Пояс шахида, или Эти безумные круги Сансары
Проспект Мира
	…на, наконец, на, – и моя станция, на… Проспект Мира, на!.. Уф-ф,
	пронесло! Но, может, все еще статься! SOS!.. Примите всем
	существом своим и несите: в любой момент нас может не стать! в
	любой момент мы можем вылететь в трубу! обратиться горсткой
	говна-на!.. Кошмар не оставляет человека ни на секунду!..
	Я выплываю из вагона – мерно вливаюсь по течению в бурливый людской
	поток. Рядом со мной уверенной говорливой стайкой держатся
	упитанные московские школяры, под суетливое призыв-клокотание
	своей нахохлено сдобной провожатой; сзади меня угребает со
	скрипом на одном весле изможденный аскезой и несварением
	желудка инвалид: быстро подтягивается ко мне, словно
	привязанный на невидимой лебедке, – решил почему-то уже изменить
	привычный маршрут сбора податей: будет теперь стоять у одной из
	колонн станционного зала со своей неотразимой табличкой.
	Всюду, со всех сторон, куда ни обрати свое вибрирующее, как
	тончайшая струна, сознание, меня окружает месиво животворящей
	субстанции: дышащей, чающей, неистово вбирающей в себя и все мои
	индивидуальные порывы и прорывы – эксклюзивные ноты, аккорды
	пробуждения. И никуда мне не деться от этого назойливого
	соседства: ведь все мы, живущие в этом мире, обречены нестись
	единым зычным потоком, преодолевающим все тягостные пороги, –
	потоком, вливающимся неминуемо в единый бесконечный
	посмертный коловорот бытия…
	…Да, хороша эта станция, Проспект Мира Живых. Заботливой и умной
	рукой вселенского архитектора смонтирована – занесена из
	трепетного венценосного воображения в суровую животную же
	реальность. Многие поколения советских людей, и вот уже нынешняя
	постсоветская популяция москвичей и гостей столицы, с любовью
	(а как же иначе) взмывает свой взор на все это великолепие –
	резные мраморные декоры, фризы, пилоны, украшенные
	барельефами на темы благоденствия Проспекта Мира Живых; украдкой, с
	тайной любовью взирают вечно спешащие люди на стены перронов
	из незабвенного красного нижнетагильского мрамора,
	сталактиты люстр и настенных светильников. Я сам когда-то лупатым
	подростком, прилежным неофитом совдепа, засматривался этой
	мишурной красотой: формы бытия казались мне незыблемыми,
	монументальными, – да так оно и было. Верилось, Проспект Мира Живых
	спасет, если и не красота, то, по крайней мере, порядок и
	точный расчет. Хотелось самому воплотиться в эту мраморную
	стабильность, – сотвориться в себе таким же дворцово-нарядным,
	статным, как и эти величавые венценосные пилоны; грезилось
	закрепить беззащитную мякоть своего сознания в чем-то
	устремленном в века, на многие поколения человеческих существ
	вперед, – попросту говоря, хотелось превратиться в саму эту
	станцию, стать ее мыслящим гранитом, жить вечно и непрестанно
	объективировать каждой частью, каждой йотой осознающей
	мраморной сущности – весь этот безграничный, вздымающийся,
	багряный, венценосный Проспект Мира Живых: славить его беспрестанно
	в своих стихах, поэмах, песнях!!!
	«Граждане пассажиры! Не создавайте заторов на пути подступа к
	эскалатору! Не загромождайте Этрант ПМЖ! О сумках и вещах, забытых
	другими пассажирами, немедленно сообщайте дежурному по
	станции!»
	О, в состоянии ли был тогда подросток прозреть времена неодолимого
	грядущего: триумф и разгул террористической угрозы на этой
	лучшей из станций – Проспекте Мира Живых? О, эти стеклянные
	глазки видеонаблюдения, вмонтированные повсюду, источившие,
	что тля, некогда единую мраморную цельность… прозревающие
	холодно и неотвратно и колкое каменное крошево, и известковую
	пыль, забивающую глаза-окуляры и динамик-рот нашей станции… и
	парные ошметки человеческих тел… и коричнево-черные кровяные
	лекала повсюду – на поверхности некогда озерной глади
	гранитных настилов под ногами…
	Пассажиро-поток несет меня прямиком к эскалатору, мимо взлелеянных
	еще с детства царственных интерьеров, мимо преследующих, что
	сумасшедший с бритвою в руке, образов грядущего. Ох, это
	безумное мельтешение немногосложных ритмов присутствия «здесь и
	сейчас» – чающих единиц – как насекомые облепивших
	плоскость скольжения жизни. Жесткая проявленность каждого из
	участников грандиозного шествия, его уверенность в своем пребывании
	в так называемой реальности – вызывает во мне кривую
	усмешку, как и эта табличка с надписью: «Выход в город. Дворец
	Спорта Оптимистский».
	Я хочу прокричать, вам, люди: я никогда не принимал вас всерьез!!! –
	и могу только сейчас об этом заявить открыто, признаться в
	этом, наконец, и самому себе, а не юлить, оправдывая всю
	вашу липовую цивилизованность, ссылаясь на «культурные» же
	штампы – речения так называемых великих гуманистов из прошлого и
	настоящего.
	«О подозрительных и агрессивно настроенных гражданах срочно
	сообщайте в линейное отделение милиции нашего Этранта!»
	Я усмехаюсь вам, люди: – за то, что вы голодным косяком идете в мир
	за событием и результатом! За то, что вы уплотняете этот
	ранимый хрустальный мир моей мечты своим алчущим присутствием –
	вот здесь и сейчас! За то, что тесно мне с вами из-за вашей
	чудовищной назойливости, упования на телесный выигрыш! За
	то, что все ваше массовое восприятие и диктует вам подобный
	спрос – чтобы над вами всегда кто-то во всеуслышание…
	потешался! За невыносимую тяжесть, с какой вы облепили мою землю
	несуразными кропотливыми муравьями, за тихую серую массу и
	психологию толпы, – смеюсь; за эти нелепо выбритые головы в
	наушниках, – смеюсь; за чертово красные накладные ногти и запах
	мусса для укладки волос, доводящий до спазм и тошноты –
	смеюсь; за мобильные телефоны, мурлыкающие неотвязно вздорные
	мотивчики из шлягеров, – хохочу; за прайс-листы в руках
	менеджеров от жизни, выставляющих все и вся на продажу, начиная
	от несуразных пустышек – жевательных резинок и презервативов,
	– заканчивая высокоточным оружием смерти; за спросовую
	литературу, шуршащую в метро и электричке, куда погружается, как
	в омут, вся твоя интеллектуальная начинка, весь
	интеллектуальный твой вектор, – за все, за все, что связано с тобой,
	мой современник, – до слез, до колик хохочу, можно сказать,
	рыдаю! И сманифестирую сейчас без обиняков: Жить тебе не
	стоит! Вот, стало быть, как: что скажешь ты на это? – Не стоит
	тебе жить! Тебе жить не стоит! Жить не стоит тебе!!!
	«Повторяю: в случае выявления подозрительно настроенных лиц или
	оставленных ими предметов срочно обратитесь к дежурному по
	залу!..»
	На вершине эскалатора я таки стопорюсь, оборачиваюсь всем навстречу,
	создавая неразбериху пинков в живот и грудь, бестолковщину
	мелко частных оскорблений: представляю уже, вероятно, то
	самое «подозрительно настроенное лицо» и тормоз для несущейся
	неизвестно куда гигантской сороконожки, задумавшейся вдруг
	однажды о главной ноге… «…Смотрите же, смотрите, граждане,
	пассажиры, что за дивная скульптура украшает наземный вестибюль
	нашей горячо любимой станции!.. Смотрите же…» – широко
	жестикулируя, пытаюсь я докричаться до всех. И сам уже смотрю
	заворожено, запнувшись на полуслове.
	Так и есть. Тот самый, запечатленный в металле и камне, –
	вожделенный гость с широко распростертыми миру руками: желающий объять
	необъятное, вобрать в себя весь плывущий навстречу людской
	поток. (– Новый Христос? – Нет! – Ведь Новый Христос сидит в
	Кадиллаке, курит сигары, меняет фраки, несколько раз на
	дню; ему подносят диет-меню…) На челе же нашего нового знакомца
	нет и тени страдания, лишь отпечаток блаженной улыбки,
	обращенной ко всем и каждому. Вот он, как на ладони – доступный
	и ясный Черный Человек с распахнутыми полами лапсердака и
	проступающей плотной кольчугой многослойного пояса. И,
	наконец, это громогласное, многократно усиленное неотвязным
	станционным динамиком, проникающее во все поры нашего озабоченно
	копошащегося у подножия чудесного монумента Здесь и Сейчас, –
	пронизывающий истинный Логос: «Граждане пассажиры, да будет
	Свет!!!»
	Еще несколько фантастических мгновений – и мне представилась
	(дополнилась) удивительная картина. Как в замедленной съемке предо
	мной разверзлось следующее. Я, или очень похожий на меня
	человек, высокий и статный, находящийся в самом эпицентре
	пересечений смысловых магистралей и так называемых энергетических
	потоков, по какому-то эстрадно-цирковому наитию, дремлющему
	в истоках каждой человеческой души, ужасно зашедшийся в
	блаженной улыбке, – распахивая полы своей новомодной силки,
	высвобождается торжественно и неуклонно из кокона своих
	одеяний; и вот уже и оно – чудо приспособление двадцать первого
	века, мигающее всеми мыслимыми и немыслимыми огнями, –
	серебряный пояс шахида, пленительной кольчугой охвативший вдруг торс
	несогбенного человека… К нему тянутся со всех сторон руки,
	много рук, и лица, близкие лица современников, взволнованные
	и просветленные, молящие о скорейшем разрешении чего-то
	главного, великого и торжественного. И наконец давно сулимое
	чудесным исполином свершение – вспышка света, пронзительная,
	всеобволакивающая, упразднившая вдруг всю суету ожидания –
	вмиг и бесповоротно!
	Действительно, ничто (и никого) уже нельзя было вернуть в прежнее
	«человеческое состояние»: форма вещей, форма мира распалась,
	как, впрочем, и форма восприятия человеком опостылевшей
	реальности. В образовавшуюся воронку – к великому первоисточнику
	хлынули души некогда мельтешащих по жизни и лабиринтам метро
	людей: но теперь уже плавно и степенно, словно в
	предощущении святых таинств слияния с Абсолютом.
	Внизу же беспрецедентным мусором, осколками былых устремлений
	сиротливо блекли растерзанные на оконечности тела покинувших мир
	существ. Безалаберность российского первомайского пикника в
	лесу могла бы сравниться по драматизму беспорядка, по
	устремленности бросить, как попало, похерить использованные
	емкости. Но здесь не было вины вновь обращенных в небеса: потребив
	себя без остатка, они не по своей воле покидали свои
	«обертки», глянцевые этикетки одежд и надкусанные взрывом мускулы
	тел. В них, во вновь обращенных в небеса, была безропотность
	и святая безграмотность подчинения неизбежному, триумфу
	вожака, бесплотные сияющие слезы о неведомом.
	Больше всех благодарили безмолвно лучезарного шахида дети. Покидая
	свои добрые непогрешимые тела, они по взрослому соглашались с
	новым выбором реальности, небеспочвенно уловив, что не так
	давно, еще до их земного воплощения, их принимала в себя вот
	такая же благодать и прозрачность, как и теперь. Неровной
	цепочкой настраивали свой путь в неведомое прекрасное дети,
	вырвавшиеся, наконец, из-под неотвязной опеки классной
	руководительницы (цепко удерживающей в своих объятиях лишь Машу
	Лукашенко), курлыча дивные свои прощальные песни
	несостоявшейся юности. Явно опережая разряженный строй, несколько впереди
	и слева, летел инвалид, словно по мановению незримого
	кутюрье, обращенный в благоухающего метросексуала: рьяно
	раздвигал он встречные облака, ловко орудуя костылем, преображенным
	в светящуюся алебарду.
	И лишь для некоторых новая ипостась представлялась особенно
	устрашающей, пугающе неведомой: трем уже знакомым нам по вагону
	молодым парням-менеджерам, замыкающим фланг правого звена.
	Выстроив избитую схему достижения своей земной цели, уплотнившись
	в ней, став ею, они, забыв юные грезы, всерьез постигали
	теперь истинную реальность, словно бы в первый раз, всерьез
	проникались ответственностью, вбирая в себя колоссальный
	масштаб вселенной, при жизни их земной сузившейся в тривиальную
	топографическую карту знакомой местности: карьера, деньги,
	женщины, слава… Что там говорить, вселенная вдруг распахнулась
	для всех в истинную свою ширь – стать и ширь; и, сознавая
	свою сопричастность ей, каждый из покинувших свою земную
	оболочку некогда мужчин, женщин, детей вбирал теперь в себя
	новую оболочку, неизменно состоявшую из… Нового Смысла.
	И вот уже стройный журавлиный клин потянулся далеко в неведомое –
	каждой своей малой (великой) толикой вливаясь во вновь
	обретенный Смысл, как когда-то вливался человек в собственное же
	тело по пробуждению от ночного кошмара, соглашался с
	интерьером и экстерьером своего жилища. (Вся земная жизнь и была тем
	кошмаром: Этрантом ПМЖ!) Этрант Смысла давал каждому
	особенное знание, дабы, вернувшись с очередным перерождением на
	землю (в Этрант ПМЖ) в преображенном уже обличии, люди эти
	становились мудрецами: на очередном витке, раздвигая горизонты
	профанного знания, развивали Идею мироздания – каждый в своей
	плоскости!
	И только лишь одно существо прорвалось за Этрант Смысла –
	преодолело-таки затяжной вселенский коловорот, обращающий все живое
	вновь и вновь вспять (дабы по новой формировать качество
	Этранта Жизни, составлять по новой смысловой калейдоскоп его,
	вектор восприятия). Преодолев самый главный Этрант – Этрант
	Смысла – существо это устремилось дальше, за пределы
	представимого, за пределы знаковой системы и Логоса. Хотя сказать
	«устремилось дальше» – это ничего не сказать, так как «дальше» –
	это примитив захваченностью Смыслом мыслящего тростника.
	Существо это оставалось здесь и сейчас, становясь всем, и в то
	же время, отрекаясь от всего. Существо это взирало сейчас
	перед собой бесконечную вереницу лиц на эскалаторе
	(вглядывается оно пристально в каждое лицо, и вновь прогоняет тень
	лица чужого с лица своего). Существо это в качественно ином
	своем состоянии, нежели современники, – преодолевая в каждом
	своем шаге Этрант Жизни и Этрант Смысла, – обратило свою
	невесомую поступь, по выходу из метро, налево по Проспекту Мира,
	прямо к музею Серебряного века, городскому дому-усадьбе
	Валерия Брюсова. (Огненная книга раскрывается ночью. Шелест
	звезд в шелесте переворачиваемых страниц. Психика,
	испепелившись, покрывает пеплом простыню, подушку, одеяло. Здесь не
	картины мира, здесь – мир. Первый лист дает безынформационное
	постижение Вселенной, редко кому удавалось перевернуть его, все
	принимали его за белый лист. Я есть, и в тоже время – меня
	нет… Всегда сейчас, или – нигде и никогда!)
	Подошло это существо к глухой железной калитке, легко справилось с
	тяжелым засовом, вошло во внутренний дворик старинного
	особняка, и там, в глубине небольшой аллеи с античными статуями,
	пройдя к южному флигелю, распахнуло тяжелую дубовую дверь с
	бронзовым медальоном – циркулем и перевернутым наугольником,
	заключенными в кольцо; стало спускаться вниз по крутым
	каменным ступеням, растворившись, наконец, в темноте портала.
Заключение
Из электронного послания неофита к мастеру.
Анатолий Степанович, здравствуйте!
	Прежде всего, прошу прощения за столь внезапное вторжение в Ваш уже
	по-новому устоявшийся жизненный уклад, в Вашу новую
	«вербально-электронную» реальность – экран домашнего монитора,
	клавиатура, мышь, сеть Интернет; но и Всемирная паутина, по
	видимому, уже тесна как мир: и здесь путники на тропе Познания
	зачастую пересекаются в виртуальном пространстве и на новых
	высоких скоростях общения свидетельствуют свое почтение друг
	другу.
	Итак, по прошествии энного времени, траектории наших орбит грозят
	пересечься по-новому, теперь уже в грандиозной компьютерной
	вселенной (не есть ли это первый шаг преодоления Этранта
	Жизни?!): я вновь с готовностью заявляю о себе, вхожу в фокус
	Вашего видения, терпеливо ожидаю снисхождения с горних высот –
	Мастера Духа к неофиту-выскочке.
	Немного истории. От небезызвестных мудрецов города М., я в какой-то
	степени дознался (ну, насколько это было возможно, поверх
	всех барьеров секретности, титанически хмуря лоб до
	пульсирующей в висках жилки, словом, поломал голову над сей мудреной
	загадкой) о некоторых новых аспектах Вашего, Анатолий
	Степанович, учения. Эти новые Ваши положения меня, конечно, чего уж
	греха таить, заинтересовали, тем более, что нахожу я много
	общего у Вас с нынешними моими размышлениями. Теория
	Пракуризма (в свете новых этих Ваших положений) вдруг засверкала
	точно алмаз, вдруг и приобрела те необходимые ей огранки,
	которые делают любую стоящую концепцию окончательно полной и
	всеобъемлющей (что из горней породы – бриллиант), заставляют
	уже соотноситься с ней надолго и всерьез. Да, именно всерьез и
	надолго!!! Ведь то, что мы имели раньше – почти
	непререкаемый джентльменский набор поступатов: «Мир погряз в
	Пракуризации, и наша задача эту Пракуризацию снизить, а затем вообще
	одолеть! В этом наша славная миссия на Земле – славная миссия
	славного региона!» – манифестировали Вы всегда в своих
	работах, предназначенных не для общедоступного пользования. Во
	имя Великого Общего Делания – призывались под союзные стяги и
	Достойные Человеки из Прошлого. Но не доставало, не могло
	еще пока быть главного всескрепляющего звена, центрального
	аспекта во всей Вашей теории, а именно: во имя чего
	посвященному брать на себя ответственность за судьбу мира? как
	культивировать ему намерение не принимать, не соглашаться с
	Пракуризацией во вне и втуне? что значит «не потребление» успеха и
	результата в миру? как охранить природу и своего ближнего?
	словом, как преодолеть в себе Пракуристического монстра?
	Теория Этрантов теперь цементирует всю мистическую плоть Вашей
	концепции. Я рад за Вас! Трудное и загадочное место пройдено! Вы
	ставите теперь мыслящий тростник перед фактом: ЖИЗНЬ
	НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕТЬ, так как преодоление само по себе того, что
	насквозь Пракуризировано – и есть типичная черта нашего
	происхождения, нашего путешествия во вселенной, задача выходца из
	иного Этранта. Ведь все мы – выходцы из иного Этранта, и
	здесь, на Земле – гости временные. ТАК ЛИ ГОВОРИТЕ ВЫ ЭТО?
	Ведь все, чем располагают мудрецы города М., это игра в
	испорченный телефон: какие-то лишь досужие догадки, домыслы, личные
	сны, игра в символизм и Серебряный век.
	Со своей стороны я ответственно заявляю-добавляю следующее: Этрант
	Жизни наглухо, напропалую, по всем пунктам захвачен,
	оккупирован Этрантом Смысла, и главная задача состоит прежде всего в
	преодолении Этранта Смысла!
	Анатолий Степанович, хотелось бы побеседовать с Вами в свете Новых
	Положений Вашего Учения, относительно происхождения человека
	и его миссии во Вселенной. Так уж, чтобы такого вечно
	сомневающегося индивидуума, как я, удовлетворить окончательно.
	С уважением, Ваш верный почитатель, неотступающий, хоть и в
	некоторой оппозиции находящийся, брат А.
	P.S. В ближайшее время намереваюсь посетить Санкт-Петербург и до
	конца месяца прожить у родственников под Питером.
	P.P.S. Анатолий Степанович, подскажите, где находится или хотя бы
	как называется та Гора, с вершины которой можно выпрыгнуть за
	круги Сансары? 
6 февраля 2005 года
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             