Введение - О Руми
|  | 
перевод книги Колмана Баркса «СУЩНОСТЬ РУМИ»
|  | 
Сидящий Руми
  Персы и афганцы называют великого Руми – Джелалэддином Балхи.
  Он родился 30 сентября 1207 года в маленьком городишке Вахш (совр.
  Таджикистан), возле большого города Балха (совр. Афганистан),
  который тогда был одним из центров огромной империи Хорезм-шахов.
  Прозвище «Руми» означает «из Романской Анатолии» (совр. Турция).
  Разумеется, Джелалэддин не звался Руми при рождении, он получил
  это имя позднее, когда его отец, предвидя неизбежность вторжения
  монгольских орд в Хорезм и Багдадский Халифат, успевает эмигрировать
  со всей семьёй и группой учеников в Турецкий Султанат, в столичный
  тогда город Конья, приблизительно в 1215 – 20 годы.
  Бахаэддин Валед, отец Руми, был прямым потомком первого халифа
  Абу-Бакра, крупнейшим теологом, юристом и суфийским мистиком неизвестного
  нам ордена. От Бахаэддина осталась книга «Маариф» –
  коллекция дневниковых заметок, проповедей, и отчётов о странных
  состояниях и видениях, шокирующих большинство академических исследователей,
  которые пытались дать им интерпретацию. Бахаэддин демонстрирует
  необычайную для той эпохи свободу выражения чувств, утверждая
  своё единство с Богом.
  Бахаэддин умер, не успев посвятить сына во внутренние таинства
  суфизма, эту миссию исполнил его ученик – Бурханэддин (Бурхан)
  Мухаккик. Под руководством Бурхана, Руми изучил труды Санаи _ 1 и Аттара _ 2
  – двух великих суфийских наставников.
  После смерти отца Руми унаследовал его пост шейха общины дервишей
  и наставника главного медресе Коньи. Его жизнь выглядела вполне
  нормальной и благополучной для религиозного лидера – преподавание
  в медресе, ученики, медитация, благотворительность, семья, дети.
  Но поздней осенью 1244 года он встретил на улице незнакомца, задавшего
  ему тонкий теологический вопрос.
  Этим незнакомцем оказался странствующий дервиш, Шамс из Тебриза
  _ 3, путешествовавший по всему Ближнему
  Востоку, моля Бога помочь ему найти «того, кто смог бы
  выдержать мою компанию». Однажды, помолясь, Шамс услышал
  голос:
– «А что ты дашь в обмен за это?»
– «Мою голову!» – пророчески ответил Шамс.
– «Иди в Конью и ищи Джелалэддина.»
  Вопрос, заданный Шамсом, привел к тому, что учёный доктор богословия
  – Руми, потерял сознание от волнения и упал на землю с ишака.
  У нас нет полностью достоверной информации об этом вопросе, однако,
  по наиболее надежным версиям, Шамс спросил Руми:
  – «Кто имеет более заслуг перед Богом – Пророк Мухаммед
  или (известный суфийский мученик – К.Б.) Бистами?» 
Бистами принадлежит знаменитое в суфийских кругах самовосхваление:
– «О, как велики мои заслуги!»
В то время как Мухаммед признавал в своей молитве Богу:
– «Мы не знаем Тебя так хорошо, как мы должны бы»
  Руми потерял сознание от волнения, поняв глубину этого вопроса.
  Придя в себя, он дал Шамсу такой ответ:
  – «Заслуги Мухаммеда выше, Бистами глотнул лишь первый
  бокал вина истины, опьянел и остановился на Пути, а Мухаммед делал
  на Пути ежедневно по нескольку переходов.»
  Есть разные версии описания этой исторической встречи, изменившей
  жизни многих людей.
|  | 
Руми и Шамс
  Руми и Шамс стали неразлучны. Их Дружба сама стала одной из исторических
  загадок румиведения и мистического суфизма. Её невозможно объяснить
  с позиции здравого смысла: Руми было тогда 37 лет, Шамсу за 50,
  возможно даже за 60. Дуэт из двух слившихся нот, влюблённый ученик
  и возлюбленный учитель, существование и несуществование, свет
  и его источник, присутствие и отсутствие – все нормальные социальные
  разграничения исчезли.
  Руми мог провести вдвоём с Шамсом несколько месяцев подряд в мистическом
  дуэте (сохбет), не видя других людей, игнорируя
  обязанности отца, мужа, учителя, главы школы, придворного Султана,
  отдаваясь совместному духовному общению и медитации. Сын Руми
  – Султан Валед – писал, что Шамс в своём духовном развитии прошел
  все возможные стадии экстатической влюблённости в Бога и стал
  «котб-е хама ма шуган» – или «Посохом Возлюбленного».
  Шамс презирал начётчиков и формальных знатоков Корана и, сознательно
  избегая их общества, жил в караван-сараях, с бездомными дервишами.
  Он быстро стал заметным доминирующим явлением в и без того интенсивной
  и конкурентной духовной жизни Коньи. Многие студенты других духовных
  наставников перебежали к Шамсу. Любимые ученики Руми – его сын,
  Султан Валед, и личный писец, Хусам Челеби, тоже стали студентами
  Шамса. Эта экстатическая дружба вызвала трения в религиозной общине
  Коньи. Другие теологи и студенты Руми почувствовали себя заброшенными,
  семья Руми взбунтовалась, старший сын Руми стал угрожать Шамсу
  смертью. И Шамс исчез. По мнению исследователей творчества Руми
  именно после этого первого исчезновения Шамса и началось превращение
  Руми в поэта-мистика.
  Аннемария Шиммел _ 4, посвятившая
  жизнь изучению Руми, пишет:
  «Он стал поэтом, начал подолгу слушать музыку, петь, мог
  часами кружиться в танце.»
  Прошел слух, что Шамс появился в Дамаске, Руми послал в Дамаск
  сына, Султана Валеда, чтобы уговорить Друга вернуться в Конью.
  Шамс согласился. Когда они встретились, то оба упали в ноги друг
  другу, так, что «никто не мог понять, кто из них влюбленный, а
  кто любимый». Шамс стал жить в доме Руми и скрепил дружбу женитьбой
  на его приёмной дочери. Вновь начались их совместные «сохбеты»
  (мистические беседы) и вновь зависть подняла свою голову.
  Вечером 5 декабря 1248 года, во время беседы Руми и Шамса, кто-то
  вызвал Шамса на улицу, он вышел и больше его никогда не видели.
  Вероятно, он был убит при соучастии старшего сына Руми – Алаэддина,
  если это так, то Шамс действительно заплатил головой за эту мистическую
  дружбу.
|  | 
Руми, танцующий перед мастерской Саладина, Персидская Миниатюра 16 века
  После второго исчезновения Шамса Руми погрузился в мистерию поисков
  Друга. Он пустился на поиски сам, объездил много городов и соседних
  стран, посетил, в частности, Дамаск. И именно в Дамаске он понял:
Зачем повсюду я ищу Его? Ведь я есть тело Друга моего! Через меня Он посещает мир! Себя искал везде я самого!
  Так союз друзей стал совершенным. Он достиг стадии фана
  – аннигиляции в Друге. Шамс стал писать поэмы Руми. Руми назвал
  гигантское собрание своих газелей «Диваном Шамса Тебризи»
  («Диван» – Сборник Трудов, на фарси).
  После смерти Шамса и духовного слияния с ним, Руми нашел новую
  дружбу – Саладина Зеркуба, златокузнеца. Саладин стал тем новым
  Другом, которому Руми стал посвящать свои поэмы, не такие огненные,
  как Шамсу, но полные ровной нежности. Саладин прибыл в Конью в
  1235 году и стал студентом Бурхана Мухаккика, как и Руми. Шамс
  и Руми часто встречались у Саладина – в мастерской или в доме.
  Саладин представляет для исследователей Руми загадку другого рода,
  в отличие от Шамса, он не был учёным знатоком Корана, он не мог
  даже сказать на память первую суру без ошибки. И тем не менее,
  Руми сделал именно его своим наставником и шейхом своего ордена.
  Эта дружба была скреплена браком сына Руми Султана Валеда и дочери
  Саладина. Несколько газелей Руми подписаны именем Саладина. Сохранилась
  агиография, о том, как Руми впал однажды в транс у мастерской
  Саладина и принялся самозабвенно кружиться под музыку молоточков
  златокузнецов. Саладин, приказав работникам продолжать, выскочил
  на улицу и присоединился к Руми.
  В 1258 году Руми лично провёл по улицам Коньи траурную процессию
  (празднование «урса» – духовного брака великого святого) на похоронах
  Саладина, кружась в мистическом танце под звуки флейты и барабанный
  бой.
  После смерти Саладина, Хусам Челеби, личный секретарь и любимый
  ученик Руми занял опустевшее место Друга и духовного наставника.
  Руми писал, что Хусам был источником вдохновения и тем единственным
  человеком, кто понимал секретный порядок чтения другого огромного
  поэтического труда Руми – «Меснави». Он называл
  Хусама «отражённым светом Истины», памятуя, что тот был учеником
  Шамса.
  Сохранилось предание о том, как началось писание Меснави. Хусам
  уже давно умолял Руми начать записывать свои поэтические экспромты,
  однажды, когда они вдвоём гуляли в садах Мирама, Хусам возобновил
  свои уговоры. В ответ Руми вынул из тюрбана первые 18 строк «Песни
  Свирели». Так началось 12 летнее сотрудничество Руми и Челеби
  над «Меснави» – Руми надиктовал Хусаму 6 томов этого гиганского
  труда.
  В Меснави есть фантастические скачки от фольклора к науке, от
  юмора к экстатической поэзии. Аннемария Шиммел сравнивает структуру
  «Меснави» с архитектурой медресе – школы дервишей, особенно с
  сохранившимся до наших дней медресе Каратай, построенном в Конье
  богатым визирем Каратаем для Руми за несколько лет до начала работы
  над Меснави. Стены и потолок этого медресе покрыты богатыми куфическими
  арабесками, настолько усложненными, что только знатоки могут их
  расшифровать. Дизайн ведёт взор зрителя к куполу, разрисованному
  под звёздное небо, пока не упрётся в отверстие в его центре. Ночью
  в это отверстие заглядывают звёзды, отражающиеся от воды в маленьком
  бассейне, расположенном в центре пола. Это ощущение духовной глубины
  и интенсивности, переплетенной сложности, растущей из коранических
  стихов, безграничности и вместе с тем симметричности с центром
  в прозрачной звёздности бассейна – сродни ощущению от Меснави.
  Эта метафора удивительно точна. Вся поэзия Руми – это беседа внутри
  и вне мистической общины его учеников, «сохбет» выходящий за пределы
  пространства и времени.
Руми умер 17 декабря 1273.
   1. Санаи, Хаким (ум. 1131)
  великий суфий, придворный поэт эмира Газны, изобрёл стихотворную
  форму «меснави» (двустишие). Санаи писал дидактические и мистические
  поэмы, из которых Руми заимствовал много образов, строф и сюжетов,
  особенно из книги «Сад Истины». Руми восхищался кажущейся «приземлённостью»
  стиля Санаи и указывал, что даже скабрёзные анекдоты можно использовать
  для наставлений. Это нашло отражение в Книге V «Меснави», где
  помещено множество подобных анекдотов и толкований к ним. Санаи
  автор знаменитой притчи «Слепец и Слон» (впрочем, заимствованной
  им у индусов), которую Руми видоизменил в притчу о нескольких
  людях в тёмной комнате, пытающихся описать слона.
  2. Аттар, Фаридэддин (1119 – 1230), великий суфий,
  парфюмер, врач и поэт, автор знаменитой поэмы «Разговор Птиц».
  Аттар, живший в Дамаске, встретил Руми, которому тогда было 12
  лет, и его отца на их пути из Хорезма в Турцию, в эмиграцию. Аттар
  немедленно распознал духовный потенциал Руми, сказав о почтительно
  идущем позади отца ребёнке: «Океан следует за морем». Он подарил
  мальчику рукопись собственной книги «Астранамэ», о мучениях души
  в материальном мире.
  3. Шамс («солнце», на фарси) из Тебриза – духовный
  наставник Руми. Почти любое упоминание о солнце или солнечном
  свете в поэзии Руми это воспоминание о Шамсе из Тебриза. Многие
  сохранившиеся подробности о жизни Шамса собраны в книге Аннемарии
  Шиммел «Триумфальное Солнце» стр. 16 – 25.
  4. Аннемария Шиммел – известная современная исследовательница,
  посвятившая более 40 лет изучению творчества Руми, автор книг
  «Триумфальное солнце: изучение трудов Джелалэддина Руми» (1978)
  и «Я – Ветер, Ты – Огонь: Жизнь и Труды Руми» (1992), ставших
  классикой румиведения.
Продолжение следует.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             