
	молчании долго стояли в длиннющей очереди перед невзрачным
	домом... Короче, всё это называлось «Московский комитет
	художников-графиков». Ну, сами-то картины, выставленные там, я
	помню смутно: это было какое-то тошнотворное, кричащих
	цветов, месиво из расчленённых женских тел, бетонных конструкций и
	жутковатых всевидящих глаз в треугольниках – некое
	страшноватое коллективное творение бригады наширявшихся маляров. Но
	Марик, как всегда, был возбуждён: глаза его сверкали, прядь
	его иссиня-чёрных волос прилипла к вспотевшему от восторга
	лбу... «Вот это да, правда?» – обратился он ко мне, пока мы
	благоговейно ожидали, когда нашему взору наконец предстанет
	очередное полотно, загороженное плотной спиной какого-то
	обсыпанного перхотью длинноволосого мастера. «Да...» –
	нерешительно протянула я, с тоской вспоминая картины «Московский
	дворик» и «Грачи прилетели». Правда, на сей раз тень сожаления,
	пробежавшая по моему румяному, в те годы, лицу, была,
	видимо, настолько очевидной, что Марик, по обыкновению, брезгливо
	дёрнул губой и сказал: «Ну, ты ещё скажи, что тебе картина
	«Три богатыря» нравится». Я этого, правда, тогда не сказала –
	постеснялась. Но «Три богатыря» мне действительно
	нравились. Однако подобное заявление в обществе Марика могло бы
	прозвучать для меня приговором. Ну вы же понимаете: кто такой
	Марик – и кто такие мы, комсомольцы, быдло!
	Да, и вот тут-то мне придётся сказать самое главное: Марик не был
	комсомольцем. Не был и не хотел им быть. «Имею право!» – гордо
	говорил он. Марик, конечно, имел право – но за него
	почему-то отдувалась безропотная Люся Комарова, комсорг: по-моему,
	её даже в ЦК ВЛКСМ по делу Марика вызывали. (Впоследствии
	выяснилось, что Люсе написали какую-то очень плохую
	характеристику и она, несмотря на серебряную медаль, поступила в
	институт только с третьего раза, меж тем как Марик, вступив в
	ряды молодёжной ленинской организации каким-то почти приватным
	образом, без шума и пыли, поступил в престижный медицинский
	институт сразу же – и это несмотря на то, что его познания в
	области химии ограничивались поговоркой «Сапоги мои того –
	пропускают аш-два-о».)
	...Прошло почти четверть века. Мы, бывшие одноклассники, в конце
	концов встретились – и почти в полном составе. Встретились мы
	дома у Марика. Его «дом» представлял собой целый этаж
	роскошного дома на Пятницкой. В бывшей коммунальной квартире,
	перепланированной и отделанной, было около пятнадцати комнат –
	Марик и сам не знал, сколько именно. Зато число своих детей он
	знал точно: их у него было десять – начиная от грудастой
	девицы с глазами-маслинами и кончая трёхмесячным младенцем
	неопределённого пола. «Дети» – это было теперь его кредо. «Мы
	должны спасти наш народ от депопуляции», – внушительно сказал
	он, с вожделением рассматривая крепкий малосольный огурчик,
	воздетый им на вилку. «Какой народ, Марик?» – осторожно
	спросила я, но Марик вместо ответа только брезгливо дёрнул
	губой. Теперь у него была своя вера: и жена Вера и просто –
	Вера. Православная, естественно. Марик по-прежнему был радикален
	во всём и потому, крестившись в Православной Церкви, сразу
	же после крещения облачился в чёрную косоворотку,
	непроницаемые порты едва ли не из козловой кожи и высокие блестящие
	сапоги. С аппетитом выпивая и закусывая, Марик с большим
	энтузиазмом нахваливал нам РНЕ и клеймил «инородцев». В
	продолжение его исполненной воодушевления патриотической речи
	несколько раз раздавалась телефонная трель. Жена Вера в надвинутом
	на самые брови платке и в длинной юбке покорно семенила к
	супругу, подавала ему трубку... Марик рассеянно слушал,
	брезгливо дёргал губой, утомлённо говорил: «Двести» – потом лениво
	добавлял: «Ваши проблемы» – и снова возвращался к
	душеспасительному разговору о Вере. «А чего – двести?» – спросила я
	Марика после очередного его стереотипного ответа неизвестному
	собеседнику. «Ну не рублей же!» – возмущённо ответил Марик,
	иронически рассмеялся и снова вернулся к вопросу о Вере.
	Православной Вере, вы же понимаете. (Впоследствии выяснилось,
	что двести баксов он брал за пятиминутную консультацию,
	которую он давал исключительно православным и стойким в вере
	женщинам – в качестве «православного акушера-гинеколога».)
	Такая вот, друзья, поучительная история. Когда я вкратце рассказала
	её Питириму Карповичу, человеку высокого призвания и
	непростой судьбы, ответил мне на неё немецкой фразой «Von links
	unten nach rechts oben», что означает: «Из левых низов – в
	правые верхи». И эта фраза мне очень понравилась.
Так что, как видите, она даже и сюда, в заголовок, попала.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             